Победа для Донбасса: все о решении евросуда, которое изменит мнение мира об агрессии РФ

Четверг, 26 января 2023, 09:55 — , Европейская правда
Фото: AFP/East News
Парад "незалежності" у Донецьку. 25 травня 2014 року

23 января в зале Парламентской ассамблеи Совета Европы шла непростая для Украины дискуссия. Сначала в комитете, а затем и в пленарном зале западноевропейские депутаты выступили категорически против того, чтобы в решении ПАСЕ было упоминание о начале вооруженной агрессии России в отношении Украины в 2014 году. "Позиция Совета Европы заключается в том, что российское вторжение началось в 2022 году", – искренне уверял присутствующих бельгийский депутат Кристоф Лакруа.

Тогда Украине все же удалось победить – но невозможно назвать эту победу убедительной.

Упоминание о 2014 годе утвердили 47 голосами за, при 43 против и 12 воздержавшихся. Еще около 20 присутствующих решили вообще не голосовать за эту поправку, чтобы не показывать, какой позиции они придерживаются. То есть даже после объяснений и уговоров коллег-украинцев их утверждение о том, что война идет с 2014 года, поддержало гораздо меньше половины европейских парламентариев.

Эта история доказывает, насколько важно решение ЕСПЧ, которое появилось уже на следующий день.

25 января Европейский суд по правам человека обнародовал промежуточный вердикт по так называемому "большому делу по Донбассу".

Это решение стало абсолютной, бесспорной победой Украины.

Суд расставил точки над "і" в вопросе роли РФ в гибридной агрессии на Востоке Украины. Он подтвердил, что с апреля 2014 года Россия осуществляет военное вторжение в Донецкую и Луганскую области; что с мая контроль РФ на оккупированных территориях стал абсолютным; что летом РФ перешла к полномасштабной переброске войск на Донбасс. Что Россия несет полную и неограниченную ответственность за то, что происходило на оккупированных ею землях.

Теперь юридически доказано, что война РФ с Украиной длится уже почти девять лет. Споры вроде того, что имело место в ПАСЕ, больше не имеют смысла.

А кроме того, решение Суда будет иметь реальное финансовое измерение для многих украинских бизнесов, а иногда и для рядовых граждан, пострадавших от агрессии РФ на Донбассе.

Эта статья в вопросах и ответах объясняет содержание и последствия исторического решения ЕСПЧ.

Можно очень коротко и просто объяснить, о чем это дело?

Если кратко и упрощенно, то ЕСПЧ рассматривает коллективную жалобу двух государств (Украины и Нидерландов) против третьего (РФ) по поводу того, что оно после оккупации Донбасса в 2014 году системно нарушало права человека на этих территориях, или не расследовало совершенные там нарушения, и как государство-оккупант должно нести ответственность за события на этой территории.

Чтобы вынести решение по этой жалобе, Суд должен был ответить на целый комплекс вопросов. Была ли эта территория Украины оккупированной? Контролирует ли ее Россия? На какую часть Украины распространяется российский контроль? Ответственна ли РФ за преступления, совершенные в этой части Украины, и за какие именно из преступлений?

Подавляющее большинство "обвинений", то есть эпизодов жалобы, выдвинуто украинским правительством. Нидерланды в этом общем деле оказались из-за трагедии MH17, то есть сбития российским "Буком" авиалайнера, летевшего из Амстердама. Нидерланды присоединились к этому иску только в 2020 году, и Украине это было на руку: как из-за присоединения сильных нидерландских юристов, так и потому, что европейские судьи – тоже люди, а акцентирование на трагедии MH17 делало это дело более близким для них.

Хотя для победы было важно доказать ответственность РФ фактами. Одних только эмоций здесь недостаточно. Поэтому официальный Киев передал в Страсбург впечатляющий массив доказательств – протоколов допросов, видеозаписей, разведданных и тому подобного. Только текстовое описание доказательной базы, приобщенное к решению суда, заняло более 800 страниц!

Почему мы утверждаем, что Украина победила, если это "промежуточное" решение?

Формально Европейский суд по правам человека еще не завершил рассмотрение дела. Вынесение финального решения займет еще несколько лет. Суд должен определить, какие именно статьи Европейской конвенции по правам человека нарушила Россия. Возможно, впоследствии Суд назначит также выплаты (так называемую "справедливую сатисфакцию") за эти нарушения – но об этом говорить рано, Украина пока даже не подавала конкретных требований о компенсациях.

Однако конкретно в этом процессе главным был именно нынешний, "промежуточный" этап.

Потому что нет сомнения, что убийства, похищения, пытки и т.д., которые в большом количестве происходили на Донбассе, являются нарушением прав человека. Доказать этого вряд ли будет сложно при том количестве доказательств, которыми располагают Украина и пострадавшие украинцы – лишь бы Суд перешел к рассмотрению дела по существу.

