Четыре элемента сдерживания Путина: какой должна быть стратегия Запада в отношении России

Пятница, 6 июля 2018, 11:46 — , , экс-премьеры Литвы, для Европейской правды

Литва расположена в непростом регионе. По соседству с нами – Россия, которая была до сих пор и еще много лет будет оставаться для нас наибольшей угрозой. А значит, Литве нужна долгосрочная стратегия отношений с РФ.

У нас не должно быть никаких иллюзий, что в ближайшем будущем, во время правления Путина, Россия сможет стать неагрессивным демократическим государством, которое придерживается европейских стандартов. Попытки наладить контакты или улучшить отношения между путинской Россией и Литвой – безнадежны и даже вредны!

Поэтому наши усилия должны быть направлены прежде всего на то, чтобы повлиять на стратегию отношений Запада с Россией, которая помогла бы постпутинской России трансформироваться в неагрессивную демократическую страну, отвечающую европейским стандартам.

Превращение России в европейскую страну – неизбежный исторический процесс, но он займет очень много времени. Этот процесс должен быть общей целью русского народа и всего западного мира.

Сейчас единственный положительный сигнал – то, что у Запада постепенно начали открываться глаза.

После ядерных угроз Путина; после использования химического оружия "Новичок" в Великобритании; после химической атаки в Сирии; при продолжающемся потоке ядовитой лжи и гибридных атак против крупнейших западных стран, а также недавнем издевательстве над так называемыми демократическими выборами в самой России – Запад наконец заметил то, что Литва видела больше десяти лет подряд, наблюдая за путинской Россией.

Но остается главный вопрос: если ни у нас, ни у Запада нет иллюзий по поводу Путина и путей развития путинской России, то какой стратегии в их отношении должны придерживаться и Литва, и все остальные?

Новый тектонический разлом

Наша страна сама по себе не в состоянии повлиять на Россию, но мы можем влиять на западную политику в отношении РФ. До сих пор наше видение такой политики ограничивалось двумя пунктами: продолжение западных санкций и потребность Литвы в защите со стороны НАТО.

Теперь лишь этих двух инструментов недостаточно. Их должна дополнить долгосрочная стратегия Запада в отношении Москвы, которая в итоге приведет к появлению проевропейской России.

До сих пор ЕС пытался работать внутри России, поддерживая ее трансформацию. Эти усилия не увенчались успехом.

Партнерство ради модернизации, разнообразные "перезагрузки", поддержка российской оппозиции и призывы к демократическим выборам, попытки поддерживать диалог в обмен на якобы общие интересы в Сирии, Северной Корее или Иране – мы задействовали в отношениях с Россией все возможные пути, но ни один из них не сделал ее хоть немного более демократической или проевропейской. Этот путь не поможет России и в будущем.

Напротив, подход под названием "не надо провоцировать Россию", который доминировал на Западе в течение многих лет, только подталкивал путинский режим к тому, чтобы быть агрессивным как внутри страны, так и на международной арене.

Запад нуждается в новой политике в отношении России.

Например, во время холодной войны существовала долгосрочная стратегия.

Тогдашние действия Запада сформировала знаменитая доктрина Трумэна. Она привела к появлению плана Маршалла в 1947 году, что повлияло на создание ЕС и НАТО.

Реформы ради инвестиций: Еврокомиссия начинает внедрять "план Маршалла для Украины"

Запад не только выстоял перед сталинскими и последующими советскими планами распространить свое влияние на всю Европу и остальной мир, но и сумел преодолеть затяжной тектонический конфликт на континенте, который был главной причиной обеих мировых войн – разногласия между Германией и Францией. План Маршалла обеспечил не только прекращение конфликта за богатые недра Рурского региона, но и установил прочный мир в Западной Европе.

Стратегия в отношении нового тектонического конфликта, вызванного Россией, должна быть схожей по масштабу и иметь такой же системный характер, как и доктрина Трумэна, план Маршалла или стратегия сдерживания Советской России. Характер проблемы с тех пор изменился и требует новых инструментов. Однако цена неудачи может быть столь же высока, как и во времена холодной войны.

Литва больше всех заинтересована в хороших отношениях с Россией. Однако для того, чтобы эти отношения развивались, нужны изменения в России, а не новые контакты с ней.

Мы предлагаем включить в стратегию Запада по России следующие четыре элемента.

Угроза, а не партнер

Элемент 1:
Путинская Россия как стратегическая угроза, а не как партнер ЕС и НАТО

Стратегия национальной безопасности США определила Россию (вместе с Китаем) как главную угрозу для геополитической безопасности США. Трамп иногда заявляет, что хочет диалога с Путиным, и в то же время его администрация проводит в отношении России четкую политику сдерживания.

Если нынешняя Россия считается геополитической угрозой для США, то еще большую угрозу она несет для Евросоюза. Однако ЕС пока не признал этого ни в одном официальном документе.

