Украина меняет подход к спорам в ВТО. Что изменится для бизнеса

Четверг, 9 июня 2016, 13:30 — Алена Омельченко, «Ильяшев и Партнеры»

Уже восемь лет, как Украина является членом Всемирной торговой организации (ВТО), но при этом имеет незначи­тельный опыт урегулирования торговых споров, особенно в роли истца.  

Конечно, количество дел вовсе не свиде­тельствует о нежелании украин­ского государства защищать соб­ственные интересы с помощью механизмов ВТО.

Этому мешает целый комплекс проблем, в первую очередь, внутреннего свойства.

Существенно изменить текущую ситуацию может принятие Кабмином постановления "Об утверждении Порядка обеспечения защиты прав и интересов Украины в торгово-экономической сфере в рамках Всемирной торговой организации".  

Это решение позволит Минэкономразвития обеспечить реальную эффективную защиту национальных торговых интересов Украины в ВТО. Стоит назвать как минимум две причины, которые препятствовали этому:

Во-первых, отсутствие в Украине внутреннего правового регулирования, направленного на имплементацию Договоренности ВТО о правилах и процедурах урегулирования споров.

К сожалению, с момента вступления Украины в ВТО

не было принято ни одного нормативно-правового акта, который установил бы процедуру принятия решения об инициировании дела в ВТО,

необходимость согласования такого решения на уровне органов государственной власти, возможность сбора доказательств и обеспечения конфиденциальности в рамках дела.

Принятое постановление определило Минэкономразвития ответственным за обеспечение защиты прав и интересов Украины в торгово-экономической сфере. Также это выделило роль заинтересованному бизнесу, который должен сообщать о нарушении норм ВТО со стороны других государств-членов и может претендовать на вхождение в состав Межведомственной рабочей группы (МРГ).

Предусматривается, что МРГ будет созываться для обеспечения согласованности действий заинтересованных органов и организаций, осуществления подготовки предложений, ответов и рекомендаций по организационно-правовым, процедурным и другим вопросам.

Предположительно, по каждому делу будет создаваться отдельная МРГ, а персональный состав будет утверждаться приказом министра экономического развития и торговли.

Постановление предусмотрело необходимость сохранения конфиденциальной информации. А также возможность проведения c членами ВТО консультаций о компенсации, приостановлении уступок и других обязательств.  

Безусловно, Порядок не урегулировал все вопросы, возникающие при реализации договоренности, но это значительный шаг вперед к урегулированию и созданию прозрачной и эффективной практики.

Вторая причина - отсутствие правовых оснований у Минэкономразвития привлечь юридических советников и экспертов к защите прав и интересов Украины в ВТО.

Это является главной причиной, почему Украина до сих пор активно не реагирует на нарушение ее прав другими государствами-членами ВТО, в том числе РФ.

Следует отметить, что во второй половине 2015 года в Минэкономразвития впервые появилось отдельное структурное подразделение, ответственное за урегулирование споров в ВТО, которое будет осуществляет защиту торговых интересов Украины в рамках действующих споров. 

Однако очень сложно рассчитывать на надлежащее юридическое сопровождение дел при отсутствии в Украине практикующих юристов с опытом работы в ВТО и по-прежнему нерыночной зарплатой государственных служащих.

Единственным правильным решением в этой ситуации является привлечение Украиной к делам ВТО внешних юридических советников.  

Учитывая высокую стоимость юридического сопровождения таких дел, многие страны привлекают в качестве юридических советников национальные и международные юридические компании за счет бизнеса.  

Как показывает практика, украинский бизнес не готов финансировать подобные дела самостоятельно, а Минэконом­развития не может привлекать юристов на бесплатной основе, а также за счет средств бизнеса — это запре­щено законом "О противодей­ствии коррупции".

Юридическое обслуживание одного дела без учета стадии апелляции, международной юрфирмой с вы­соким рейтингом может стоить $0,5-1 млн, с более низким — $0,3-0,5 млн.

Такие же услуги Консультационного центра по вопросам права ВТО оцениваются в $150-250 тыс, однако до этого необходимо осуществить одноразовый членский взнос и заключить соответствующий протокол о присоединении.

Принятие постановления дает возможность Минэкономразвития в дальнейшем планировать в государственном бюджете средства для государственной закупки юридических услуг международных компаний для защиты интересов государства.

По такому пути ранее пошли Минюст и МИД, которые закупают услуги юридических советников за государственные средства по переговорной процедуре с целью защиты интересов Украины в международных арбитражах, судах иностранной юрисдикции и в Международном суде ООН.   

Остается надеется, что Минфин и правительство поддержат Минэкономразвития и предоставят надлежащее финансирование для этих целей.

В таком случае

можно будет увидеть новые дела в ВТО, где Украина будет выступать истцом, активно защищая торговые интересы.

Как только заработает этот механизм, порядок можно будет расширить и на другие торговые режимы, в частности, на рассмотрение споров в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.  

 

Автор: Алена Омельченко,

юрист по международной торговле
юрфирмы "Ильяшев и Партнеры"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.