Ключевым вызовом было доказательство того, что именно Россия должна нести ответственность за нарушения, несмотря на то, что они были совершены на украинской территории.

Если объяснять упрощенно, то ответственность за массовые преступления на территории другого государства наступает в случае, когда Суд доказывает, что эта территория оккупирована, а государство-ответчик является оккупантом (в терминологии ЕСПЧ это называется "осуществляет на такой территории эффективный контроль").

ЕСПЧ стал первым международным судом, который на основании представленных Украиной доказательств юридически доказал оккупацию Россией части Донбасса с 2014 года. До сих пор решения об этом принимали только политические органы, которые к тому же делали это под влиянием украинцев или их голосами (например, для решения ПАСЕ, о котором говорится в начале статьи, решающими были голоса украинской делегации).

А детали решения ЕСПЧ делают победу Украины в этом процессе еще более весомой. Даже украинские чиновники, ответственные за этот судебный процесс, в разговоре с ЕвроПравдой признавались, что не ожидали настолько победного решения.

Так что же решил Суд? Коротко о главном

Решение Европейского суда по "большому делу по Донбассу" – это масштабный документ объемом в 230 страниц, поэтому из него следует выделить шесть главных элементов:

 - признание вооруженной агрессии;

 - определение даты начала российской оккупации;

 - признание контроля РФ на оккупированной территории;

 - определение территорий, за нарушения на которых отвечает РФ;

 - разрешение доказывать вину РФ за последствия обстрелов гражданских объектов на украинской стороне от линии соприкосновения;

 - подтверждение того, что нарушения со стороны России (от убийств и пыток до ограничений в сфере образования) были системными, а не единичными.

По каждому из этих пунктов можно говорить о победе Киева.

Итак, во-первых, ЕСПЧ юридически подтвердил, что весной 2014 года Россия осуществила вооруженную агрессию против Украины на территории Донецкой и Луганской областей, а ближе к концу лета началось масштабное вторжение, которое Россия до сих пор отрицает.

"Большая палата считает установленным, что российские военные активно действовали на Донбассе с апреля 2014 года. Российские солдаты воевали в составе вооруженных групп, а офицеры с самого начала руководили сепаратистскими вооруженными формированиями. Позже с августа 2014 года в контексте битвы за Иловайск произошло широкомасштабное развертывание российских войск (на украинской территории)", – говорится в решении ЕСПЧ.

На основании большого количества доказательств и объяснений (к ним подробнее вернемся чуть позже) Суд установил, что с 11 мая 2014 года Россия получает полный и абсолютный контроль на территории, подконтрольной "ДНР" и "ЛНР". К слову, во всем тексте решения эти аббревиатуры употребляются в кавычках – Суд подчеркивает, что не считает эти структуры настоящими.

"Имеющиеся доказательства подтверждают, что на момент проведения "референдумов" 11 мая 2014 года деятельность сепаратистов в целом управлялась и координировалась Российской Федерацией", – говорится в решении. А значит, с этой даты и в дальнейшем неподконтрольная Украине территория считается находящейся под контролем (оккупацией) со стороны РФ.

Нужно отдельно подчеркнуть, что избрание 11 мая как точки отсчета не отрицает того, что вооруженная агрессия и оккупация на Донбассе начались еще раньше, а эта дата относится именно к юридической ответственности РФ за оккупированную территорию. О том, почему выбрана именно она и какое это будет иметь влияние, учитывая то, что Украина просила признать точкой отсчета 30 апреля, подробно объясним позже.

Также очень важным элементом решения стало установление так называемой "административной практики", то есть системности нарушений прав человека со стороны российской оккупационной администрации на Донбассе. Ее Суд подтвердил по большинству статей, по которым подавала жалобы Украина. ЕСПЧ считает доказанной системность российских нарушений во время:

 - убийств и избиения до смерти гражданских лиц и украинских военнопленных;

 - пыток гражданских и военнопленных, включая сексуальное насилие, изнасилования, бесчеловечные и унизительные условия содержания под стражей;

 - организации принудительного труда;

 - похищений, незаконных арестов и длительного незаконного содержания под стражей;

 - нападений на религиозной почве;

 - преследования журналистов и блокирования украинских вещателей;

 - уничтожения частной собственности, краж и мародерства, а также незаконного присвоения частной собственности без компенсации;

 - запрета образования на украинском языке;

 - преследования лиц украинской национальности или граждан, которые поддерживали территориальную целостность Украины.

Теперь украинская жалоба будет рассмотрена по всем эпизодам с 11 мая 2014 года, которые подпадают под эти статьи.

Отдельного внимания заслуживает решение ЕСПЧ о территориальных границах юридически доказанного контроля РФ и преступлений, за которые отвечают российские власти. Об этом – следующий раздел.

