Руслан Демченко – hostis publicus дипломатической службы?

Понедельник, 27 октября 2014, 18:35

"Европейская правда" получила письмо от Владимира Пузырко - одного из дипломатов, уволенных из МИД после смены власти в Украине.

Пузырко написал колонку в защиту Руслана Демченко - первого заместителя главы МИД и "серого кардинала" этого министерства времена Януковича. Как известно, сейчас Демченко перешел на работу в администрацию Порошенко, где работает советником президента - несмотря на то, что по закону о люстрации он должен быть уволен с государственной службы.

Поскольку право "второй стороны" на выражение своей позиции является незыблемым, "Европейская правда" публикует мнение Владимира Пузырко.

* * * * *

Опубликованные "Европейской правдой" статьи "Дипломатическая люстрация. Зеленый свет серому кардиналу МИД?" и "’Европейский путь' советника Порошенко. Потерянный эпизод" объявляют бывшего первого заместителя главы украинского МИДА, а ныне - советника президента Руслама Демченко hostis publicus - врагом народа или врагом дипломатической службы и фактически начинают его травлю.

Поскольку я был непосредственным свидетелем описанных событий и преследую цель их объективного освещения, позвольте изложить собственные наблюдения в защиту дипломатической службы Украины в целом и Руслана Демченко в частности. Хотя я и не претендую на роль его адвоката.

Общее замечание – описание событий является односторонним, впечатления автора статьи сложились под влиянием разговоров с людьми, которые не видели всей картины событий, а может, просто сводят личные счеты.

Руслан Демченко – действительно влиятельный человек, и он больше государственный деятель, а не публичный политик.

Как руководитель-администратор он жестко требует от сотрудников результатов работы, а не имитации процесса, что многим не нравится.

Итак, несколько дополнительных аспектов деятельности МИД Украины за время подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации, которые в силу закрытости дипломатической службы не являются общеизвестными, однако не представляют собой служебной информации.

1. В 2013 году подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом было главной задачей для дипломатов. В министерстве дважды в неделю, под руководством Руслана Демченко, проводились внутренние совещания по подготовке к заключению Соглашения.

По моему мнению, без его контроля проект соглашения готовили бы к подписанию и поныне. Была проведена огромная работа по внутриведомственному согласованию и уточнению аутентичного перевода окончательного текста Соглашения.

2. В сентябре 2013 года, после завершения работы переводчиков, МИД Украины выступил инициатором протокольного решения Кабмина относительно одобрения Соглашения об ассоциации с ЕС. Кабмин также рекомендовал президенту Украины его подписать.

В то же время формальным инициатором "рокового" решения Кабмина от 21 ноября 2013 года о приостановлении процесса был не МИД, а Минпромполитики. МИД формально постфактум подал замечания к распоряжению Кабмина от 21 ноября 2013 года, хотя определенные политические и юридические замечания не были учтены.

3. Руслан Демченко не останавливал процесс подготовки Соглашения, поскольку надежда на его подписание у дипломатов оставалась до последнего момента. Для подготовки Соглашения к подписанию сотрудники представительства Украины при ЕС перевезли из Киева в Брюссель специальный груз – украинскую "договорную" бумагу.

Без согласования с Демченко это было бы невозможно.

Несмотря на формальное приостановление Кабмином процесса подготовки Соглашения об ассоциации, текст был распечатан на этой договорной бумаге в Брюсселе и Соглашение было передано в Вильнюс для возможного подписания 29 ноября 2013 года.

4. Руслан Демченко также не исключал возможности подписания лишь политической части Соглашения об ассоциации в Вильнюсе 29 ноября 2013 года, и с этой целью дипломаты были готовы к соответствующим действиям – разделу Соглашения на два отдельных документа.

Как известно, Украина так его и подписала – сначала политическую, а затем экономическую часть.

5. За непосредственное участие в событиях на Евромайдане не был уволен ни один дипломат. "Дипломатической фронды" не было, это высокая оценка ситуации. Были два письменных обращения работников дипломатической службы в соцсети, но это нельзя назвать борьбой Конде против Мазарини.

Правом на отставку из дипломатических работников в ранге чрезвычайного и полномочного посла никто не воспользовался. Досрочно отозвали только генконсула в Стамбуле Богдана Яременко за высказанное им личное мнение в соцсети, но не думаю, что решение о его отзыве принимали в министерстве.

6. Во время Евромайдана МИД на должном уровне обеспечил работу (встреча, сопровождение, перевод) многочисленных иностранных делегаций высоких должностных лиц иностранных государств в беспрецедентных условиях. Это была уникальная работа сотрудников дипломатического протокола министерства, а Руслан Демченко был куратором Департамента государственного протокола.

7. Министерство, в том числе с участием Демченко, провело свою часть работы по подготовке и оформлению политических договоренностей с участием иностранных дипломатов 20-21 февраля 2014 года – Соглашения об урегулировании кризиса от 21 февраля 2014 года, хотя 18-21 февраля 2014 года на рабочих местах в МИД присутствовали единицы.

Поэтому не думаю, что Руслан Демченко – это "человек, который лично приложил усилия к тому, чтобы Соглашение об ассоциации не было подписано в Вильнюсе", что означает провозглашение его врагом дипломатической службы или предателем национальных интересов Украины.

Наоборот. Судить о людях можно по их поступкам, а не по словам.

Автор: Владимир Пузырко, чрезвычайный и полномочный посланник первого класса, директор договорно-правового департамента МИД (2010-2014 гг.)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.