Корея после импичмента президента: азиатский тигр разворачивается к Китаю

Пятница, 16 декабря 2016, 13:05 — , Институт евроатлантического сотрудничества

На прошлой неделе в Южной Корее была проведена процедура импичмента президента страны, Пак Кын Хе.

"Самую влиятельную женщину Азии" 2013 и 2014 годов (по версии Forbes) обвинили в превышении служебных полномочий.

Обвинения касаются ее связи с Чхве Сун Силь, дочерью лидера Церкви Вечной Жизни, религиозной группы культистского характера. Последняя, как сообщается, незаконно получила доступ к секретной документации и имела значительное влияние на принятие решений государственного масштаба – таких как назначение министров.

Кроме того, Чхве Сун Силь использовала своё влияние в личных коррупционных интересах, за что сейчас находится под следствием.

В ходе тайного парламентского голосования импичмент поддержали 234 из 300 депутатов.

Это означает, что вместе с оппозицией за отстранение президента от должности проголосовала и часть правящей партии Сэнури, которую Пак Кын Хе до вступления в должность и представляла.

И не исключено, что в связи со сменой главы государства в Южной Корее произойдут заметные политические перемены – в частности, во внешней политике этого государтсва, члена "большой двадцатки".

Дочь президента

Пак Кын Хе – дочь многолетнего президента Южной Кореи, Пак Чон Хи, в 1961 году пришедшего ко власти в стране путём военного переворота, а в 1963-м формально ставшего главой государства. Именно при нём корейская экономика превратилась в индустриализированного, экспортно-ориентированного "азиатского тигра".

Это был жёсткий авторитарный лидер, который, однако, заложил основы благосостояния южнокорейского государства, увеличив за 18 лет своего фактического правления показатель ВВП на душу населения в стране в двадцать (!) раз.

Однако при этом его чрезмерная авторитарность вызывала неприятие не только у населения, но и у элит. Пак Чон Хи пережил несколько покушений на свою жизнь, и в конце концов был убит в 1979 году лично главой Национальной службы разведки.

В 1998 году его дочь Пак Кын Хе становится кандидатом в депутаты от одного из избирательных округов, представляя Партию великой страны – наследницу правящей партии времён своего отца. Она побеждает, с тех пор ещё четырежды стаёт депутатом, в последний раз – в апреле 2012 года. А в декабре того же года Пак Кын Хе – с отрывом лишь в несколько процентов от оппозиционного кандидата – побеждает на президентских выборах, теряя таким образом мандат.

Весьма вероятно, что её происхождение повлияло на политические успехи, учитывая, что в 2015 году 44% южнокорейцев назвали её отца лучшим президентом в истории страны.

Чем запомнилась Пак Кын Хе

Пак Кын Хе – последовательная сторонница рыночной экономики.

 

К власти она пришла в ситуации, которая, по оценкам некоторых экспертов, характеризовалась заметным социальным неравенством. Вместе с тем, такие показатели, как коэффициент Джини (показатель степени расслоения общества по уроню доходов) или соотношение состояния 10% самых богатых граждан к 10% беднейшим, в Южной Корее в годы перед приходом Пак Кын Хе ко власти не слишком отличались от показателей западноевропейских стран.

Распределение доходов в Южной Корее было заметно более равным, чем, к примеру, в США. Безработица среди молодёжи, которую называли одной из проблем Кореи, на 2012 год составляла 8,3% - примерно на уровне Германии того времени.

В такой ситуации неудивительно, что Пак Кын Хе, представительница консервативной партии "Сэнури" (именно так с 2012 именуется бывшая Партия великой страны), считала главной своей задачей обеспечить рост экономики, и, за счёт этого, рост среднего класса.

У нового лидера, как и у ее отца-президента, были все рычаги для этого.

Министров в Южной Корее назначает – фактически определяя тем самым экономическую политику – именно президент.

Это ей частично удалось – южнокорейская экономика при её правлении росла в среднем на 2,78% в год. Неплохой показатель в период, когда мировая экономика вошла в период стагнации.

Вместе с тем, оппозиция критиковала лидера за то, что доходы среднего класса росли вдвое медленнее, чем высшего, тогда как средние затраты на жильё выросли. Кроме того, прошлой осенью в стране прошли многотысячные протесты против законодательных нововведений, позволяющих, в частности, компаниям с большей лёгкостью увольнять сотрудников. Наконец, Пак Кын Хе обвиняли в манипуляциях с помощью спецслужб в ходе избирательной кампании-2012 и в цензуре после крушения пассажирского судна "Севоль" в 2014 году.

Во внешней политике Пак Кын Хе являлась однозначной и довольно надёжной союзницей Соединённых Штатов в регионе.

Кроме того, она занимает более жёсткую позицию по отношению к Северной Корее, чем представители крупнейшей оппозиционной Демократической партии, считающей, в частности, что необходимо возобновить программу безусловной экономической помощи северокорейскому народу.