Границы российской оккупации

Когда ЕСПЧ начал рассмотрение жалобы по существу, юристы украинского правительства признавались в разговорах с ЕвроПравдой, что в территориальном вопросе позиция Киева имеет серьезные недостатки.

В 2014 году границы неподконтрольной правительству территории менялись еженедельно, а то и ежедневно. Киев, конечно, передал в Страсбург карты своего контроля на Донбассе в разные периоды, но осознавал, что это не решает проблему: не будет же Суд указывать в своем решении ежедневные GPS-координаты границ ответственности РФ.

Ситуацию дополнительно осложняло то, что в решении по похожему делу "Грузия против России" о событиях войны 2008 года Суд вообще отказался от рассмотрения событий в период российского наступления и ведения боевых действий. С объяснением, что в это время в Грузии был "туман войны", когда принцип эффективного контроля не действует. Формально Суд должен был бы применить тот же подход и в отношении Украины, потому что в ЕСПЧ действует прецедентное право. Однако во время оккупации части Грузии боевые действия длились всего пять дней, а на Востоке Украины активные военные столкновения не прекращались месяцами! (Подробнее об этом читайте в статье "Победа Грузии, ловушка для Украины: какие угрозы несет решение ЕСПЧ о российской агрессии").

Словом, решения по этому поводу команда украинского Минюста ждала с нетерпением и тревогой.

Были мысли, что решение по территории могут отложить до рассмотрения жалобы по существу (так в свое время произошло с грузинской жалобой против России), или же ограничатся той территорией, которая после оккупации Донецка и Луганска не меняла контроль и где не велись активные боевые действия. А это – гораздо меньше, чем вся территория ОРДЛО.

Но решение Суда превзошло даже самые оптимистические ожидания.

В зону ответственности РФ включили всю территорию, которую контролировали так называемые "ДНР" и "ЛНР", поскольку "все эти территории, начиная с 11 мая и в дальнейшем, находились под эффективным контролем Российской Федерации".

Интересная деталь: Суд располагал подробными доказательствами, предоставленными Украиной, относительно кадрового, политического, экономического и военного контроля Москвы над решениями де-факто власти в Донецке и Луганске, преимущественно датированные 2014-15 годами. Поэтому судьи должны были доказать, что полный контроль со стороны Москвы сохранялся и в дальнейшем. Сделать это помогла... российская власть! В июне 2020 года правительство РФ в ответ на запрос из Страсбурга прислало письменный ответ о том, что суть отношений Москвы с сепаратистскими режимами "не изменилась". А значит, при отсутствии доказательств обратного, Суд решил, что полный контроль РФ на оккупированных территориях сохранялся как минимум до зимы 2022 года.

"Действия и бездействие сепаратистской власти являются частью ответственности РФ так же, как действия и бездействие любого органа местной власти в РФ", – пояснил Суд.

Что делать с изменениями границ контроля "Л/ДНР"?

Да, это происходило. Поэтому Суд дал России право подать возражения на стадии рассмотрения дела по существу, если Украина заявит о нарушениях "на территории, которую сепаратисты на самом деле не контролировали... или если конкретные действия конкретных сепаратистов не могут быть приписаны РФ".

Идеальная для Украины формулировка, учитывая то, что Россия приняла решение игнорировать процесс – а значит, не будет отрицать вообще ничего!

А что же с территориями, где велись боевые действия?

Совсем закрыть глаза на свое решение по грузинскому делу ЕСПЧ не смог, поэтому решил протрактовать его особым образом. Суд действительно может исключить из жалобы те эпизоды, которые касаются военных действий, но не все, а только те, где "вражеские военные силы стремятся установить контроль над территорией в условиях хаоса". Например, нарушение прав человека во время штурма какого-то села или города не может быть рассмотрено. А сбитие MH17 не происходило в условиях хаоса, потому что место, откуда происходил запуск ракеты, в тот момент никто не атаковал, пояснил Суд – и поэтому по этому эпизоду юрисдикция ЕСПЧ подтверждена. По сути, это делает приемлемыми практически все эпизоды украинской жалобы.

И напоследок.

Отдельными положениями ЕСПЧ разрешил принять к рассмотрению также эпизоды, когда РФ осуществляла артиллерийские обстрелы подконтрольных Украине территорий, то есть наносила ущерб украинцам и предприятиям за пределами "Л/ДНР". Решение о приемлемости каждого отдельного такого эпизода Суд примет при рассмотрении по существу.

Это решение стало абсолютной победой украинских юристов.

Погодите, но ведь Россия вышла из Совета Европы и не признает эти решения! 

Это так. Точнее, она не вышла, а ее выгнали из организации.

