Не только лоукостеры: когда заработает и что изменит "открытое небо" с ЕС

Среда, 30 июня 2021, 09:40 — , Европейская правда
Фото Jan KUCHARZYK / East News
После либерализации доступ лоукостеров к рейсам из Украины будет открытым так же, как внутри ЕС. На фото – аэропорт Будапешта, где наличие собственного лоукостера (Wizzair) не мешает работе других компаний

Соглашение о совместном авиационном пространстве (САП), больше известное под названием "открытое небо" или еще более понятной (хотя и не полностью корректной) характеристикой "соглашение о лоукостерах", наконец разблокировано!

Текст этого документа согласовали и утвердили еще при Януковиче, но потом все остановилось. И только сейчас, после семи лет и семи месяцев торможений, блокировок, внутренних споров и размышлений, Европейский Союз наконец дал "зеленый свет" подписанию соглашения. Впрочем, самого подписания еще придется подождать несколько месяцев, а затем начнется процедура ратификации.

Так когда же на самом деле ждать "открытия европейского неба" для пассажиров из Украины? И что именно может изменить это соглашение?

Объясняем.

Что мешало?

Об эпопее с "открытым небом" "Европейская правда" рассказывала неоднократно. Ее парафировали (то есть поставили подписи на уровне переговорных команд) еще в ноябре 2013 года, во время печально известного саммита Восточного партнерства в Вильнюсе. В этом вопросе мы "догоняли" Грузию и Молдову, которые завершили все процедуры несколькими годами ранее.

Казалось, что после победы Революции достоинства нет никаких препятствий подписанию этого соглашения, к примеру, вместе с Соглашением об ассоциации... но наше государство стало заложником внутренних раздраев в Евросоюзе.

Камнем или же "скалой преткновения" оказался статус Гибралтара. Эта небольшая территория на Пиренейском полуострове находится под юрисдикцией Великобритании, однако Испания считает своей ее часть – именно ту, на которой построен аэропорт Гибралтара. И именно в 2014 году испанское правительство решило обострить этот спор.

А дальше Великобритания вошла в период Brexit, и разрешение этой проблемы в отношениях с Испанией (на самом деле очень мелкой по масштабам) отошло далеко в перечне приоритетов. Как следствие, с тех пор остался замороженным целый ряд авиационных соглашений ЕС с третьими государствами, готовых к подписанию. Только с января 2021 года, когда завершился Brexit, юридическая работа возобновилась. И хотя Испания еще некоторое время что-то сверяла, немного затянув процесс – в конце концов история подошла к концу. 28 июня Совет ЕС утвердил сразу четыре соглашения – с Украиной, Арменией, Тунисом и Катаром.

Наш договор оставался заблокированным дольше. Просто не повезло.

Когда это все заработает?

Хотя Украина (не по своей вине) уже достаточно заждалась "открытия неба" с ЕС, процедура еще не закончилась. Впереди еще несколько этапов – в частности, само подписание.

А кое-кто, прочитав европейский пресс-релиз, даже успел испугаться – ведь там речь идет о том, что соглашение требует ратификации всех 27 государств ЕС. Так что, ждать еще несколько лет и снова со всеми договариваться?!

Есть хорошая новость.

Нет, ждать придется недолго. Текст соглашения о САП предусматривает ускоренную процедуру, так называемое "временное применение", которое позволяет соглашению начать действовать почти сразу после подписания.

"Временное применение не требует ратификации. После подписания происходит обмен нотами между Украиной и ЕС о готовности к временному применению, после чего соглашение будет применяться временно с первого числа следующего месяца", – пояснили "Европейской правде" в миссии Украины при ЕС.

Сейчас в Брюсселе говорят только, что подписание ожидается "осенью", но эту дату можно точно спрогнозировать до дня. Почти наверняка это произойдет 12 октября – во время саммита Украина-ЕС, который состоится в Киеве. Крупные договоренности часто пытаются подстроить под саммиты, чтобы создать для них имидж результативности – так что будет странно, если этой возможностью не воспользуются.

Важное уточнение: это не значит, что подписание "открытого неба" сознательно оттягивают, чтобы порадовать Зеленского или его гостей из Брюсселя. Бюрократическая машина ЕС очень нетороплива; перед подписанием соглашения действительно должны состояться некоторые процедуры, например его перевод на 24 языка и юридическое согласование всех языковых версий; к тому же это накладывается на летние каникулы. Поэтому 12 октября – вполне естественная дата.

Это означает, что применение "открытого неба" в наиболее оптимистичном варианте может начаться с 1 ноября, но значительно реальнее – в один из следующих месяцев, например с 1 декабря.

Так или иначе, уже с летнего сезона навигации 2022 года у авиакомпаний будет возможность воспользоваться первыми преимуществами совместного авиапространства.

А уже дальше, при действующем соглашении, будет медленно проходить ее ратификация в 29 парламентах – Верховной раде, Европарламенте и 27 государствах-членах ЕС.

А что если кто-то из них (например, Венгрия) решит заблокировать соглашение с Украиной?

Вопрос правильный, но успокоим: опасности нет.

В целом Будапешт не блокирует подобные секторальные соглашения с Украиной. К тому же это соглашение имеет для наших соседей особое значение, ведь от него выиграет прежде всего венгерский лоукостер WizzAir.