Наконец, в отношении Китая Пак – сторонница рациональной, но довольно осторожной политики сотрудничества.

В то же время считается, что Китай недоволен жёсткими заявлениями Пак Кын Хе, касающимися режима в Северной Корее, и её речами о будущем воссоединении страны, разделённой после Второй мировой.

Против кого будет дружить Корея?

Экономические достижения не спасли, когда начался скандал.

После того, как стало известно о коррупционных отношениях президента с Чхве Сун Силь, в Корее неоднократно проходили масштабные акции протеста против действующего режима, как минимум дважды (в ноябре) собиравшие более миллиона человек. Хотя Пак Кын Хе попыталась перенаправить гнев толпы, уволив нескольких министров, её рейтинг поддержки, по опросам, упал до 17.5%.

В результате импичмента полномочия президента были приостановлены; в случае, если импичмент будет утверждён Конституционным судом республики, в стране состоятся досрочные президентские выборы. Пока же исполняющим обязанности президента стал премьер-министр Хван Гёан.

По мнению аналитиков New York Times, весьма вероятно, что на предстоящих президентских выборах (а в то, что действующий лидер будет оправдана, верят немногие, да и в любом случае календарные президентские выборы в стране должны состояться в следующем году),

номинантом от правящей партии "Сэнури" станет лидер, настроенный более мягко по отношению к Китаю.

Эксперты связывают это, в частности, с приходом Дональда Трампа ко власти в США и предстоящими масштабными изменениями во внешней политике Вашингтона; в частности, с неизвестностью относительно того, насколько жёсткую позицию займут Штаты по отношению к Северной Корее.

Но так или иначе, уже судя по первым шагам Трампа – вроде демонстративного официального разговора по телефону с лидером Тайваня, вопреки многолетней "политике одного Китая" – очевидно, что на китайском направлении его политика будет более жёсткой.

Южная Корея, в свою очередь, не может позволить себе конфликтовать со своим торговым партнёром №1 из-за вашингтонских геополитических планов.

Об этом наверняка будет говорить Демократическая партия, стабильно занимающая относительно прокитайские позиции; но и "Сэнури" не сможет продолжать столь однозначно проамериканскую политику, поскольку при Трампе это будет почти наверняка означать резкое повышение напряжения в отношениях с Китаем.

Пан Ги-Мун как альтернатива

До скандала ожидалось, что "Сэнури" сделает своим кандидатом бывшего министра иностранных дел страны, а ныне генсека ООН Пан Ги-Муна, который покинет свой пост в конце этого года.

Но сейчас, если уходящий глава ООН захочет принять участие в будущих выборах, ему невыгодно было бы связывать себя с "Сэнури" - это признают и представители внутрипартийной оппозиции, критически настроенной к уходящему президенту. Ноябрьские опросы показывают, что как кандидат от "Сэнури" он уступил бы любому из возможных кандидатов от Демократической партии.

Так что, возможно, Пан Ги-Мун, находящийся в неплохих отношениях с Китаем, решит пойти на выборы как независимый кандидат, воспользовавшись падением поддержки правящей партии. Его платформа пока неизвестна; но зарекомендовал он себя как неконфликтный политик.

Весьма вероятным сейчас кажется и вариант, при котором на выборах 2017 года побеждает представитель Демократической партии.

При этом последние парламентские выборы проходили в этом году, и досрочных выборов не ожидается; так что президенту от демократов придётся работать с парламентским большинством "Сэнури". Хотя премьер в Корее не играет ключевой роли, главой исполнительной ветви власти является президент.

Демократическая партия – даже после того, как летом этого года либерализировала свои экономические позиции под влиянием стабильного экономического роста страны, – выступает за рост финансирования социальной сферы и рост налогов.

Согласно недавнему опросу, шесть из десяти представителей корейского среднего класса чувствуют себя бедными. А 15% корейцев объективно, согласно уровню доходов, составляют низший класс. Так что немало избирателей будут готовы проголосовать за кандидата, обещающего перераспределение бюджета в их пользу.

Не исключено, что подобную риторику будет использовать и Пан Ги-Мун; его опыт работы в ООН может помочь ему в саморепрезентации как кандидата, готового заняться проблемами бедных.

В такой ситуации – учитывая, что при Трампе быть проамериканским президентом Южной Кореи и сохранять хорошие отношения с главным экономическим партнёром будет заметно сложнее, чем ранее, – вряд ли кто-то из серьёзных кандидатов сможет себе позволить занять однозначно проамериканскую позицию.

Это понимают и в "Сэнури", и в Демократической партии; это понимает и Пан Ги-Мун. Так что внешняя политика Южной Кореи с 2017 года в любом случае будет, скорее всего, несколько более прокитайской – вопрос лишь в том, насколько.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.