ЕС и НАТО на выборы: почему конституционная инициатива Порошенко может обернуться пшиком

Вторник, 4 сентября 2018, 11:28 — , Европейская правда

Президент Порошенко внес в парламент законопроект с положениями, закрепляющими в Конституции курс на вступление Украины в Евросоюз и НАТО.

Четыре из пяти коротких общих пунктов документа касаются европейской и евроатлантической интеграции. Если Конституцию изменят, то на парламент и правительство будет возложена реализация курса на обретение полноправного членства в ЕС и НАТО – ну а президент согласно законопроекту должен стать гарантом того, что этот курс будет соблюден.

Еще 28 июня в речи по случаю Дня Конституции Порошенко пообещал подать эти законодательные предложения "в ближайшие дни". Однако дни превратились в месяцы, и причина понятна – активная предвыборная кампания начинается в сентябре, а не в середине лета.

"Европейская правда" еще тогда подробно анализировала президентскую инициативу в статье "ЕС и НАТО в Конституции: зачем Украине особый путь к членству?". Если коротко, то основные положения таковы.

Во-первых, идея президента не имеет практической ценности и, соответственно, смысла.

Главная цель – якобы предотвратить возможное отклонение от евроатлантического и евроинтеграционного курса в будущем, однако понятно, что даже конституционные положения не заставят условную "антизападную" власть – если такая будет выбрана на каких-либо будущих выборах – предпринимать необходимые шаги и проводить реформы. Собственно, и нынешняя "проевропейская" делает их с большим скрипом.

Во-вторых, инициатива не учитывает возможное изменение ситуации в Украине и вокруг нее.

Например, если когда-нибудь или по каким-нибудь причинам вступление в ЕС станет экономически невыгодным (как для Исландии или Норвегии) ​​или коренным образом изменится ситуация в сфере безопасности – Конституция все равно будет обязывать власти вступать в эти объединения, что является абсурдом.

С другой стороны, предложение Порошенко никак не приблизит Украину к ЕС и НАТО – ни с процедурной точки зрения, ни с практической.

Да и опыт государств бывшего соцлагеря – и это в-третьих – свидетельствует: для успешной интеграции в ЕС и НАТО подобные конституционные положения не нужны. Никто не практиковал то, что предлагает президент – из-за очевидной бессмысленности. Украина уже приняла достаточные с точки зрения европейской практики законодательные положения относительно членства в обеих организациях – в законах "Об основах внешней и внутренней политики" и "О национальной безопасности".

Ну и в-четвертых, риск представляет непрохождение президентского законопроекта в парламенте, что нанесет ущерб имиджу Украины.

Обычное большинство в 226 мандатов для первого голосования уже на нынешней сессии, вероятно, как-то удастся найти. Однако 300 голосов на следующей, в начале 2019-го – это весьма проблематично. Не все фракции захотят участвовать в игре Порошенко накануне выборов. В частности, есть вопрос с Тимошенко, которая уже начала свою игру – выступила с идеей подписания меморандума о неизменности курса на европейскую и евроатлантической интеграции.

Поэтому вполне очевидна опасность того, что результатом президентской инициативы станут не изменения Конституции, а очередная возня внутри политикума и взаимные обвинения.

Никаких контраргументов на подобные рассуждения и предостережения ни от Порошенко, ни от его представителей до сих пор не последовало.

Примечательно, что пояснительная записка, сопровождающая законопроект, содержит откровенную неправду. "Подавляющее большинство украинского общества поддерживает курс на полноправное членство Украины в ЕС и НАТО", – говорится в ней. Тогда как согласно, например, последнему опросу группы "Рейтинг" вступление в Евросоюз поддерживают 52% украинцев, а членство в Североатлантическом альянсе – 43%. Вряд ли это можно назвать "подавляющим большинством".

Отсутствие серьезных аргументов в пользу предложенных Порошенко изменений в Конституцию укрепляет во мнении, что главное для президента – не достижение задекларированной цели, а сам процесс.

Иначе говоря, речь идет исключительно о предвыборной технологии и надежде добавить что-то к президентскому рейтингу.

Поддержит Верховная рада президентскую инициативу – Порошенко будет на коне. Не поддержит – тоже не беда. Ведь это можно представить как доказательство того, что только президент и его соратники отстаивают европейское будущее Украины, а остальные "работают на Путина".

Однако очень сомнительно, что такая технология сработает на выборах. Если же Порошенко с соратниками действительно хотят сделать за следующие полгода что-то ценное для европейского и евроатлантического будущего Украины, то им есть где приложить усилия. Например, принять новое избирательное законодательство и обновить наконец Центральную избирательную комиссию. Способствовать запуску действительно независимого антикоррупционного суда и прекратить блокировать или саботировать работу уже созданных антикоррупционных институтов. Принять новый закон о СБУ, как того требует недавний Закон о национальной безопасности.

Настоящей евроинтеграционной работы очень много, поэтому не стоило бы отвлекаться на сомнительные схемы. К тому же предвыборные спекуляции на конституционной тематике можно со спокойной совестью оставить той же Юлии Тимошенко – она ​​с этим и сама справится.

Несомненно, Украина должна стремиться к членству в ЕС и НАТО, ведь даже сам процесс европейской и евроатлантической интеграции модернизирует страну и ведет к повышению безопасности и уровня жизни людей. Однако тематические предвыборные технологии – от кого бы они ни исходили – такой интеграцией не являются.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.