Пока это не сделано, институты ЕС рассматривают Россию не как угрозу, а как потенциального партнера.

Литва должна добиться, чтобы Европейский Союз по примеру США четко определил Россию как геополитическую угрозу для своей безопасности. Аналогичные определения должны появиться и в документах НАТО.

Западные политики должны окончательно отбросить иллюзию, что агрессивность Путина можно обуздать, сделав какое-нибудь заманчивое предложение – например, о всеобъемлющем торговом соглашении. Агрессивная политика Кремля сдерживается только когда Путин считает, что западный мир готов и способен отстаивать свои интересы. Тогда он начинает "уважать противника".

Чтобы достичь такой "уважения" Кремля, необходима сильная реакция Запада на гибридные угрозы. Нужны эффективные санкции, направленные против коррупционных связей и финансовых ресурсов режима.

Санкции по-прежнему важны

Элемент 2:
Укрепление потенциала сдерживания НАТО в Балтийском регионе и западные санкции

Пока Россией управляет постимперский и клептократический режим Путина, ее агрессия должна быть компенсирована западными санкциями, а также эффективными мерами военного сдерживания.

Путин может стремиться оставаться у власти до тех пор, пока физическое здоровье ему позволяет.

Советские времена доказывают, что такая ситуация может сохраниться еще пару десятилетий. Не стоит надеяться, что какие-либо конституционные ограничения могут остановить Путина от возможных попыток оставаться у руля пожизненно.

Такие режимы не уходят по собственной воле.

Точно так же вряд ли можно ожидать, что преемники этого режима смогут легко распрощаться с его автократичным и фашистским характером.

Тимоти Снайдер в своей недавней книге "Дорога к Несвободе" доказывает, что Путин строит философию своего режима на трудах русского философа Ивана Ильина, эмигрировавшего на Запад после 1917 года и пропагандировавшего фашистские идеи, прославляя Муссолини и Гитлера. Ильин также описал идеальный фашистский режим для России после завершения эпохи большевизма.

Теперь Ильина прославляет и цитирует Путин, а также архитектор его идеологии Владислав Сурков.

Политическая концепция Ильина была довольно проста: надо выбрать врага и бороться с ним.

Так что существует большая вероятность, что режим Путина станет еще более агрессивным в течение следующего десятилетия. Нельзя исключать, что в долгосрочной перспективе у Кремля возникнет соблазн устроить военную провокацию в Балтийском регионе, чтобы проверить готовность НАТО (и США) к обороне.

Поэтому агрессивность Путина должна компенсироваться жесткой политикой сдерживания:

  • Санкции должны быть не только продолжены, но и усилены;
  • Западные демократии должны принять аналог санкций Магнитского с ограничениями в отношении олигархов и бизнесов, тесно связанных с Кремлем;
  • Мощь НАТО в Балтии должна быть еще больше усилена;
  • Литве следует продолжить укрепление и модернизацию своего военного потенциала.

Вместе – против гибридной угрозы

Элемент 3:
Совместные усилия по противодействию гибридным угрозам Кремля

Литва должна приложить все усилия, чтобы ЕС и НАТО приступили к строительству и укрепления общей системы "антигибридной защиты", чтобы помочь защитить государства-члены от широкого спектра гибридных угроз, имеющихся на вооружении Кремля. Это кибератаки и пропаганда; распространение фейков; влияние на нашу политическую жизнь с помощью грязных офшорных денег; влияние через крупный бизнес с серьезными экономическими интересами в России – все то, что в конечном итоге может привести к развороту нашей национальной политики.

Особое внимание следует обратить на НАТО, способное задействовать имеющийся разведывательный потенциал США и Великобритании, а также их способность выявлять офшорные средства и то, когда их пытаются вливать в национальные политические системы. Мы также должны иметь собственные возможности и стратегию противостояния гибридному воздействию.

Литва должна призвать Запад пересмотреть стандарты свободы слова и свободы информации, чтобы Кремль не злоупотреблял ими, распространяя дезинформацию, фейки и пропаганду.

При этом средства пропаганды вроде Russia Today и Sputnik не должны рассматриваться в качестве СМИ.

Для инструментов массовой пропаганды должно действовать четкое и недвусмысленное регулирование с ограничительными положениями.

Литва должна призвать ЕС и НАТО совместно действовать, чтобы не допустить вливания в западные экономики и политические системы офшорных денег Кремля или близких к нему олигархов. Это требует принятия новых общеевропейских стандартов прозрачности и борьбы с коррупцией, а также эффективных инструментов.

Мы категорически настаиваем, что ЕС нужна четкая стратегия снижения зависимости от российских энергоресурсов. "Северный поток-2" не только увеличит зависимость Европы от российской энергетики, но и, устранив потребность России в транзите газа через Украину, откроет двери для массированной военной агрессии РФ против Украины.

