Между Молдовой и Сербией. Зачем Киев согласился на новый формат ЕС и как он будет работать

Четверг, 6 октября 2022, 11:27 — , Европейская правда, из Праги
Фото пресс-службы президента Украины
Визит в Киев президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. 15 сентября 2022 года

7 октября в Пражском Граде, крепости в центре чешской столицы, состоится первый саммит Европейского политического сообщества (ЕПС). Членом этого формата, среди других соседей ЕС, стала также и Украина.

Это новая инициатива, многие детали которой пока неизвестны, а те, что есть, оспариваются отдельными странами. Неясно, как ЕПС будет работать на практике, как удастся найти общую рамку как для государств, идущих к членству в ЕС, так и для тех, которые не рассматривают возможность вступления даже теоретически...

А самое главное – в медиа и среди экспертов постоянно звучат вопросы о том, не станет ли ЕПС неким "заменителем" членства для государств, для приема которых у ЕС нет политической воли.

Несмотря на все это, формат имеет публичную поддержку Украины.

И не только Украины.

Правда, очень похоже, что одобрительные отзывы Киева – сугубо декларативны, и у них единственная цель: не испортить отношения с французским лидером Эммануэлем Макроном, который является идеологом проекта ЕПС и которому мы пообещали поддержку этого проекта еще в июне.

Но встреча в Праге все равно интересна, просто по другим причинам. Мы рассказали о ней в коротком видео.

А этот текст – для тех, кому нужно больше деталей и более глубокое понимание процессов, связанных с инициативой ЕПС и саммитом в Праге.

Формат имени Макрона

Идея о создании Европейского политического сообщества – очень новая, она возникла только в мае 2022 года и стала личной инициативой президента Макрона, который заявил, что в условиях, когда расширение ЕС – длительный, сложный и неопределенный процесс, Евросоюз должен искать новый формат отношений с теми соседями, которые в целом разделяют ценности единой Европы, но не могут быстро получить членство, или вообще не стремятся к этой цели.

Тогда, в мае, предложение Макрона очень взволновало официальный Киев.

Мы в те дни делали все возможное, чтобы Украина получила статус кандидата в члены ЕС, а французская идея звучала так, словно нам предлагают "заменитель членства".

Но в конце концов Киев и Париж достигли взаимопонимания.

Из французской столицы прозвучало несколько заявлений о том, что ЕПС, мол, лишь поможет Украине быстрее вступить в ЕС. А кроме того, по данным "Европейской правды", в июне была достигнута важная для нас неформальная договоренность. Франция дала сигнал, что будет поддерживать предоставление Украине и Молдове статуса кандидата, но взамен ждет, что ни одна из этих стран не будет критиковать проект ЕПС.

Откуда такое внимание к новому формату?

Дело в том, что успех ЕПС очень важен лично для Макрона.

Президент Франции – амбициозный политик, и он очень хочет оставить после себя общеевропейское достояние, которое бы зафиксировало его роль в истории. Новый формат стал именно такой идеей.

Но вернемся к летней "договоренности". Париж свое обещание, как известно, выполнил. Эммануэль Макрон не только проголосовал за предоставление Украине статуса кандидата – он сыграл ключевую роль в том, чтобы убедить немецкого канцлера Олафа Шольца заявить о нашей поддержке.

Сейчас настала очередь Украины выполнять то, чего от нее ждут.

Поэтому ничего удивительного, что на этой неделе на заседании Варшавского форума по безопасности украинский вице-премьер Ольга Стефанишина заявила о полной поддержке ЕПС. В Прагу на первый саммит ЕПС едет настоящий десант из Украины во главе с премьером Шмыгалем, а президент Зеленский выступит по видеосвязи.

... Но все это не делает новую инициативу беспроблемной.

Есть ли там место для Украины? Нет ли опасностей?

Итак, что сейчас известно о формате ЕПС?

Он, по предложению Макрона, будет форматом, который не дублирует ни один из существующих. Например, включает как государства, являющиеся участниками так называемой "Европейской политики соседства", так и государства из блока расширения, и даже одного бывшего члена ЕС – Великобританию.

Поскольку официально новый формат еще не утвержден, то и список участников ЕПС еще может измениться. Но пока есть 17 государств за пределами ЕС, приглашенных на саммит в Праге.

Это пять стран бывшего "Восточного партнерства" (Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения); пять государств на западе и севере Европы (Великобритания, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн), пять государств Западных Балкан (Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания и Северная Македония) и два очень разных государства Средиземноморья – Турция и Израиль.

