Азов в фокусе внимания: как поддержка ЕС поможет региону решить свои проблемы

Пятница, 19 апреля 2019, 08:30 — , вице-президент Европейского инвестиционного банка
Фото: bmtport.com.ua

Тревожная ситуация в Азовском море уже стала объектом внимания Евросоюза.  ЕС уже работает над выделением финансовой помощи на поддержку Мариуполя и Бердянска на сумму около 50 млн евро.

Не остался в стороне и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Мы выделяем дополнительные средства для финансирования проектов восстановления экономики и решения социальных проблем Азовского региона. 

До 200 млн евро на инфраструктуру

Объем дополнительного целевого финансирования может быть порядка 100-200 млн евро – объем будет зависеть в значительной степени от проектов, которые будут предложены соответствующими министерствами или городскими властями. Эти средства в виде кредитов будут направлены на восстановление инфраструктуры Приазовья – как транспортной, так и социальной.

В данный момент уже начата подготовка технико-экономических обоснований по проектам в области дорожной инфраструктуры. 

Стоит отметить, что одновременно Еврокомиссия выделяет 5 млн евро в виде грантов для подготовки технической документации для этих проектов – это позволит максимально эффективно использовать кредиты и ускорить подготовку проектов.

Последнее особенно важно, поскольку, согласно нашим правилам, финансирование ЕИБ не может превышать 50% от суммы проекта.

Оставшуюся часть муниципалитетам необходимо или брать из своих бюджетов, или же привлекать средства других финансовых организаций (таких как ЕБРР или Всемирный банк). Техническая помощь ЕС должна помочь подготовить качественные предложения.

Мы понимаем, что регион в сложной ситуации и помощь нужна уже сегодня. Первый ознакомительный визит представителей евроструктур, в том числе и нашего руководителя офиса в Украине, в регион состоялся в феврале, а сегодня мы уже обсуждаем с правительством Украины предложения конкретных проектов в разных сферах.

Транспорт, социальная сфера и экология

Наш подход заключается в том, чтобы в комплексе рассматривать возможное решение острых задач в регионе в разных сферах – от крупных инфраструктурных проектов по ремонту и модернизации дорог и железнодорожных путей до социальной сферы и кредитования малого и среднего бизнеса. 

Это даст возможность отремонтировать дороги, модернизировать школы и больницы – в таком случае получателем этих средств будут муниципальные власти или же государственные компании (Укрзализниця и Укравтодор). В проектах социальной направленности и муниципальной инфраструктуры нашим партнером является Министерство регионального развития, в проектах по транспортному сообщению – Мининфраструктуры.

Особое внимание мы планируем уделить проблеме транспортного сообщения и определенной изолированности региона.

Как известно, основные транспортные артерии, связывавшие Мариуполь и Бердянск с другими регионами, шли через Донецк, и сегодня тот путь недоступен. Альтернативные пути сообщения находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют существенных вложений. 

Аналогично в прошлом ближайшим аэропортом для региона был Донецкий аэропорт. Сегодня ближайший аэропорт находится в Запорожье, однако дорога туда в таком состоянии, что путь в 200 км занимает 4 часа... К тому же в сложной ситуации оказались порты в Мариуполе и Бердянске, которые несут большие убытки в связи с ситуацией в Керченском проливе. Отсутствие эффективного сообщения изолирует регион от остальной страны, что негативно влияет и на экономику, и на психологическое состояние его жителей.

Серьезную нагрузку испытывает и социальная сфера региона – именно этот регион принял наибольшее количество переселенцев. 

Поэтому мы планируем использовать опыт нашей успешной программы по раннему восстановлению, действующей на Донбассе, и расширить географию ее проектов и на Азовский регион. В рамках этой программы мы уделим особое внимание состоянию местных школ и медицинских учреждений.

Одновременно мы хотим поддержать малый и средний бизнес в регионе, предлагая льготные кредиты при посредничестве местных банков. Мы уже успешно реализуем такую программу кредитования через банки-партнеры в разных регионах Украины и мы уверены, что эта программа сейчас будет очень уместна в Азовском регионе.

И конечно же, для нас очень важен вопрос экологии – нам известно, что это очень большая проблема для региона. Хотя мы не ограничиваем, какой объем наших средств должен быть направлен на экологические программы, в целом четверть наших кредитов, а это около 10 млрд евро в год, направляются на защиту окружающей среды.

В данной ситуации наши проекты могут стать толчком к модернизации природоохранных технологий и подходов в регионе. Поэтому мы с особым вниманием отнесемся к экологическим проектам, если таковые поступят.

Мой повод для оптимизма

Мы понимаем, что перед регионом стоят серьезные вызовы, и без помощи международных финансовых организаций справиться с ними будет тяжело. Мы, как банк Евросоюза, видим сегодня свою задачу в том, чтобы максимально оперативно перейти к осуществлению конкретных проектов. 

Мы рассчитываем, что соответствующие министерства и ведомства смогут начать прием конкурсных заявок уже в ближайшие несколько месяцев. А всего срок действия программы, по нашим оценкам, может составить не менее трех лет.

Безусловно, мы понимаем, что эта помощь не способна решить все проблемы региона – хотя бы потому, что обязательным условием их решения является прекращение агрессии против Украины. В то же время модернизация инфраструктуры должна повысить уровень жизни в регионе, сделать его привлекательным для бизнеса.

Иными словами – максимально сократить разрыв в возможностях для жителей Приазовья и остальной Украины.

Вице-президент ЕИБ: 3 млрд евро, выделенных для Украины, просто лежат на счету

Насколько такой план реализуем? Отвечу так: события последних месяцев прибавили нам оптимизма.

Полгода назад в интервью ЕвроПравде я озвучил проблему, что значительная часть средств, выделяемых банком для поддержки Украине, не используется и лишь мертвым грузом лежит на счетах.

По состоянию на сейчас объем неиспользованных средств составляет 3,5 млрд евро. Огромная сумма, особенно учитывая то, что наш общий портфель проектов в Украине достигает 5,8 млрд евро.

Выходит, что страна не может освоить более 60% нашей помощи – и это в ситуации, когда эти деньги крайне необходимы для запуска украинской экономики.

Однако события последних месяцев настраивают на оптимистический лад. Усилия Министерства финансов позволили сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Я хочу отдельно подчеркнуть непосредственную роль в этом министра Маркаровой, которая лично уделила внимание проблеме задержек по использованию наших средств.

И это дает нам основания надеяться, что эти просчеты будут учтены при реализации нашего "азовского" пакета, и вместе с другими финансовыми организациями, а также с прямой поддержкой ЕС, нам удастся улучшить условия жизни в прифронтовом Приазовье.

 

Автор: Вазил Худак,

вице-президент Европейского инвестиционного банка

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.