Впрочем, "никогда не говори никогда" – так что представим, что эта или другая страна ЕС все же решила насолить Киеву и отказалась ратифицировать договор. Что ж, это будет очень неприятно, но... наверняка не остановит его действие! В истории Евросоюза еще не было случаев, чтобы одна из стран-членов таким образом срывала общеевропейское соглашение с третьей стороной; специалисты по европейскому праву считают, что это противоречит принципам ЕС. Поэтому даже в этом случае соглашение наверняка продолжит действовать по принципу временного применения, пока парламент условной Венгрии не поймет, что был неправ, и не найдет голоса для ратификации.

Словом, теперь небо Евросоюза точно для нас откроется. И это произойдет очень скоро.

Что изменится?

Сначала о главном мифе, связанном с этим соглашением. Нет, совместное авиационное пространство между Украиной и ЕС не означает прихода к нам европейских лоукостеров. Да и, собственно, не стоит забывать, что они у нас уже есть, по меньшей мере двое – WizzAir и Ryanair.

"Открытое небо" создает условия для того, чтобы у перевозчиков, прежде всего дешевых авиакомпаний, было больше возможностей открывать новые маршруты. Соглашение создает условия для лучшей конкуренции, а это уже с помощью рыночных механизмов приводит к снижению цен. ЕвроПравда уже рассказывала в статье "Мифы и реалии открытого неба" о том, как изменился авиарынок Молдовы после подписания аналогичного соглашения о САП: количество направлений прямых авиарейсов из Кишинева выросло с 19 в 2013 году до 42 в 2017-м, а билет на прямой перелет в Лондон, который в апреле 2010 года стоил 210 евро, в апреле 2017-го стоил всего 45 евро.

Как это происходит?

В частности, потому, что это соглашение отменяет те ныне действующие двусторонние договоренности, которые закрепляют некоторые прибыльные маршруты за монополистами. К примеру, авиарейсы Киев – Прага поделены между МАУ и Czech Airlines, а другие компании, которые тоже хотят летать по этому маршруту, автоматически получают отказ, им говорят, что " лимит исчерпан, свободных частот нет". Точно так же действуют ограничения на путешествия в столицу Франции. Все эти ограничения будут сняты.

А еще украинские пассажиры получат дополнительные права и финансовые гарантии – об этом чуть дальше.

По соглашению, совместное авиапространство будет создано в три этапа.

Прямые маршруты из Украины в ЕС и обратно будут либерализованы для перевозчиков из Украины и ЕС сразу, без дополнительных условий.

Еще одна важная либерализация "со старта" – право любой авиакомпании предоставлять наземное обслуживание, то есть "хендлинг" в аэропорту, куда летает эта компания, а не полагаться на услуги монополистов. Для кого-то это может стать способом удешевить эту часть билета; другие получат шанс для внедрения дополнительных услуг. Вряд ли это станет массовым, но на конкуренцию однозначно повлияет.

Но вот дальше Украину ждет серьезное "домашнее задание" – мы должны привести свое авиационное законодательство в соответствие с нормами, которые действуют в остальных государствах совместного авиационного пространства. Только на первом этапе Украина должна ввести 24 директивы и регуляции ЕС – например, о сертификации или правилах справедливого распределения частот и слотов в аэропортах между компаниями, которые на них претендуют (нынешние украинские правила регулярно сталкиваются с критикой из-за их пригодности для "ручного управления").

После выполнения задач первого этапа Украина получит весомый бонус: все украинские летные сертификаты, связанные с подготовкой экипажа, будут автоматически признавать в ЕС. Это может помочь не только пилотам и авиакомпаниям, для которых откроют новые возможности – вероятно, это признание станет новым пространством для украинского авиационного образования, которое когда-то было довольно сильным.

А еще на этом этапе должен быть дополнительно либерализован хендлинг, с допуском игроков другой стороны в свои аэропорты. Теперь такое право получат не только сами авиакомпании, но и любые бизнесы.

Далее – следующая порция "домашнего задания", после которой авиакомпании из ЕС получат свободный доступ также к маршрутам между городами Украины. Перевозчики из Украины останутся без аналогичного права для работы внутри Евросоюза, но смогут свободно претендовать на сложные маршруты, где по крайней мере одна из точек будет украинской (например, Киев – Франкфурт – Рейкьявик). Такая асимметрия возможностей, к сожалению, была заложена еще на этапе переговоров о САП в 2012-2013 годах. Можно ожидать, что украинское правительство будет пытаться убедить ЕС внести изменения в соглашение.

Но вернемся к реальным – финансовым – изменениям для пассажиров.

Здесь есть хорошая новость.

Те, кто часто летает рейсами европейских перевозчиков, знают, что там действует серьезная защита для пассажиров от произвольных отмен рейса, и задержек, вне зависимости от цены билета. В частности, речь идет об обязательствах перевозчика предоставить пассажиру питание и гостиницу, если что-то пошло не так и рейс не может вылететь. А если задержка произошла по вине авиакомпании и если она является длительной – пассажиру должны выплатить серьезную компенсацию, от 200 евро на коротких рейсах до 600 евро на дальних, например трансатлантических перелетах.

И это реально работает – даже в авиакомпаниях-лоукостерах. А когда бюджетные перевозчики пытаются избежать значительных выплат – можно судиться с ними через специальных посредников, с гарантированным выигрышем.

Так вот, этот регламент №261/2004 должен быть внедрен в Украине уже на первом этапе! И это дает надежду, что украинские перевозчики, которые порой злоупотребляют правами пассажиров и допускают серьезные задержки, теперь будут относиться к своей работе иначе, а бешеные задержки рейсов той же МАУ на внутренних линиях наконец-то уйдут в прошлое.

Словом, для пассажиров "открытие неба" с ЕС однозначно будет выгодным. Как это всегда бывает с соглашениями, которые создают реальный рынок и настоящую конкуренцию.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: