Что будет с Нормандским форматом: перспективы и препятствия для Зеленского

Пятница, 31 мая 2019, 15:40 — , для Европейской правды

В своей инаугурационной речи президент Владимир Зеленский утверждал, что мир на Донбассе является приоритетом и первоочередной целью.

Впоследствии на Банковой заявили о намерении Зеленского активизировать все коммуникационные площадки для возобновления переговорных процессов. Лидеры Франции и Германии подтвердили готовность включиться в эту работу, делегировав в Украину с рабочим визитом министров иностранных дел Жана-Ива Ле Дриана и Хайко Мааса.

Эти дипломатические сигналы подчеркивают высокую вероятность возобновления рабочих встреч в Нормандском формате, или, возможно, даже встреч на наивысшем уровне.

Однако есть и препятствия. Каждый из участников "Нормандии" ограничен рамками внутриполитических процессов, которые будут не только влиять на позиции членов "четверки", но и определять динамику развертывания диалога по Донбассу.

Поэтому стоит разобраться, каковы интересы каждой из сторон.

Германия

Последняя каденция Ангелы Меркель в качестве канцлера страны ассоциируется с постепенным ослаблением позиций этого европейского тяжеловеса.

Формирование коалиции с социал-демократами полтора года назад потребовало значительных уступок, что ограничило поле для дипломатических маневров Меркель. А недавние результаты выборов в Европарламент показали снижение рейтингов ХДС, что побудило Меркель поднять вопрос о поиске нового лидера для политсилы, поскольку возникли сомнения в способности ее преемницы Аннегрет Крамп-Карренбауэр сохранить позиции правящей партии.

Из этого можно извлечь пользу для Украины.

Меркель в нынешней ситуации будет заинтересована в том, чтобы компенсировать электоральные потери победой на международной арене, которая бы подвела положительный итог ее правления.

Возможно, такой победой станет обеспечение мира на Донбассе, или хотя бы движение в этом направлении. И наоборот, окончательный провал Минских договоренностей как проекта Меркель будет означать для нее дополнительные репутационные потери еще и на внешнеполитическом треке.

Сейчас это заставляет ее поддерживать идею возобновления всестороннего диалога.

В Берлине отмечают особое внимание канцлера к высказанной в команде Зеленского идее народного референдума как инструмента формирования политики на донбасском и российском направлениях. Одних телефонных разговоров немецкому канцлеру было недостаточно. Она выражала откровенное беспокойство возможностью ухода новой украинской администрации от Минского процесса, поэтому одной из целей вчерашнего визита главы МИД Германии Хайко Мааса стала именно "сверка часов" с Банковой – не ждать ли ей сюрпризов.

Меркель готова выступать инициатором возобновления полноценной работы Нормандского формата, что необходимо учитывать украинскому руководству в диалоге между официальным Киевом и Берлином.

В четверг в финальном коммюнике немецкого и французского министров, которые вместе посетили Киев, прозвучало, что оживление "Нормандии" может стать первым шагом к налаживанию диалога с западными партнерами. Более того, в СМИ появилась информация о подготовке официального визита Владимира Зеленского в Берлин. Несмотря на то, что у Ангелы Меркель будет множество проблем на уровне ЕС (она должна договариваться о большинстве в Европарламенте и лоббировать кандидатуру своего однопартийца Манфреда Вебера на должность председателя Еврокомиссии), Украина может использовать встречу с некоторой пользой для страны.

Франция

По результатам выборов в Европарламент Эммануэль Макрон потерпел тактическое поражение от главного конкурента из числа популистов – Марин Ле Пен. Общество не поддержало глобальные идеи Макрона по реформированию ЕС.

"Желтые жилеты" хоть и не прошли в Европарламент, но получили новый повод активизировать кампанию против президента. При таких условиях французский лидер вынужден делать больший акцент на решении проблем внутри страны, "Нормандия" же имеет несравненно меньший вес.

При этом Макрон не оставляет собственных геополитических амбиций стать лидером новой Европы, поэтому будет сохранять интерес к украинскому вопросу.

Однако в ближайшее время вероятна лишь организация официального визита Зеленского во Францию, которая будет расцениваться как начальный этап согласования позиций накануне проведения встречи лидеров в Нормандском формате.

Россия

В Кремле критически отнеслись к первым шагам и заявлениям украинского президента, продемонстрировав свою готовность к жесткой линии поведения. Решение о выдаче российских паспортов, расширение санкций на украинскую продукцию и создание правовой базы для приостановления экспорта в Украину нефти и нефтепродуктов имеют целью надавить на Зеленского и силовым путем побудить его к уступкам.

Негативно восприняли в Москве и нежелание использовать Медведчука в качестве посредника для коммуникации.

В то же время на фоне изменения политических конфигураций в Украине Кремль пытается переформатировать команду, которая отвечает за политику на украинском направлении. Поступает все больше сигналов об ограничении кураторских полномочий Владислава Суркова и выходе на первый план Дмитрия Козака вместе с бывшим послом России в Беларуси Михаилом Бабичем. Последнего отличает довольно жесткая позиция в отношении политики Москвы на внешней арене. Он, в частности, спровоцировал значительный резонанс своим отзывом с должности посла РФ в Минске, где за короткий промежуток времени успел стать "персональной проблемой" для Александра Лукашенко. Если кадровые изменения действительно произойдут, то любые уступки Москвы в отношении официального Киева станут маловероятными.

А главное, Путин вряд ли поддержит встречу в Нормандском формате на наивысшем уровне до окончательной перезагрузки власти в Украине.

В любом случае, в Кремле внимательно следят за политическим процессом в Украине и будут реагировать в зависимости от развития событий. В Москве ждут завершения избирательной кампании в Украине и понемногу радикализуют градус информационной дискуссии на внутриполитическом треке.

Выводы

Продвижение к миру на Донбассе требует от Зеленского активных действий на дипломатической арене. Переговоры в рамках Нормандского формата – это один из инструментов для этого.

Во время кампании Зеленский обещал несколько изменить Нормандский формат, обновить его, но пока эти перспективы не вызывают особого оптимизма. США занимают выжидательную позицию, а идеи о привлечении Великобритании или других игроков пока выглядят туманными. Поэтому перед новым президентом остается безальтернативный путь: наладить действенную коммуникацию с Макроном и Меркель, заручившись их поддержкой.

В положительном контексте следует воспринимать заявления о подготовке официального визита президента в Берлин, который планируется на конец июня. Такой шаг может стать важным сигналом для европейских партнеров, который покажет продолжение избранного геополитического курса новой администрацией. Более того, после встречи руководителей внешнеполитических ведомств Германии и Франции с Владимиром Зеленским прозвучали четкие заявления, призывающие Кремль проявить политическую волю и освободить украинских моряков. И хотя в России продолжают закрывать глаза на такие заявления, подобные месседжи добавляют поводов для оптимизма.

В любом случае, не стоит отрицать тот факт, что Минский формат был исключительно политическим решением, не имеющим долгосрочных перспектив. Понятно, что новая украинская власть не может просто отказаться от обязательств перед внешними партнерами, но сам формат требует кардинальных изменений. Украина должна выступить в роли субъекта и предложить конкретные шаги, которые смогут сдвинуть процесс с мертвой точки и тем самым продемонстрируют нашу готовность к диалогу.

Автор: Антон Найчук,

кандидат политических наук,
директор Фонда гражданской дипломатии

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.