Союзник поневоле. Чего ждать Украине от сотрудничества с Францией

Вторник, 14 июня 2016, 15:00 — Леонид Литра, Флоран Пармантье, Институт мировой политики

Интересы Франции на Востоке Европы долгое время были сосредоточены прежде всего на России. Украина после обретения независимости также долго была непоследовательной в развитии отношений со странами ЕС, в том числе с Францией.

Однако за последние два года уровень сотрудничества существенно изменился.

Украина попала в топ-10 приоритетов внешней политики Франции, что заставило Париж углублять свои знания об Украине. И все же помехой этому до сих пор является отсутствие качественной экспертизы по Украине, а также пророссийское политическое и бизнес-лобби.

Как и много других государств-членов ЕС,

Франция до сих пор колеблется: создавать ли отдельное украинское направление или подчинять его внешней политике в отношении России.

Важность Франции трудно переоценить, поскольку Франция является ярым защитником украинского суверенитета и ключевым игроком европейской безопасности, в частности речь идет о роли Парижа в рамках "нормандского формата".

В настоящее время Париж рассматривает Москву как конкурента ЕС на Востоке, но как партнера на Юге. Старый подход "Россия прежде всего" из-за конфликта в Украине поставлен под серьезное сомнение. Вопрос в том, как далеко Франция готова зайти в своей поддержке украинских усилий по европейской интеграции?

Возможности сопровождаются рисками. Внимание Франции отвлекают сирийский кризис и проблема беженцев. Тем не менее, Франция работает вместе с Германией, чтобы улучшить функционирование Европейского Союза, который переживает не лучшие времена в связи с голландским референдумом и дебатами по выходу Британии.

И, наконец, в 2017 году Францию ждут президентские и парламентские выборы, и тот факт, что часть и правых, и левых политиков кажутся более пророссийскими, чем нынешняя власть, может повлиять на дальнейшие отношения между Киевом и Парижем.

Во Франции существует политический консенсус, что любое расширение НАТО на постсоветском пространстве контрпродуктивно, поскольку это приведет к росту напряженности в отношениях между странами НАТО и Россией. Эта позиция преобладала на саммите в Бухаресте в 2008 году, когда Украине и Грузии отказали в Плане действий относительно членства, и принципиально не изменилась с тех пор.

Целью исследования Института мировой политики является анализ реальной ситуации в отношениях между Украиной и Францией в трех сферах партнерства: политической, экономической и сфере безопасности. Мы попытаемся определить возможные направления для более тесного сотрудничества между двумя странами, а также имеющиеся и потенциальные риски.

Измерение безопасности

За последние два года Франция, вероятно, потратила больше политических ресурсов в Украине, чем за предыдущее десятилетие.

Однако украинско-французские отношения до сих пор зависят от российско-французских отношений

в рамках кризисов на Ближнем Востоке, которые сейчас доминируют в повестке дня Франции.

Так, Франция отменила военный контракт с Россией 2010 года на строительство двух универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев (известных как "Мистрали"), но она далека от того, чтобы свернуть всю политическую и военное сотрудничество с Россией. Франция выступает за полную имплементацию Минских договоренностей, хотя есть политический консенсус, что решение этого конфликта может занять годы, даже десятилетия, как в случае других "замороженных конфликтов", к решению которых Франция (и одновременно – Россия) была привлечена.

Напомним об этом опыте. Франция является частью Минской группы ОБСЕ, созданной в 1992 году для содействия мирному разрешению конфликта между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом. Во время российско-грузинской войны 2008 года президент Николя Саркози как действующий председатель ЕС взял на себя ведущую роль в разработке мирного плана из шести пунктов.

В-третьих, Франция принимала очень активное участие в переговорах относительно Минских договоренностей, как первых (сентябрь 2014 г.), так и вторых (февраль 2015 г.)

Следует отметить, что в большинстве случаев, и особенно в Минском процессе, на привлечении Франции настаивал Берлин, который хотел действовать совместно с Парижем, чтобы это не воспринималось как германская инициатива. Некоторые украинские чиновники откровенно говорят, что если бы не позиция Германии, очень маловероятно, что Франция стала бы частью процесса.

Особой инициативой Франции в урегулировании конфликта, которую отмечают в Украине и которая получила значительное внимание СМИ и экспертов, стал "план Мореля", названный в честь ветерана французской дипломатии Пьера Мореля, который предусматривал проведение выборов по специальному закону, но без полного отвода вооруженных подразделений и вывода иностранных сил.

Поначалу Киев был очень скептически настроен относительно плана Мореля. Но, в конце концов, хотя Украина могла бы отвергнуть этот план, базируясь на Минских договоренностях, Киев в целом согласился с некоторыми его элементами во время встречи в "нормандском формате" в Париже осенью прошлого года.

Российское лобби

Группа "тех, кто понимает Россию" в политической верхушке, бизнес-элитах и других слоях верхнего среднего класса кажется многочисленной, что косвенно, но все же влияет на позицию в отношении Украины.

Особой проблемой является распространение во Франции настроений против ЕС, которые полностью соответствуют российским идеям.

Многие во Франции считают, что Украина не является важным регионом с точки зрения экономических и политических интересов, а потому скорее поддерживает политику невмешательства со стороны Парижа (19%), между тем как половина населения считает, что Украина является территорией интересов России.

Это также объясняет тот факт, что французское общественное мнение не слишком поддерживает санкции; значительная часть населения (76%) считает, что санкции были идеей США, а уже потом их поддержал ЕС. Дополнительно к усилению поддержки РФ привели миграционный кризис и террористические атаки 13 ноября.

Говоря о "друзьях Путина", прежде всего вспоминают ультраправую политическую деятельницу Марин Ле Пен. Она, вероятно, наиболее зависима от связей с Россией, в частности, из-за финансовых отношений, но и другие консервативные партии все чаще проявляют пророссийский уклон.

Однако пророссийские настроения демонстрируют и более рейтинговые политики, у которых есть шансы на президентство.

Среди кандидатов на праймериз Франсуа Фийон (четвертый в рейтинге среди всех кандидатов в президенты) из правой партии "Les Républicains" является, наверное, наиболее пророссийским. Даже больше Николя Саркози.

К тому же у России есть мощные сторонники среди небольшой группы депутатов от Национальной ассамблеи Сената. Среди них десять (в основном правых) участвовали в визите в Россию в июле 2015 г. с экскурсией в Крым: Тьерри Мариани, Ив Поццо ди Борго, Николя Дюик, Клод Гозген, Жак Миар, Патрис Вершер, Совьор Гандольфи-Шайт, Мари-Кристин Делез и Жером Ламбер (левый парламентарий).

"Прокремлевские депутаты" эффективно используют власть для лоббирования российской позиции. Это касается и резолюций, принятых недавно французским парламентом.

Так, 28 апреля 2016 года французские законодатели в нижней палате парламента приняли резолюцию, призывающую к отмене санкций против России. Документ был принят лишь небольшой группой депутатов (55 из 577), которые воспользовались отсутствия большинства депутатов на заседании.

Но уже 8 июня 2016 года более мягкая резолюция относительно санкций была проголосована в верхней палате парламента (Сенате) с поддержкой абсолютного большинства депутатов (302 голоса "за", 16 голосов "против"). Обе резолюции не имеют обязывающего действия для правительства, однако политическое значение документов, в том числе в контексте предвыборной борьбы, нельзя недооценивать.

Более того, следующие выборы 2017 года, вероятно, засвидетельствуют победу партий консервативного политического спектра и пойдут на пользу кремлевской администрации. Наиболее выгодный для Украины сценарий - победа Алена Жюппе.

Бизнес прежде всего

Лоббистом российских интересов остается и французский бизнес.

Стоит вспомнить хотя бы комментарии министра экономики Франции Эммануэля Макрона во время его визита в Москву в январе 2016 года. Опровергая официальную позицию правительства, Макрон непосредственно выразил надежду на то, что антироссийские санкции будут отменены не позднее августа этого года.

Его слова отражают стремление французского крупного бизнеса, в чьих глазах Франция и ее европейские партнеры "стреляют себе в ногу", когда место компаний из ЕС в России быстро занимают китайцы и другие игроки.

Французское правительство находится под давлением французского бизнеса, который постоянно жалуется на значительные экономические потери от контрсанкций, введенных Россией.

Хотя на самом деле заявления убытки французских предприятий значительно преувеличены.

Согласно исследованию Европейского парламента, в течение года после введения санкций экспорт французской сельскохозяйственной продукции в Россию упал примерно на 200 млн евро. Однако, поскольку общий объем экспорта Франции в Россию снизился с 7,7 млрд евро в 2013 году до 4,5 млрд евро в 2015 году, публичный дискурс склонен ошибочно связывать это уменьшение торговли с действием санкций.

Ответом на это может стать усиление сотрудничества французского и украинского бизнеса. Однако пока Франция является относительно небольшим торговым партнером для Украины.

Несмотря на то, что в Украине зарегистрировано 170 французских компаний, четверть которых относится к сельскохозяйственному сектору, Франция занимает лишь 26-е место в рейтинге импортеров украинских товаров, имея менее 1% от общего объема экспорта по данным на 2014 год. Франция занимает 10-е место по объему импорта в Украину (2,33% общего объема).

В 2015 году объем торговли между Францией и Украиной вырос на 15%, с $1,3 млрд до почти $1,5 млрд. В то же время объем экспорта из Украины во Францию остался на уровне 2014 года.

Слабые деловые связи не позволяют французскому бизнесу стать лоббистом "европейской Украины".

Крупные французские компании, которые работают на украинском рынке, а потому должны быть нашими союзниками, как правило, присутствуют и на рынке РФ. Причем часто в гораздо большем масштабе.

Есть ли у Украины "французские друзья"?

В 2017 году Францию ждут президентские и парламентские выборы, и тот факт, что часть и правых, и левых политиков достаточно пророссийские, может повлиять на дальнейшее углубление отношений между Киевом и Парижем.