Однако на судебные процессы, касающиеся событий 2014-2022 годов, это не влияет: РФ остается ответственной за нарушения прав человека, совершенные ею в прошлом. Такое обязательство РФ взяла на себя 25 лет назад, когда ратифицировала документы Совета Европы.

Важная деталь: в этом деле РФ до последнего участвовала в процессе, подавала доказательства и возражения, присутствовала на слушании (состоялось в январе 2022 года) и т.п. Лишь в ноябре 2022 года, за неделю до заседания, на котором судьи вынесли решение (то есть в момент, когда разгромное поражение РФ в этом деле стало очевидным для членов суда!), судья ЕСПЧ от России Михаил Лобов объявил о выходе из дела. Но принятие решения это не остановило.

Так что нынешнее решение было принято по состязательной процедуре. И это на самом деле очень важно для его международной легитимности.

Дело в том, что решение ЕСПЧ, обнародованное в среду, нет необходимости выполнять. Его основная ценность в другом: в том, что ЕСПЧ стал первым международным судом, который определил временные и территориальные рамки российской оккупации на Донбассе. Международное правосудие работает таким образом, что решение одного судебного органа обычно признают или учитывают другие. И поэтому для мирового сообщества, а также для других судебных процессов отныне стало доказанным фактом, что российская вооруженная агрессия на Востоке Украины и российская оккупация части восточных областей начались весной 2014 года, а так называемые "ДНР" и "ЛНР" были полностью подконтрольны Москве.

Что же касается рассмотрения этого дела по существу – то оно также состоится, даже без российского судьи. ЕСПЧ назначит ему замену.

Что с того украинцам? Мы и так знали, что РФ – агрессор

На самом деле дипломатические победы важны для всех, потому что это влияет на страну, поэтому не стоит недооценивать то, что миру придется признать реальность оккупированного Донбасса.

Но есть и другое, более обозримое влияние.

Признание того, что именно Россия юридически ответственна за события на Донбассе, важно для тех украинских предприятий, которые потеряли собственность. В частности, де-факто власти так называемых "ДНР" и "ЛНР" проводили экспроприацию имущества и бизнесов украинских владельцев. Часть имущества и оборудования заводов Донбасса была вывезена в Россию, часть – уничтожена. Теперь у владельцев появился путь, чтобы взыскать этот ущерб с РФ.

"Это решение открывает дорогу для инвестиционных арбитражей", – пояснила Ирина Мудра, заместитель министра юстиции, которая была на объявлении решения в Страсбурге.

Конечно, взыскание средств с РФ через арбитраж – процесс не простой, но для крупного бизнеса этот путь доступен. Тем более сейчас, когда все больше государств мира готовятся к экспроприации имущества России и россиян для погашения убытков Украины. В этом процессе и государство сможет заявить большие компенсации, учитывая потери с 2014 года, и владельцы бизнес-активов смогут приобщиться к распределению арестованных средств РФ.

Кроме того, решение о юрисдикции по делу Донбасса разблокирует рассмотрение многих жалоб против РФ, поданных ранее в ЕСПЧ из-за событий на Донбассе. Причем выиграть в этих делах можно вполне реально, учитывая очень широкие границы юрисдикции. Но нужно понимать, что взыскать с РФ компенсации, присужденные в Страсбурге, в ближайшее время будет нереально. Россия отказывается добровольно выполнять решения ЕСПЧ. Реальная надежда – разве что на комплексную договоренность, которая будет включать погашение долга РФ перед истцами за счет конфискованных активов.

А почему РФ признана оккупантом только с 11 мая? Откуда эта "зрада"?

Этот пункт решения – один из немногих, по которому ожидания Украины не были полностью удовлетворены, ведь Киев считает, что потерял контроль над частью Донбасса не позднее 30 апреля.

Однако ЕСПЧ в своей аргументации выбрал другую дату – день проведения так называемых "референдумов" о создании "ДНР" и "ЛНР", то есть 11 мая 2014 года. Поскольку эти голосования были оркестрованы Москвой, а затем получили открытую поддержку властей РФ и стали точкой отсчета для образования оккупационных администраций "республик", с российскими представителями в составе – то Суд решил, что именно этот день является точкой отсчета.

И самое главное здесь то, что от такого выбора даты Украина, по сути, ничего не теряет.

Для обращений в инвестиционные арбитражи нет разницы между апрелем и 11 мая, потому что все решения об экспроприации были объявлены и воплощены позже. Большинство, если не все преступления, совершенные российскими оккупантами на Востоке, по которым есть жалобы в ЕСПЧ – также датированы более поздним периодом.

Поэтому это не "зрада", особенно на фоне абсолютной победы по другим пунктам.

Поэтому украинскую юридическую команду, которая с 2014 года работала над тем, чтобы это решение стало реальностью, можно только поздравить. И пожелать такого же успеха в других международных процессах против государства-агрессора.

 

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды",

из Страсбурга

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: