Мифы ВТО и угрозы платежному балансу Украины

Пятница, 26 декабря 2014, 14:13 — Наталия Микольская, ЮФ Sayenko Kharenko
фото hk.crntt.com

"Европейская правда" продолжает публикацию экспертных оценок инициативы правительства о временном - на 12 месяцев - повышении таможенных ставок на 5-10%.

До сих пор мы публиковали позиции экспертов, которые критически оценивали эту инициативу, характеризуя ее как нарушение Украиной своих обязательств страны-члена Всемирной торговой организации.

Автор этой публикации придерживается противоположного мнения, доказывая это на основании анализа норм ВТО и подобных прецедентов.


Предложенные украинским правительством законопроекты по введению дополнительного импортного сбора для стабилизации платежного баланса (№ 1562 и №1563) не только всколыхнули бизнес и общественность, но и обросли различными мифами относительно их соответствия обязательствам Украины в рамках Всемирной организации торговли и последствий принятия.

Да, именно мифами, которые мы попытаемся развеять.

Механизм поддержания равновесия платежного баланса действительно предусмотрен статьей ХІІ ГАТТ, однако для правомерности принятия таких мер необходимо соблюдение определенных требований, о которых речь пойдет дальше.

Украина применяет такие меры не впервые: в 2009 году был введен 13%-ный дополнительный таможенный сбор в отношении определенных категорий импортируемых товаров.

В данной статье мы не предоставляем оценок экономическим основаниям и последствиям введения дополнительного таможенного сбора как для бизнеса, так и для государства в целом, а также действиям правительства по его внедрению.

Статья посвящена исключительно анализу соответствующих обязательств Украины как государства-члена ВТО.

Миф №1 - статья XII ГАТТ разрешает применять только квоты с целью поддержания равновесия платежного баланса.

В экспертной и бизнес-среде начало распространяться мнение, что введение дополнительного импортного сбора свыше существующих связанных ставок импортных пошлин является грубым нарушением статьи II ГАТТ, и что для поддержания равновесия платежного баланса государство может вводить только количественные ограничения (квоты).

На самом деле ВТО не запрещает применять количественные ограничения для поддержания равновесия платежного баланса. Однако можно применять не только их.

Статья XII ГАТТ, которая предусматривает механизм поддержания равновесия платежного баланса, является "исключением" из общих положений ГАТТ (в том числе статьи II) и предусматривает право государства с целью поддержания своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса ограничивать количество или стоимость импортируемого товара.

Дополнительные импортные сборы как средство реагирования проблемы с платежным балансом применялись, например, Чехословакией (1991 г.), Польшей (1992 г.) и Словацкой Республикой (1994 г.).

В дополнение к статье XII ГАТТ право государства применять меры для поддержания платежного баланса детализировано в Договоренности о положениях ГАТТ 1994 года относительно платежного баланса (является неотъемлемой частью ГАТТ; "Договоренность"), которая устанавливает, что члены ВТО подтверждают свое обязательство при выборе мер для сохранения равновесия платежного баланса отдавать предпочтение тем мерам, которые оказывают наименее разрушительное воздействие на торговлю. Считается, что такие меры включают дополнительные импортные сборы, которые могут применяться дополнительно к импортным пошлинам, согласованным этим государством в ВТО.

Таким образом, для сохранения равновесия платежного баланса государства-члены ВТО могут вводить как квоты, так и дополнительные таможенные сборы. Договоренность запрещает лишь одновременное использование таких мер.

Следовательно, предложенный законопроектами дополнительный импортный сбор как способ регулирования ситуации с платежным балансом Украины априори не противоречит положениям соглашений ВТО.

Миф №2 - Украина должна была провести консультации с бизнесом и торговыми партнерами перед введением дополнительного импортного сбора.

Вторым "камнем в огород" правительства было обвинение в том, что правительство не провело никаких консультаций как с торговыми партнерами Украины, так и с бизнесом, и что это тоже является нарушением соглашений ВТО.

Прежде всего, статья XII ГАТТ и Договоренность не предусматривают проведения консультаций с торговыми партнерами или бизнесом перед введением соответствующих ограничительных мер.

Государство-член ВТО, которое вводит соответствующие меры, действительно должно провести консультации относительно характера осложнений в его платежном балансе, существующих альтернативных корректирующих мер, а также возможного влияния ограничений на экономику других сторон. Дополнительно устанавливается необходимость ежегодного проведения таких консультаций (в целях мониторинга).

Однако такие консультации проводит Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом ("Комитет") с целью рассмотрения всех мер по ограничению импорта, которые вводятся в связи с платежным балансом.

Государство, применяющее новые ограничения, должно вступить в консультации с Комитетом в течение четырех месяцев после принятия таких мер.

Также необходимо безотлагательно известить Генеральный совет ВТО о введении новых или изменении уже существующих мер по стабилизации платежного баланса.

Интересно, что до пересмотра текста статьи XII ГАТТ в 1960-х годах она предполагала, что преждевременное раскрытие информации о возможном применении мер для поддержания платежного баланса может навредить государству, вызвать спекулятивный отток капиталов и нивелировать значение статьи XII ГАТТ в целом.

Миф №3 - Украина нарушает свои обязательства как государство-член ВТО.

Поскольку статья XII является так называемым "исключением" из общих положений ГАТТ, крайне необходимо соблюдение специальных материальных и процессуальных требований. Если эти требования не соблюдены, введеные меры считаются неправомерными.

Что же это за требования?

Во-первых, ограничения импорта, которые применяются стороной, не должны превышать уровень, необходимый для того, чтобы предотвратить неминуемую угрозу серьезного сокращения денежных резервов или остановить такое сокращение. При этом определение того, какое сокращение денежных резервов следует считать серьезным, относится к компетенции Международного валютного фонда.

Именно МВФ определяет другие финансовые аспекты вопросов, которые рассматриваются на консультациях в подобных случаях.

Во-вторых, меры по стабилизации платежного баланса могут применяться не ко всем товарам, однако не может быть никаких исключений стран (то есть меры применяются на основе режима наибольшего благоприятствования). Это значит, что под действие таких мер могут попасть и товары из стран-членов зоны свободной торговли, поскольку статья XII ГАТТ содержится среди перечня ограничительных мер, которые могут применяться в отношении стран-членов ЗСТ (статья XXIV:8 ГАТТ).

Поэтому в соответствии с соглашениями ВТО (мы не анализируем политический аспект соглашений о ЗСТ), применение дополнительного импортного сбора с товаров, импортируемых из ЕС и других стран, с которыми Украина заключила соглашения о зоне свободной торговли (ЕАСТ, Македония, страны СНГ), считается правомерным.

В-третьих, с целью сведения к минимуму любых побочных последствий протекционистского характера государство должно внедрять соответствующие ограничения в транспарентной форме. То есть при применении таких мер необходимо четко обосновать критерии, на основе которых определялись товары, подпадающие под действие ограничений, а также сам характер ограничений.

Не следует забывать, что такие меры должны быть временными, поэтому государства должны публично и как можно скорее объявлять расписания отмены мер по ограничению импорта, которые вводятся в связи с платежным балансом.

В случае соблюдения Украиной указанных требований будет считаться, что введенные меры соответствуют требованиям соглашений ВТО.

Проверка принятых мер на соответствие требованиям статьи XII ГАТТ относится к компетенции Комитета.

Вместо заключения

Окончательное решение относительно правомерности введения Украиной дополнительных пошлин будет принято Комитетом, который будет анализировать, соблюдены ли Украиной все установленные требования и процедуры, в том числе исходя из выводов МВФ о необходимости такого шага.

Именно поэтому без проведения такого анализа пока нельзя утверждать, что внедрение предложенных мер будет соответствовать обязательствам Украины в рамках ВТО.

Однако уже сейчас можно сделать вывод, что заявления об их полном несоответствии соглашениям ВТО преждевременны.

В заключение хотелось бы отметить, что шум, поднявшийся по поводу априори несоответствия введения дополнительных импортных пошлин для поддержания равновесия платежного баланса обязательствам Украины в рамках ВТО, еще раз подтвердил острую необходимость повышения общего уровня осведомленности бизнес-среды, политиков и государственных деятелей, журналистов о соглашениях ВТО, возможностях и запретах, которые они предусматривают.

Без этого ни украинский бизнес, ни Украина как государство не смогут занять должное место в системе международной торговли.

 

Автор: Наталия Микольская,
руководитель практики международной торговли юрфирмы Sayenko Kharenko
в рамках Образовательной инициативы ОО "Украинский центр содействия инвестициям и торговле".

Автор выражает благодарность за вклад в подготовку данной статьи младшему юристу Sayenko Kharenko Александре Бровко

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua