Фицо ищет партнеров. Изменится ли курс Словакии после выборов

Пятница, 4 марта 2016, 15:35 — Олеся Басараб, Братислава, для Европейской правды

В субботу, 5 марта, словаки выбирают новый парламент. Ожидание достаточно напряженное – прогнозировать состав будущей коалиции не берется никто.

Согласно последним опросам, в парламент должны были пройти семь партий. Однако главная интрига – хотя отрыв правящей партии SMER значительный, но голосов для формирования правительства им не хватает.

 

Политические аналитики задаются вопросом: какой будет коалиция?

Сформируют ли правительство SMER и традиционно националистическая SNS? Последнюю считают надежным партнером премьер-министра Роберта Фицо, да и опыт совместного правительства уже был.

А может сюрпризом станет правоцентристский либеральный Most-Híd, который хоть и четко протестует против манипулирования миграционными проблемами и обращает внимание на банальные экономические проблемы, которые интересуют мелкий бизнес, но все же его лидер Бела Бугар одной своей неосторожной фразой в теледебатах зародил в своих избирателях подозрение относительно перспектив "коллаборации".

Вспоминают даже немного подзабытых консервативных христиан KDH, у которых вроде бы были неплохие отношения со SMER, но в последнее время между ними пробежала черная кошка. И, как ни странно для иностранного наблюдателя, главного конкурента SMER – #Sieť.

Нынешняя кампания вообще была необычной для Словакии.

Во-первых, еще никогда так не использовали интернет и, в частности, социальные сети. Появилось то, что было привычно в Украине еще во время президентских выборов 2004 года – онлайн-чаты с кандидатами.

Активно включились в работу соцсети. Причем здесь нужно благодарить не местных политтехнологов (у которых, обращаясь к украинской политической классике, "скучное лицо"), а российскую пропаганду. Она перемудрила – будучи, с одной стороны, успешной среди ностальгирующих по социалистическому прошлому, с другой – консолидировала и активизировала тех, кого достала наглыми манипуляциями и ложью.

А поскольку за Фицо годами тянулся шлейф коррупционных скандалов с российским следом, а в последнее время он достаточно регулярно агитирует за отмену санкций – то выбор активистов был однозначный.

Заместитель главного редактора экономического журнала Trend Зузана Петкова так сравнивает нынешние и прошлые выборы:

"В кампании 2012 года шла речь об одной сильной теме, которая перекрыла все остальные – записи словацкой службы безопасности, где говорилось о связи олигархов из местной финансовой группы "Пента" с партийной правицей (бывшей коалицией), уничтожили ее реформаторское правительство.

В нынешней кампании нет одной ведущей темы, их немало. Правящий SMER вцепился было в беженцев, но тема, кажется, себя преждевременно исчерпала, и ему уже не удается ею пользоваться до последней минуты. И наоборот, SMER не справился с забастовками медсестер и учителей – наоборот, своей риторикой в отношении этих групп он, по сути, пошел против себя (партии социал-демократического толка) и своего имиджа: "Работаем для людей".

 

Медицинская тема вообще стала едва ли не центральной в избирательной гонке, прежде всего, благодаря медицинской коррупции.

Коррупционные "казусы" в словацкой медицине и так происходили регулярно, а под выборы посыпались как из мешка – и потому что воровать стали быстрее и наглее, и потому что удавалось найти "рупор".

Часть случаев открыто разглашали возмущенные сотрудники (за что потом не избежали проблем), а оппозиционные лидеры подхватывали. Часть – через осторожный слив документов прессе.

Например, скандал вокруг покупки томографа в больнице курортного городка Пештяны. Тот обошелся в 1,6 млн евро, а такой же в Чехии стоил миллионом меньше. У врача и медсестры, которые предали аферу огласке, были потом серьезные проблемы.

Или, например, казус "тети Анки". Руководитель государственной медицинской страховой компании Марцел Фораи заключил контракты с фирмой своей 77-летней тетушки-пенсионерки на 14 млн евро, а также "помог" кузену и семье коллеги. Это лишь один пример, похожего в медицине немало.

К сожалению, последствия заставили себя ждать. На днях в сети призывал голосовать против SMER человек, который потерял 29-летнюю жену, мать трехнедельной дочери. На ее проблемы с диабетом не обращали внимания ни в роддоме, ни терапевт, ни специалисты – "все нормально, терпите"...

Активнее станут и малые и средние предприниматели. Среди них много "аналогов" украинских ЧП-шников, когда люди оформляются на работу, заключая контракт об оказании услуг как частные единоличные предприниматели – все финансовые и административные расходы на уплату социальных платежей ложатся на их собственные плечи.

Всплеск избирательной активности предпринимателей уже отмечался на президентских выборах-2014. Теперь они еще более активны – многие серьезно изучали программы партий в экономической части. Популизм SMER топит их бизнес.

 

Правда, противоположный лагерь тоже не расслабляется.

Главная надежда нынешнего премьер-министра – высокая явка его сторонников.

Дело в том, что среди избирателей Фицо много пенсионеров, которые дисциплинированно ходят на избирательные участки. А на прошлых выборах, когда правоцентристы были деморализованы, явка социал-демократов была образцовой.

За два года до выборов премьер взялся "покупать" голоса социальными пакетами.

Это были разноплановые проекты: например, 6-месячный проект доплаты работодателю 50-90% зарплаты трудоустроенной матери ребенка 6-10 лет, деньги на детские площадки для сел, дотации областным администрациям, локальные программы борьбы с безработицей... Все это давало возможность сделать пиар для власти – знакомый для Украины сценарий.

Доходило до маразма: один из проектов – возврат переплаты за газ из-за падения цены. Эти средства получили даже пенсионеры в селах, где газа никогда не было. Но кто обращает внимание на такие мелочи, когда надо "окучивать" пенсионеров!

Пока большинство было пассивным, а главное – пока экономику Словакии тянул локомотив ЕС, это работало.

Однако сейчас такая система раз за разом дает сбои. Главный редактор интернет-издание Aktuality.sk Петер Барди так анализирует шансы оппонентов Фицо:

"Последние официальные опросы показали растущий тренд партии #Sieť (Сеть), которая является самой сильной из оппозиционных, но после теледебатов ситуация может измениться. Лидер #Sieťі Радослав Прохазка даже в теледебатах был очень пассивным и не смог выкристаллизовать свою позицию в противовес правящей SMER. Кроме того, он несколько раз нечетко ответил на вопрос о том, может ли сформировать правительство вместе с Фицо. Это для его избирателей был не самый лучший сигнал. Аналогично и Most-Híd, чей лидер также должен объяснять, будет ли после выборов блокироваться с Фицо – немало его избирателей сегодня тоже колеблются.

У лидера либералов из партии SaS Рихарда Сулика, пожалуй, самая стабильная кампания относительно избирателей. Он ясно сформировал свою позицию относительно Фицо, а также играет "иммигрантской" картой – хочет подобно Фицо "оберегать Словакию".

Что же до #Sieť, то с этой партией вообще интересная история. Она новая, сформирована адвокатом, выпускником Йеля Радославом Прохазкой после президентских выборов января 2014 года, где в первом туре он занял третье место с солидным результатом – 21,24 %.

Целенаправленно сложив депутатский мандат, он запустил проект новой партии. И термин "запустил проект" здесь подходит как нельзя лучше.

Хоть это и должна была быть партия новой генерации, альтернатива слабым правоцентристам, куда были приглашены борцы с коррупцией с солидной репутацией, продвижение партийного бренда было похоже на коммерческую рекламу. Партию пытались сделать "секси", яркой и оптимистичной – при этом популистские обещания, более нереальные, чем приземление НЛО на братиславском "мосту с тарелкой", до боли напоминали недавние тезисы от Юлии Владимировны. 

