"Монетизация" НАТО. Почему Меркель оказалась перед нерешаемым выбором

Вторник, 28 марта 2017, 11:00 — Юлия Курнышова, Институт общественно-экономических исследований
Фото businessinsider.com

Несколько дней назад с подачи английской TheTimes появилась информация, что якобы во время прошедшей 17 марта первой официальной встречи Ангелы Меркель и Дональда Трампа последний вручил немецкому канцлеру чек за пользование оборонными услугами НАТО.

Поступок крайне нелепый с точки зрения восстановления хороших отношений между союзниками.

Натянутость в общении между американским президентом и германским канцлером появилась еще до выборов в США – Меркель недвусмысленно высказывалась о нежелательности избрания Трампа, о его неготовности к тому ответственному посту, за который он боролся. Трамп отвечал канцлеру той же монетой.

Поэтому непосредственная встреча двух лидеров была обречена стать шоу.

По законам шоу все ожидали по итогам встречи или публичной демонстрации взаимной неприязни между двумя лидерами, или "чудесного излечения" Трампа и его отречения от собственных заблуждений.

Реальность оказалась скучнее – и серьезнее. Наличие разногласий получило подтверждение – в том числе во время итоговой пресс-конференции.

Но никакой публичной перепалки не было, несогласие было молчаливым, хоть и очевидным. Важность конструктивного диалога осознавалась обеими сторонами, и в этом смысле саммит уже можно занести в актив трансатлантических отношений.

Но, с другой стороны, все основные противоречия, о которых говорилось в преддверии встречи, получили подтверждение.

Более того, противоречия оказались действительно существенными – коль скоро их не только не удалось снять в ходе личного общения, но и замолчать при выходе к журналистам.

Вручал или нет Трамп чек на более чем $375 млрд Меркель лично в руки, не столь важно. В конце концов, команда нового президента США и без того сделала немало, чтобы убедить мир в своём стремлении поколебать Трансатлантическое единство. И саммит Меркель-Трамп стал отражением сегодняшнего состояния Запада, его главных страхов, опасностей и рисков.

Во-первых, остались нерешенными вопросы сотрудничества в НАТО. Этот вопрос в ожидании встречи вообще оказался самым раскрученным в прессе, что понятно: ничто не выставляет Трампа в столь неблагоприятном свете перед партнерами, как сомнения в целесообразности Альянса.

Во время встречи Трамп подтвердил свою поддержку НАТО и заверил, что не является изоляционистом. Его ранние высказывания о том, что НАТО является устаревшим альянсом, были окончательно дезавуированы, и сделано это было с символизмом – во время встречи с лидером страны, которая исторически более всех остальных полагалась на этот институт.

Но важно то, что Трамп по-прежнему не отказывается от желания преподать урок партнерам по НАТО.

На совместной пресс-конференции Трамп сказал, что некоторые страны остаются должниками по взносам, что "очень несправедливо по отношению к Соединенным Штатам".

А значит, Трамп по-прежнему остается приверженцем упрощенной и потому опасной картины функционирования Альянса, где лишь непосредственные расходы оборонного бюджета и финансирование НАТО имеют ценность.

Игнорирование нематериальных факторов, приверженности демократическим принципам и общей обороне отражает недостаточное понимание Трампом принципов функционирования организации. Кстати, лучше всех в ЕС Трампу ответил президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, пояснивший, что гуманитарные инвестиции ЕС не в меньшей степени влияют на мировую безопасность, чем поддержка армий.

Второй вывод саммита - Германия крайне ограничена в возможностях для торга с Вашингтоном.

Меркель привезла Трампу "подарок" - немецкую политику увеличения расходов на оборону. И это серьезная уступка с ее стороны.

Хотя ее родная партия ХДС уже давно обсуждала эту необходимость, до выборов идти на такой шаг было нежелательно – среди политических оппонентов Меркель и среди избирателей многие не разделяют этого взгляда.

И эту сверхважную для себя уступку Берлин сделал еще до начала переговоров!

В итоге у Меркель не осталось в запасе новых аргументов для торга с Трампом.

Канцлеру не удалось провернуть тот же трюк, на который решился для сохранения "особых отношений" с США японский премьер Синдзо Абе. Получив в адрес Японии ровно такие же обвинения в недостаточности собственных взносов, он подготовил пакет предложений, который касался как повышения расходов на оборону, так и уступок в торговле и создания новые рабочих мест для американцев на японских предприятиях в США.

Столь широкие жесты Меркель сделать не могла – в первую очередь потому, что уступки она делала бы не только за свой счет, но и за счет ЕС.

Сегодня, на фоне миграционного кризиса и Brexit, немецкое лидерство становится важнейшим фактором сохранения Евросоюза, и потому Берлин вынужден думать о благе всего пространства евроинтеграции.

Меркель очевидно хотела бы сделать больше для преодоления недоразумений с Вашингтоном, но разрыв случился в исключительно неудачный момент, когда Меркель нужно думать и о лидерстве в ЕС.

Впервые проамериканский курс Меркель вошел в прямое противоречие с евроинтеграционным.

И если во времена взаимопонимания с Обамой их можно было согласовывать, то теперь по каждому вопросу придется делать отдельный выбор.

Многие шаги Трампа воспринимаются в Европе как угроза единству Евросоюза, и Меркель очевидно старалась предостеречь от этого Трампа.

Канцлер не может допустить, чтобы угроза ЕС исходила не откуда-то извне, а от давнего и самого главного исторического союзника ЕС – США, только потому, что там у власти находится скептически настроенный к ЕС президент. Последний, кстати, очень непопулярен в самой Германии, и пытаясь идти навстречу Трампу, Меркель очень рискует настроить против себя часть своего немецкого электората.

Фактически перед Меркель сейчас стоит двойная задача - не дать слабину и повода считать, что ради трансатлантического сближения она готова пожертвовать своими взглядами, но и не допустить, чтобы существующие трещины в трансатлантических отношениях продолжили увеличиваться.

И у Трампа есть все основания желать, чтобы Меркель преуспела в этих задачах. Потому что такие вопросы, как увеличение финансового вклада Германии в общий бюджет НАТО или уменьшение дефицита торгового баланса, можно будет решить с наименьшими издержками для США именно с Меркель.

Если же в результате парламентских выборов в Германии фрау канцлер не удастся сберечь свой пост, отношения двух ключевых западных стран ожидают новые серьезные потрясения.

 

Автор: Юлия Курнышова,

эксперт Института общественно-экономических исследований

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.