Энергосервисные договоры – евроинтеграция на уровне каждого дома

Среда, 29 июля 2015, 17:10 — Юрий Драганчук, Sayenko Kharenko

Вопрос энергоэффективности не теряет актуальности для Украины.

По экспертным оценкам, в Украине бюджетные здания потребляют тепловой энергии от 130 до 250 кВт*год/м2, в то время как в странах Европейского Союза этот показатель значительно ниже и составляет от 50 до 80 кВт*год/м2. Причинами столь высокого уровня потребления энергии в зданиях в Украине являются как изначальные недостатки проектирования, так и физическое их старение.

Однако, в связи с отсутствием средств в государственном и местных бюджетах на осуществление энергоэффективных мероприятий, повышение энергоэффективности, к сожалению, остается только декларативным элементом программ развития нашей страны.

В таких условиях сверхважным заданием является внедрение в Украине концепции энергосервисных договоров.

Именно поэтому мы были рады участвовать в разработке необходимых законодательных актов в сфере энергосервиса. В мае вступил в силу Закон  "О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации" и Закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно внедрения новых инвестиционных возможностей, обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, для проведения масштабной энергомодернизации", разработанные при участии юристов Sayenko Kharenko, экспертов Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также других международных юридических и технических советников.

Суть этой концепции заключается в том, что энергоэффективные мероприятия в государственных и муниципальных зданиях внедряются энергосервисными компаниями (ЭСКО), как украинскими, так и иностранными, за собственные или заимствованные средства на условиях энергосервисного договора.

Оплата ЭСКО по энергосервисному договору напрямую зависит от уровня экономии (уровня сокращений расходов на потребление топливно-энергетических ресурсов или коммунальных услуг), достигнутого в результате осуществления энергоэффективных мероприятий ЭСКО.

ЭСКО будет получать оплату за предоставленные услуги исключительно в случае достижения экономии и, что наиболее важно, в размере и из средств, высвобождающихся в результате такой экономии. Соответственно, концепция энергосервисного договора в сущности предусматривает внедрение энергоэффективных мероприятий на первом этапе бесплатно (за счет ЭСКО), но результат этих мероприятий будет наиболее ощутимым по окончании энергосервисного договора (в течение действия договора распорядитель бюджетных средств будет возвращать сэкономленные средства в счет оплаты услуг ЭСКО).

Муниципальное здание, например школа или детсад, получает теплые помещения (за счет инвестора без расходования средств из местного бюджета), а по окончании энергосервисного договора бюджет в свою очередь получает экономию средств.

Следует отметить, что законы, в частности, определяют основные понятия и принципы, на которых базируется энергосервисный договор, устанавливают четкую процедуру закупки энергосервиса и обеспечивают возможность удержания сэкономленных в результате энергосервиса средств на уровне местного бюджета. Последнее, по нашему мнению, отлично укладывается в задекларированную в последнее время политику децентрализации и является значительным стимулом для внедрения энергоэффективных мероприятий в регионах, поскольку сэкономленные таким образом средства смогут оставаться на местном уровне.

"ЕБРР считает, что потенциал ЭСКО-рынка в Украине очень высок, и рассматривает возможности финансирования проектов энергомодернизации с использованием ЭСКО-механизма в ближайшей перспективе. Мы также надеемся, что этот рынок будет привлекателен для других МФИ и частных инвесторов", -  считает руководитель программ в департаменте энергоэффективности и изменения климата в ЕБРР Елена Бориcова. 

Принятие Верховной радой необходимой законодательной базы в сфере энергосбережения является также важным шагом в сфере евроинтеграции.

Так, в соответствии с Решением Совета Министров Энергетического Содружества от 18.12.2009, Украина должна имплементировать Директиву 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета об энергетической эффективности конечного потребления и энергетических услугах. Одним из требований Директивы является обеспечение энергетической эффективности конечного потребления, в частности, путем создания надлежащих условий для деятельности энергосервисных компаний и внедрение энергосервисных договоров.

Опыт ведущих стран Европейского Союза свидетельствует о потенциале энергосбережения зданий от 40% до 70%.

По расчетам Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, внедрение энергосберегающих проектов за счет механизма энергосервисных договоров позволит в течение десяти лет комплексно решить вопрос энергосбережения в бюджетной сфере.

"Принятие данных законов позволит частному бизнесу привлечь средства для повышения энергоэффективности бюджетных учреждений, создать рынок энергосервиса и тысячи рабочих мест, а также увеличить поступление в бюджеты всех уровней. Как результат, в стране будет начата широкомасштабная тепломодернизация детских садов, школ, больниц и других учреждений", - комментирует глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Сергей Савчук.

Принятие упомянутых законов – важный шаг на пути реализации политики государства в сфере энергосбережения, направленной на уменьшение энергетической зависимости Украины от импортных энергоносителей и переориентацию государственных ресурсов с текущих затрат на капитальные инвестиции.

Внедрение проекта позволит муниципальным зданиям получить теплые помещения, не затрачивая при этом бюджетные средства.

 

Автор: Юрий Драганчук,

старший юрист Sayenko Kharenko

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.