 

Хотя в городах все было достаточно банально – раздача шариков и кофе, столики-лотки с открытками, но были и попытки приспособиться к вкусам электората: была, например, встреча с избирателями где-то в регионе с гуляшом, двадцатью граммами 52-градусной сливовицы и народной музыкой. Это как-то не очень согласуется с "секси"-брендом, но было очень положительно оценено местными деревенскими мужиками.

А вот что вызывает немалые опасения – так это усиление протестных голосов.

Все это позволяет прогнозировать приход в парламент довольно необычных партий. 

Среди них – и откровенно пророссийские силы. По крайней мере, если бы голосовали соцсети, в которых протестные настроения расцветают, пророссийские партии имели бы электоральный успех.

Среди словацких пророссийских сил в первую очередь стоит упомянуть "Отвага – Большая пророссийская коалиция". Эта "диванная" партия была создана и пошла на выборы после поездки в Москву представителей пророссийской группы "Мирные бойцы".

Не совсем-то и мирные, они известны поездками на Донбасс с помощью для боевиков, в том числе для словацких наемников – то выложат в сеть видео того, как боевики тренируют их бросать гранаты, добавив "сегодня на Донбассе, завтра у нас", то без лишнего шума дома в "зарницу" поиграют.

Поездка в Москву помогла им не только внести избирательный залог, насобирать 150 кандидатов на список, но и солидно потратиться на билборды, "макулатуру", а также на содержание своих официально безработных активистов.

Среди открыто пророссийских, но не откровенно радикальных, еще есть "Отпор – партия труда» и Коммунистическая партия Словакии.

С российским финансированием в Словакии, очевидно, нет проблем. Например, в блоге Антона Шеховцова, эксперта по ультраправым движениям, есть запись разговора представителей российского посольства в Словакии и издателей журнала "Зем а Век", полного конспиративных историй, антисемитизма и критики "злого Запада". В результате встречи издание получило официальное финансирование из российского МИДа.

Реально пророссийской является (но не сильно это афиширует) классическая партия "бритоголовых" "Котлеба – Народная партия Наша Словакия". Ее лидер Мариан Котлеба на прошлых муниципальных выборах на волне протестных голосов неожиданно получил контроль над самоуправлением Банско-Быстрицкого края.

Голосовали за него в том числе совсем не "ультра" – в знак протеста против вороватости предшественников, – но променяли шило на мыло – за "котлебовцами" потянулся шлейф локальных коррупционных скандалов.

Однако идти на парламентские выборы им это не мешает, наоборот, популярность возросла – им удалось успешно разыграть миграционную карту. Опросы показывали им рейтинг 1,5-2,1%. Во время моратория на оглашение результатов социологических исследований появились слухи, что они набирают 3%, необходимые для финансирования из бюджета.

К собирателям протестных голосов относится и партия Коллара. Это такой себе вариант Ляшко – тоже играется с маскулинным образом, только с налетом метросексуальности.

Отец то ли 8, то ли 9 внебрачных детей от разных женщин (таблоиды устали их считать) позирует на билбордах с партнершей по избирательному списку Петрой Криштуфковой, которая одновременно является матерью его ребенка.

 

Это было бы не особенно интересно – не одна гламурная блондинка идет в политику, – если бы не ее биография: она была партнершей двух убитых в мафиозных войнах словацких уголовников – Роберта Динича и Петра Гаваши. Ею же полиция тоже интересовалась, а теперь вероятный политик выступает как менеджер и украшение билбордов.

В программе этой партии трудно найти что-то особенное: смесь идей экономического либерализма, социалистической риторики и бытовой ксенофобии. Но ее относительно высокий рейтинг можно объяснить и тем, что нелюбители ромов, пожалуй, отдадут предпочтение именно Коллару перед Котлебой. Ведь у него в первой десятке тезисов отдельно упоминаются "неприспособленные сограждане" – а это эвфемизм для маргинализированных ромов.

Таким образом, уже в ближайшие дни Словакию ждет непредсказуемая коалициада. А нам нужно быть готовыми к тому, что соседняя страна может усилить свой пророссийский вектор. 

 

Автор: Олеся Басараб,

аффилированная исследовательница 

"Групи стратегічних та безпекових студій"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.