Подавляющее большинство стран, которые могут участвовать в формате, являются либо устойчивыми демократиями, либо государствами, претендующими на такой статус – поэтому в новом формате взаимодействия нет арабских стран Северной Африки. Но заявленного изначально правила о демократичности нового сообщества ЕС придерживался не всегда (например, вряд ли кто-нибудь рискнет назвать "устойчивой демократией" Азербайджан).

Участники ЕПС, как видите, очень разные, и это может быть одной из претензий к новому формату – но пока нельзя утверждать, обоснованна ли такая претензия. Ведь это зависит от того, что же будет сутью формата – и вот на этот вопрос ответа нет ни у кого. ЕПС пока является форматом без наполнения. "Даже немцы сейчас очень недовольны тем, что французские коллеги с претензией на геополитику так активно продвигают неизвестно что", – поделился с ЕП один из дипломатов, ведущий это направление.

Но даже при такой неопределенности пока этот формат не несет угроз для Украины.

Он даже потенциально более интересен, чем печально известный формат "Восточного партнерства" (ВП), в который ЕС записал Украину, несмотря на то, что Киев был от этого не в восторге.

Дело в том, что в ВП Украина была однозначным лидером и не имела перспектив развития, которые предлагал бы этот формат. Мы имели там скорее роль ориентира, на который могли равняться все другие государства – от Молдовы до Армении. Это придавало Украине вес регионального лидера – что, конечно же, приятно, но не имеет практической пользы в смысле евроинтеграции.

В формате ЕПС ситуация принципиально иная.

Здесь нашими "соседями" стали и те государства, которые вообще не стремятся быть похожими на ЕС (Израиль, Азербайджан), и те, которые ставят целью вступление в Союз (Западные Балканы), и те, которые не имеют целью членство – но очень тесно интегрированы экономически и ввели у себя подавляющее большинство стандартов ЕС (Великобритания, Швейцария, Норвегия и т.п.).

Последние, например, являются членами Европейской зоны свободной торговли, к которой Украина была бы рада присоединиться на пути к членству. А значит, новый формат не устанавливает для Украины "низкого потолка", который бы ограничивал нашу евроинтеграцию уже сейчас.

Еще одна потенциальная опасность, о которой приходится слышать: а не создан ли этот формат для государств, которым ЕС просто никогда не хочет давать членство? Тут тоже выглядит так, что реальной угрозы нет – ведь в новый формат включили все те государства, которые являются приоритетом расширения, например Черногорию. А значит, если в ЕС вообще когда-то будут вступать новые члены – то это будут те государства, которые являются членами ЕПС.

Будет ли польза? Есть вопросы

Конечно, несмотря на все написанное выше, никогда нельзя исключать и негативного развития. Евросоюз сейчас находится на распутье, он ищет возможность для реформирования и новые подходы к расширению.

Поэтому в случае, если когда-то этот формат начнет выливаться в некий заменитель членства для всех государств-кандидатов, Киев не должен молчать, так же, как не будут молчать и другие столицы.

Но еще более насущный вызов нового формата связан с его сомнительной эффективностью. Прежде всего из-за того, что подходы государств очень отличаются.

Поэтому можно точно быть уверенным, что этот формат останется "виртуальным", он не будет иметь институтов, секретариата, механизма принятия решений и т.п. – просто по той причине, что в таком широком составе невозможно принять никакие решения с реальным влиянием на политику. Поэтому на нынешнем инаугурационном саммите его участниками даже не предлагали принять итоговое заявление или другое формальное решение.

Более того, нет уверенности даже в том, что формат сохранит нынешнее название.

Например, британский премьер Лиз Трасс публично требует, чтобы ЕС отошел от названия "Европейское политическое сообщество", потому что для британских избирателей оно звучит слишком похоже на внутреннюю структуру Евросоюза, из которого Британия, как известно, недавно вышла.

Поэтому наиболее реально, что новый формат – если, конечно, он вообще сохранится – со временем превратится в некое "место для встреч и переговоров", то есть в общеевропейский форум демократий. Что тоже неплохой вариант – но явно не тот, о чем мечтал, основывая этот формат, Эммануэль Макрон.

Но и из этого Украине стоит извлекать максимум – так, как происходит в этом году, когда на полях саммита Украина планирует заключить несколько межправительственных соглашений.

А еще, к примеру, этот форум когда-нибудь может стать той площадкой, где один из союзников России, Армения, наконец решится сделать геополитический разворот. И это также будет неплохим результатом новой европейской политики соседства.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды",

из Праги

 
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: