Аграрные стандарты ЕС. Что остается без внимания?

Понедельник, 20 апреля 2015, 11:50 — Таисия Клочко, Минагро

Для того чтобы быть наблюдателем за игрой, достаточно лишь знать правила, а вот для того, чтобы стать игроком, одних знаний недостаточно – важно уметь играть по существующим правилам. Так же и рынок ЕС открывает свои двери лишь тем, кто готов к европейским стандартам и соответствует им.

Аграрный сектор – не исключение, поэтому каждый внедренный регламент, директива или решение – это тот инструмент, который позволяет открыть новые возможности и позволить по-новому использовать существующие.

Например, мы привыкли к тому, что одним из основных "трендов" в Европейском союзе является потребление здоровой пищи, что в нашем понимании означает – безопасной. Вместе с тем понимание того, что на рынок Сообщества опасная продукция попасть не сможет, побуждает жителей Европы все больше обращать внимание на ряд других критериев, по которым выбирается продукт.

Так, изысканность продукта привлекает внимание более чем 21% опрошенных, легкость в приготовлении – 10,7%, натуральность – 10,6%, экзотичность – 3,2% потребителей в ЕС.

То есть для успеха на рынке Евросоюза продукция должна быть с определенной "изюминкой".

Например, интерес может вызвать продукт, обладающий уникальными свойствами, обусловленными особенностями местности его производства, и в связи с этим защищенный знаком географического происхождения. Однако это только одна из известных возможностей.

При этом возможность использования такого инструмента, как производство продукции со знаком защиты указания традиционного состава, сегодня остается вне поля зрения.

О чем именно идет речь? В каждой стране Европейского союза есть определенные традиции производства продуктов, которые сложились исторически, передавались с деда-прадеда и выделяют кулинарные пристрастия представителей различных государств-членов ЕС.

Процедура предоставления знака "Традиционный состав гарантирован" достаточно проста и схожа с той, что используется для защиты географических указаний. Достаточно лишь доказать, что продукция производится по рецептуре, с использованием ингредиентов и методов, которые обычно применялись при производстве такого продукта, о чем будет указано в спецификации, и внести эту информацию в соответствующий реестр.

Действующее украинское законодательство еще не позволяет использовать такую возможность.

Однако этот вопрос может решиться путем внедрения соответствующего акта законодательства ЕС, который, кстати, предусмотрен для имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Более того, благодаря принятию соответствующего документа станет возможным возрождение традиционных, даже в некоторой степени забытых блюд, таких как, к примеру, балабушки – небольшие булочки круглой формы из кислого теста, которые на Полтавщине выпекали в праздничные дни, или вергуны, то есть лакомство, которое изготавливали из пресного теста на яйце и сыворотке или маслянке для колядников и щедровальников.

Неполное соответствие украинского законодательства европейскому также иногда оставляет без внимания и новые способы использования существующих возможностей.

Например, сегодня благодаря действию автономных преференций со стороны ЕС Украина, среди прочего, получила квоты на ввоз в ЕС некоторых зерновых по льготному таможенному режиму (950 тыс. тонн пшеницы мягкой, 400 тыс. тонн кукурузы и др.).

Однако, как свидетельствуют последние проведенные исследования, сегодня все большую популярность набирает органическое движение, в подтверждение чего уже 1,4 млн гектаров в странах ЕС отдано под органическое выращивание зерновых. То есть, отвечая требованиям об органическом производстве, украинские зерновые могут получить второе дыхание и поставляться в качестве продукции высочайшего качества, что позволит не только расширить возможности экспорта, но и увеличить доходы от их продажи.

Однако первый шаг к реализации этого должен базироваться на изменении законодательства, ведь даже в подходах определения органической продукции требования разнятся: по украинскому законодательству в состав такой продукции должно входить 90 % органических ингредиентов, а по европейскому – 95%.

Важно, что при внедрении европейских правил во внимание должно приниматься не только содержание, но и форма их существования.

Одним из ориентиров в вопросах имплементации законодательных актов Европейского союза в сфере сельского хозяйства является Приложение XXXVIII Соглашения об ассоциации, который сосредотачивает список актов законодательства, касающихся разных сфер: от производства семян, продуктов животного происхождения, к вопросам виноделия и торговли овощами и фруктами.

По своей сути предложенные документы устанавливают требования к показателям качества и безопасности различных видов продукции, по принципу: соответствие названия продукта его составу (например, шоколадом может быть только тот продукт, который получен из какаопродуктов и сахара, при условии наличия в своем составе 35% сухих веществ какао, не менее 18% какао-масла и не менее 14% сухих нежирных веществ какао).

Можно предположить, что содержание критериев, предъявляемых к сельскохозяйственным продуктам, которые существуют на уровне национальных документов в Украине, не отличаются от европейских, иначе такая разница встала бы на пути экспорта украинских яблок, сладостей, меда, сока и т.п., но на сегодня отечественные требования к продукции определены на уровне национальных или отраслевых стандартов (ГОСТ или СОУ), которые, в отличие от законодательства Европейского союза, являются добровольными в применении.

Внедрение европейских норм фактически будет подталкивать к изменению самой системы установления требований к такой продукции – от добровольного применения до минимальных, но обязательных требований на уровне законодательства.

Почему это важно?

Во-первых, некоторые отечественные стандарты не учитывают требования ЕС, а внесение изменений в них представляет собой длительную процедуру, что может привести к растяжению процесса приближения национальных требований в соответствие с европейскими на годы.

Во-вторых, такие изменения будут способствовать защите прав потребителей и на внутреннем рынке. Глядя на обертку, человек будет понимать, что название продукта соответствует его содержанию, среди прочего, когда продукция произведена по техническим условиям (так называемым ТУ), поскольку их показатели не смогут быть хуже установленных законодательством. При этом отечественные производители не будут обременены выполнением других требований, кроме минимальных, установленных законом.

Не менее важно знать, сколько у нас есть времени для использования имеющихся инструментов.

Для сельского хозяйства, как одной из немногих сфер, Соглашение не устанавливает четких дедлайнов для завершения процесса гармонизации, хотя определенные временные границы отражены на уровне правительственных документов, а именно в Плане мероприятий, утвержденном распоряжением Кабмина от 17.09.2014 г. № 847, который рассчитан на 2014–2017 годы.

Эти даты скорее является сигналом для того, чтобы в течение трех лет определить не только количество, но и приоритетность имплементации нормативных документов Европейского союза именно по тем вопросам, решение которых сможет оказать наиболее быстрый положительный эффект для отрасли, и начать законотворческую работу.

В то же время следует осознавать, что сам факт гармонизации национального законодательства с европейским не охватывает абсолютно все вопросы, решение которых является составляющей частью доступа отечественной продукции в ЕС, однако служит первым шагом к пониманию – наши производители действуют по тем же правилам, что и европейские, а это – своеобразная гарантия качества, а впоследствии и успеха на рынке Европы.

 

Автор: Таисия Клочко,

начальник отдела международной интеграции
в сфере технического регулирования,
санитарных и фитосанитарных мер в АПК

Министерства аграрной политики и продовольствия Украины

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.