Противоядие от России. Украина ищет ответ на торговый ультиматум

Вторник, 7 октября 2014, 11:35 — Юрий Панченко, Европейская правда

Украина наконец-то отреагировала на угрозы России вывести ряд позиций украинского экспорта из режима свободной торговли.

На сайте Министерства экономического развития и торговли был обнародован полный перечень российских товаров, которые также могут быть выведены из режима свободной торговли.

Сам по себе перечень достаточно большой – свыше 800 позиций.

В соответствии с этим списком, Украина может возобновить взимание пошлин фактически со всего продовольственного импорта РФ: овощей, фруктов, рыбной и молочной продукции, яиц, меда, кофе и чая, а также сахара и кондитерских изделий.

Среди непищевых товаров предлагается вернуть пошлины на импорт удобрений, мыла и косметики, спичек, пластмасс, одежды и обуви, изделий из стекла, мебели, а также электроаппаратуры. Также пошлины могут взиматься с российских легковых и пассажирских автомобилей, тракторов, железнодорожного оборудования.

Как отмечается на сайте министерства, пошлины на указанные российские товары могут быть введены в случае вступления в силу постановления российского правительства № 959 от 19.09.2014.

Напомним, этим документом правительство РФ выводит ряд товарных групп украинского происхождения из действия режима свободной торговли. Такой шаг стал ответом на ратификацию Верховной радой Соглашения об ассоциации с ЕС, которое должно вступить в силу с 1 ноября.

Таким образом, начала новой торговой войны можно ожидать менее чем через месяц.

Формально предпосылок для этого пока нет. Согласно договоренностям представителей Украины, ЕС и РФ, достигнутым 12 сентября, экономическая часть Соглашения об ассоциации вступит в силу лишь с 2016 года. В свою очередь российское правительство обязалось не вводить свое постановление в силу.

Более того, в российском правительстве утверждают о соблюдении всех аспектов договоренностей от 12 сентября. "Пока мы не располагаем фактами того, что был выпущен какой-то нормативно-правовой акт, который явно или скрыто вводил бы эти нормы (о зоне свободной торговли Украины и Евросоюза)", – заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

Однако это не означает, что новый конфликт может начаться в любой момент.

О возможности этого свидетельствует то же самое заявление российского министра Улюкаева: "Поскольку пласт нормативно-правовых актов очень большой (это могут быть не только акты правительства или Совета), ведомственные приказы мы тоже должны анализировать, поэтому мы будем очень внимательно отслеживать ситуацию и, безусловно, сразу на нее реагировать, но пока таких фактов мы не знаем".

Соответственно, "результаты" российских поисков зависят от свежей политической конъюнктуры, которая постоянно меняется.

Именно поэтому готовность украинского правительства подготовиться к такому развитию событий вполне правильна. До 1 ноября этот перечень должен быть согласован с общественностью и принят в виде постановления Кабмина.

Однако между решением российского правительства и потенциальным решением украинского есть как минимум два существенных отличия.

Прежде всего, стоит признать, что эти решения имеют разные юридические основания. Российское правительство опирается на приложение к тексту Соглашений о свободной торговле между странами СНГ, который позволяет странам-членам Таможенного союза проводить такую коррекцию.

Напомним, что эта норма была включена в документ накануне подписания, но она не остановила ни тогдашнего премьера Николая Азарова, который подписал документ, ни депутатов Верховной рады, которые его ратифицировали.

Украинское правительство такой возможности лишено. Именно поэтому Минэкономразвития публикует только перечень торговых позиций, таможенные ставки на которые могут быть пересмотрены, но не публикует, как это делается всегда, проект соответствующего правительственного решения.

В проекте решения должно быть определено юридическое основание такого пересмотра – его еще нужно сформулировать правительственным юристам.

Но главная проблема заключается в другом.

Проблема состоит в том, что экономический эффект от принятия этих документов будет совершенно разным. Причем – не в пользу Украины.

По данным Госстата, Украина имеет отрицательное торговое сальдо с РФ. По состоянию за семь месяцев нынешнего года оно составляло $2,3 млрд. Формально это хороший сигнал для Украины, ведь наши ограничения будут более ощутимыми.

Однако значительная часть российского импорта (в течение 7 месяцев он составил $9,02 млрд) составляют нефть и газ, повышение пошлин на которые невыгодно прежде всего Украине.

В свою очередь, в перечень для повышения пошлин внесены товары, где российский импорт может быть без проблем заменен на товары отечественного производства или продукцию третьих стран.

Более того, и Украина, и РФ могут повышать таможенные ставки лишь до уровня, определенного условиями своего членства в ВТО. Но средняя таможенная ставка в Украине почти втрое ниже, чем в РФ! Это также снижает возможность реального ответа украинской стороны.

В такой ситуации "зеркальное" повышение Украиной пошлин на российские товары только выглядит адекватным шагом, но на самом деле влияние обеих коррекций будет совершенно разным.

Стоит признать – в сложившейся ситуации простого выхода у Украины нет.

Возможно, частичным выходом из ситуации является поиск механизмов, которые позволят дополнительно увеличить пошлины на российские товары. Таким выходом может быть использование права члена ВТО ответить на нарушения – а действия РФ, несмотря на формальную правильность, полностью противоречат принципам свободной торговли, введя к импорту страны-нарушителя дополнительный таможенный сбор.

Подобное наказание действует сейчас в отношении Украины – его ввела Турция в ответ на введение Киевом защитных пошлин на автомобили.

Юридическая правомерность такого шага не идеальна, но так же не идеальны и мероприятия, которые готовятся правительством.

Но самое главное – не стоит надеяться, что гипотетический ущерб российскому производителю может повлиять на политику Кремля. За последние полгода там доказали, что полностью перестали руководствоваться рациональными аргументами.

Именно поэтому единственным действенным ответом Москве может стать максимальная поддержка национального производителя, выходящего на рынки других стран, в первую очередь – европейский. Тем более, что эта поддержка до сих пор существует в основном на словах политиков, а не на практике.

Автор: Юрий Панченко, редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.