"Планы Маршалла" для России и Украины

Инициатива 4.
Долгосрочные усилия Запада по превращению России в европейское государство

Этот блок можно назвать и по-другому: "план Маршалла" для постпутинской России

Долгосрочная стратегия Запада в отношении России – важнейшая стратегическая цель. Такая стратегия не только поможет Литве защититься от агрессивности Путина, но и обеспечит финансовые и политические инвестиции Запада по превращению России в проевропейскую страну – в долгосрочной перспективе.

Такую перспективу для России можно представить только после того, как она откажется от склонности к агрессии. И Запад может эффективно в этом помочь.

Во-первых, нужно инвестировать в создание "пояса успеха" вокруг России.

Инициатива "плана Маршалла для Украины" направлена ​​на реализацию именно этой стратегии. Успех Украины нужен не только для того, чтобы не допустить возвращения имперской России на украинскую землю, но и для того, чтобы успешная проевропейская Украина продемонстрировала историю успеха простым гражданам РФ.

Именно поэтому стратегическая цель Путина в Украине – не допустить успешного развития государства.

Реформы ради инвестиций: Еврокомиссия начинает внедрять "план Маршалла для Украины"

Так называемый "план Маршалла для Украины" (или какое бы название он ни носил) – важнейший имеющийся сейчас геополитический инструмент Запада, который должен быть задействован со всей политической и финансовой мощью. Именно он может помочь Западу справиться с последним тектоническим вызовом на европейском континенте.

Через 5-10 лет, когда Западные Балканы станут членами ЕС, таким геополитическим инструментом с тем же эффектом должна стать перспектива членства Украины, Грузии и Молдовы в ЕС.

В то же время Запад должен сменить собеседника в своем диалоге с Россией. Нужен диалог не с Путиным, а "с Россией будущего".

Диалог с Путиным – контрпродуктивен. Российский президент не собирается меняться. Попытки договориться с ним будут расцениваться как "проявление слабости Запада". А любые признаки слабости Запада провоцируют Путина к еще более агрессивному поведению.

Поэтому вместо того чтобы разговаривать с Путиным, Запад должен взаимодействовать с той Россией, которой еще нет, но которая может появиться после окончания путинской эпохи.

Западу нужна возможная стратегия отношений с постимперской и неагрессивной Россией (которая однажды обязательно появится!). Эта стратегия может включать даже модель интеграции проевропейской России в западные структуры, как предлагает Андреас Умланд – включая безвизовый режим, свободную торговлю, соглашение об ассоциации с ЕС или даже таможенный союз.

Это был бы своего рода "план Маршалла" для России.

Это помогло бы обычным россиянам и части элиты (тем, кто не связан с клептократическим режимом Путина) понять, что они теряют сегодня из-за агрессивности режима и что они выиграют, если после Путина начнется развитие проевропейской России.

Условия успеха

Развитие новой стратегии Запада в отношении России зависит от нескольких важных геополитических условий на Западе.

Прежде всего такая ​​стратегия немыслима без лидерской роли в ней США.

В последнее время усиливаются разногласия между США и Западной Европой по вопросам Ирана, Иерусалима, "Северного потока-2" и торговли. Это становится опасным, поскольку в долгосрочной перспективе может привести к необратимым изменениям в трансатлантических отношениях. Если так произойдет, это подтолкнет Россию к еще более непредсказуемым и опасным действиям.

Реформы ради инвестиций: Еврокомиссия начинает внедрять "план Маршалла для Украины"

Поэтому Литва должна приложить все усилия, чтобы не допустить увеличения разрыва между ЕС и США.

В то же время не менее важно, чтобы ЕС продолжал интеграцию, наращивал свою мощь.

ЕС нуждается в стратегии снижения зависимости своих государств-членов от поставок из стран, представляющих геополитическую угрозу для объединенной Европы. Евросоюз также должен разработать эффективную политику соседства и расширения, которая в дальнейшем естественным образом должна трансформироваться в план расширения ЕС в сторону восточного соседства.

Литва должна взять на себя инициативу по формированию коалиции сторонников новой стратегии Запада в отношении России. Нашими первыми естественными партнерами могут стать Скандинавские и Балтийские страны. А в ближайшем будущем основными опорами коалиции могут стать Великобритания и Польша.

Достижение этой цели требует не только консенсуса между парламентом, правительством и президентом. Нам также нужно постоянно говорить об этой цели. И говорить о ней громко.

Авторы:

Андрюс Кубилюс, бывший премьер-министр Литвы, 1999-2000 и 2008-2012

Гедиминас Киркилас, бывший премьер-министр Литвы, 2006-2008

Текст подготовлен на основе аналитического доклада, представленного политиками в конце июня 2018 года. Перевод "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.