Но есть ли у Украины "французские друзья"?

Общая тенденция во французской политике заключается в том, что все политики, которые поддерживают Украину, в целом являются проевропейскими. Помимо нынешнего руководства и членов правящей коалиции, можно отметить бывшего главу МИД Лорана Фабиуса, Алена Жюппе, Алена Ламассура, Клода Малюре (все трое представляют республиканскую партию "СНР"), Эрве Морена, Мариэль де Сарне, Жозе Бове и Ноэля Мамера.

Особое внимание стоит обратить на Алена Жюппе, который сразится с экс-президентом Саркози за номинацию кандидата в президенты от республиканцев. Хотя даже если Жюппе победит, ему все равно придется учитывать позицию партии.

Что же касается политических кругов, то самой антипутинской силой являются "зеленые" (прежде всего, Алексис Прокопьев), которые являются сторонниками проевропейского курса Украины.

Из лидеров общественного мнения прежде всего стоит упомянуть Бернара-Анри Леви. Вместе с другими журналистами, писателями и другими деятелями он основал "Украинский комитет", направленный на противодействие российской пропаганде. Однако определенные круги в Украине неоднозначно относятся к Леви, особенно после того, как он вместе с одиозным бизнесменом Дмитрием Фирташем предложил создание "плана Маршалла" для Украины.

Другими важными союзниками Украины во Франции являются некоторые французские печатные СМИ: "Le Monde", "Libération" или "La Croix" обычно демонстрируют положительное отношение к Украине.

В противоположность этому, правая газета "Le Figaro" более критически настроена и регулярно склоняется к прокремлевским взглядам, так же, как и правые еженедельники "L'Express" и "Le Point".

С другой стороны, радио и телевидение, к сожалению, демонстрируют ограниченное понимание ситуации.

Слабость этих союзников в том, что они не могут освещать одну тему больше шести месяцев. Именно эта особенность является причиной роста "усталости СМИ от Украины".

К тому же не стоит преувеличивать "пророссийскость" французского общества. Опросы общественного мнения часто оказываются достаточно положительными для Украины. В частности, по данным Pew Research Center (июнь 2015 года), французы воспринимают Украину более позитивно, чем ожидалось: большинство поддерживает вступление Украины в НАТО, а около 46% соглашаются с тем, что Украина может вступить в ЕС.

Уровень поддержки мнения о том, что страны Запада должны оказать Украине экономическую помощь, достиг 67% (в сравнении с 62% в США).

Большинство французских граждан (46%) согласны с утверждением, что вооруженный конфликт в Украине спровоцирован Россией, а 38% (против 37%) согласны с утверждением, что между Россией и Украиной идет война. Впрочем, доля населения, считающего события на Востоке Украины гражданской войной, тоже достаточно высока (42% против 34%).

Новая французская стратегия Украины

В сложившейся ситуации Украине следует развивать диалог с Францией на всех уровнях: не только на президентском (президенты обоих государств отвечают за внешнюю политику), но и на межпарламентском.

Следует творчески подходить к поддержанию интереса французских политиков к Украине.

Например, Украина могла бы сформировать совместные группы между Украиной, Францией и Германией, особенно на межпарламентском уровне, для обсуждения вопросов, связанных с Украиной. Сотрудничество и доверие между Германией и Францией могли бы положительно повлиять на дискуссии по Украине, если бы немецкие чиновники и депутаты рассматривали соответствующие вопросы вместе с французскими коллегами.

Украине нужно вести диалог с Францией относительно процесса децентрализации.

Следует добиваться лучших условий в плоскости визовой политики, и здесь важны взаимные уступки.

Сейчас иностранные инвесторы должны получать украинские визы ежегодно, а их семьи должны проходить отдельный процесс, который может начаться только после того, как инвестор получит свою визу. Более того, требования к документам меняются каждый год. Эти процессы требуют значительных временных затрат и приводят к значительным административным расходам, еще более усложняя и без того не идеальный инвестиционный климат для французского бизнеса.

Стоит поддерживать сотрудничество с Францией в сфере безопасности. Символическое участие украинской армии в военных мероприятиях за пределами Европы, как, например, делает Грузия, может стать действенным способом повышения уровня сотрудничества в области безопасности.

Украине следует расширить круг коммуникаторов за счет общественных активистов, экспертов и художников, представителей местных органов власти. В отличие от России, у Украины нет возможности финансировать масштабные мероприятия или финансово стимулировать определенных лиц. Однако Украине есть что продемонстрировать в культурной и других неполитических плоскостях.

Следует привлекать французские компании к приватизации в будущем, что позволит значительно повысить интерес Франции к региону.

При условии осуществления вышеперечисленных пунктов и наличия постоянных дипломатических контактов на всех уровнях Франция должна перейти к отдельной внешней политике в отношении Украины, которая не будет подчинена или связана с Россией.


Вы можете также ознакомиться с полным текстом исследования ИМП.

Авторы:

Леонид Литра, эксперт Института мировой политики,

Флоран Пармантье, приглашенный эксперт Института мировой политики, преподаватель Sciences Po

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.