Репетиция для Качиньского: почему ПиС улучшила свои шансы остаться при власти еще на 5 лет

Среда, 29 мая 2019, 09:45 — , для Европейской правды
Фото: radiozet.pl

Выборы в Европарламент стали для Польши особенными. Слишком уж велико было желание рассматривать их как репетицию парламентских выборов в стране, которые должны пройти осенью.

А соответственно, победа оппозиции на европейских выборах должна была стать подтверждением скорой смены власти.

Однако правящей партии "Право и справедливость" удалось поломать такой сценарий.

Реванш не удался

"Право и справедливость", которой еще за неделю до выборов сулили второе место, сумела победить, получив 45,5% голосов избирателей и 27 мандатов.

Сразу за ней следует блок политических партий "Европейская коалиция", которым доверилось 38,3% граждан, что эквивалентно 22 евродепутатским мандатам.

Избирательный барьер преодолела также политическая сила Роберта Бедроня "Весна" с рейтингами в виде 6% голосов избирателей и соответственно тремя евромандатами.

Евроскептическая популистская партия "Конфедерация", которой экзит-полы и социология предрекали 6% голосов, к счастью для Украины, оказалась вне стен Европейского парламента.

Что позволило "Праву и справедливости" одержать практически однозначную победу на европейских выборах, добавив поводов для "головной боли" оппозиции?

Рейтингам ПиС не стали помехой ни коррупционный скандал с участием главы правительственной партии Ярослава Качиньского, ни многочисленные протесты граждан, ни конфликты на международной арене. Даже острые дебаты вокруг педофилии среди священнослужителей никаким образом не отразились на поддержке партии, которая публично называли себя "защитником костёла".

Мобилизация востока

Традиционно электорат ПиС, проживающий в восточных регионах Польши, имеет преимущественно скептическое отношение к Европейскому Союзу и верит в необходимость его реформирования в пользу национальных государств.

Этим обьясняются традиционно низкие результаты ПиС на европейских выборах – их электорат в виде своеобразного "протеста" практически никогда на них не голосует. Что в 2009 году, что пять лет спустя, ПиС получали около 2 млн голосов избирателей, которые соответственно равнялись 27,4% и 31,8% поддержки.

Однако на нынешних выборах ситуация изменилась – "Праву и справедливости" удалось мобилизовать своих избирателей.

Явка на востоке Польши оказалась выше, чем на западе, где доминирующее число граждан поддерживают "Европейскую коалицию".

На выборы в Европейский парламент польские граждане пришли с целью не столько выбрать своих представителей в ЕС, сколько защитить "имеющееся", к чему их активно призывал Ярослав Качиньский во время предвыборной кампании.

На этих выборах "Право и справедливость" получили 6,2 млн голосов, что на 500 тыс. больше, чем по итогам парламентских выборов 2015 года, где ПиС взяла большинство мест в парламенте.

Равнение на осень

Если рассматривать произошедшее через призму осенней гонки в Сейм и Сенат, то выглядит вполне вероятным, что "Право и справедливость" при существующем избирательном кодексе и идентичной электоральной поддержке способна не только повторить, но и даже улучшить своё положение.

И хотя получение ПиС конституционного большинства пока выглядит маловероятным, однако после выборов правительство по-прежнему будет формировать одна партия.

Чтобы избежать такого сценария, оппозиционным элитам критически необходимо в краткие сроки провести "работу над ошибками", пересмотрев всю свою предвыборную кампанию. Атаки либералов на церковные элиты вопреки всем ожиданиям не привели ни к падению рейтингов ПиС, ни к увеличению поддержки оппозиции.

К сожалению, "Европейская коалиция" так и не поняла две базовые вещи, от которых необходимо было бы отталкиваться:

- Избиратели хотят видеть конкретику, которую им с лихвой даёт ПиС в виде "налички";

- Рассчитывать на ошибки оппонента, а точнее на то, что это ударит по его рейтингам, в сегодняшних польских политических реалиях бессмысленно.

Таким образом, выборы в Польше отчетливо показывают, что "Право и справедливость" – это отнюдь не временное явление, как иногда ошибочно утверждают в Украине, а политическая сила, способная повторно взять власть в свои руки на следующие пять лет.

Автор: Владислав Сердюк,

политолог, эксперт Фонда гражданской дипломатии

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: