Евроинтеграция между популизмом и лоббизмом: чего не хватает президентской инициативе

Пятница, 7 сентября 2018, 09:00 — , Парламентская экспертная группа по евроинтеграции
Фото rbc.ua

"Европейская правда" продолжает публикацию статей и экспертных мнений о президентской инициативе по изменению Конституции.

Статья "Вреда не будет, польза возможна" дает подробный анализ того, что на самом деле изменят, а что не смогут изменить "евроатлантические нормы" в Конституции. Колонка "ЕС и НАТО на выборы" добавляет скепсиса, отмечая, что проект имеет признаки предвыборного, а изменение Конституции не повлияет на курс Украины без проведения реальных реформ.

Теперь к вашему вниманию еще один материал, который оценивает влияние конституционных изменений на законодательное сближение Украины с ЕС.

* * * * *

Ожидаемая инициатива президента – законопроект № 9037 о внесении изменений в Конституцию относительно стратегического курса на членство в Европейском Союзе и НАТО – рискует остаться благим намерением, если не изменить подходы ко всей законотворческой деятельности.

Четыре года с момента подписания Соглашения об ассоциации показали, что качественные правовые изменения происходят очень медленно. При этом парламент заполонили горы законодательного спама, и проблема только усугубляется.

Стоит разобраться, в какой степени президентский конституционный проект поможет в решении этой проблемы, которая тормозит продвижение Украины к ЕС.

Законопроект содержит ряд новаций, призванных более четко определить принципы движения страны по европейскому и евроатлантическому векторам. В преамбуле Конституции провозглашается европейская идентичность украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса.

Также конституционно закрепляется стратегический курс государства на обретение полноправного членства в ЕС и НАТО. Соответственно, к полномочиям парламента будет относиться определение основ реализации этого курса, а правительства – обеспечение его реализации.

Есть два принципиальных вопроса.

Будут ли эти изменения иметь существенные последствия для законодательства? И как они будут реализованы на практике?

Во-первых, президентские новации не вводят четкий примат европейского права над национальным. То есть по-прежнему будет действовать следующий механизм: страна будет постепенно внедрять в национальное законодательство нормы права ЕС (директивы, регламенты, инструкции и т.д.).

Это – нормально, ведь обычно верховенство права ЕС и его прямое действие определяются уже на этапе поступления определенной страны в ЕС, то есть когда создаются конституционные рамки для выполнения обязательств в рамках членства, планомерной имплементации норм европейского права. Мы же сейчас в принципиально иной ситуации. На сегодня Украина, в случае внесения изменений в Конституцию, только закрепит курс на получение членства: речь не идет об увеличении перечня международных договоров, обязательства Украины пока остаются неизменными. Их объем определен Соглашением об ассоциации с ЕС.

А для того чтобы в Украине начали действовать нормы права ЕС, следует готовить и в дальнейшем выполнять законы на основе положений Соглашения об ассоциации и, соответственно, актов права ЕС, на которые оно ссылается.

Во-вторых, даже если политический курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию и будет провозглашен на уровне Конституции, внедрение этих изменений на практике будет зависеть от решения нескольких чисто технократических вопросов.

Выше уже упомянуто, что сейчас обостряется проблема так называемого законодательного спама – то есть популистских, откровенно антиевропейских или вообще странных новаций. Часть из них даже подается в Раду якобы во исполнение требований Соглашения – даже если содержание проекта противоречит ему. За время работы ВР нынешнего созыва в ней уже было зарегистрировано более 9 тысяч законодательных инициатив, большинство из которых и является этим спамом.

У этой проблемы есть очевидная причина – в регламенте Рады нет норм для выделения приоритетных законопроектов, нет фильтров (например, парламенты европейских стран достаточно строго защищаются от подачи на рассмотрение новаций, противоречащих праву ЕС). В результате евроинтеграционные законопроекты просто "тонут" в этом потоке.

Из более чем 20 евроинтеграционных законопроектов, запланированных к рассмотрению Верховной радой, с начала 2018 года принято только шесть.

Это не тот результат, который отражает дух предложенных изменений в Конституцию.

К слову, с начала года президент подписал 20 законов, принятых ВР. То есть 30% – это нынешний удельный вес евроинтеграционного курса в законотворчестве.

Когда Украина действительно возьмет курс на полноправное членство Украины в ЕС и НАТО, нам придется в разы повысить объемы необходимых законодательных новелл.

В-третьих, продвижению в ЕС до сих пор мешало то, что наши международные обязательства не всегда соответствуют отраслевым интересам.

Противоречия между ними уже не раз становились публичными. Вспомним евроинтеграционный закон о стратегической экологической оценке, который был ветирован президентом, но впоследствии, несмотря на сопротивление аграрного лобби, все же принят.

Или мораторий на экспорт леса – до сих пор нет ни результатов действия моратория (вырубка лесов не сократилась), ни понимания того, как решать проблему без нарушения правил ВТО и ЕС.

Еще один пример – инициатива о поддержке национального производителя с помощью преференций и других потерь бюджета, которая, с одной стороны, противоречит Соглашению об ассоциации, а с другой – якобы способствует экономическому росту.

"Легалисты против популистов".

Так можно назвать ландшафт украинского парламентаризма, на котором будут рассматриваться евроинтеграционные изменения в Конституцию. И их принятия не изменит этот ландшафт: даже после того качественные законодательные новации на пути Украины к ЕС будут тормозиться.

Профилактику и лечение этого нарастающего правового тромба можно начать с небольших шагов. Например, более четко определить требования к подаче законопроектов в Раду.

Целесообразно обязать каждого автора законодательной инициативы самостоятельно делать вывод о соответствии предлагаемых им новаций Соглашению об ассоциации и праву ЕС – это позволит перевести дискуссию с чисто политической риторики на квалифицированный экспертный уровень. Тогда депутаты и общество смогут увидеть, какие законопроекты на самом деле отвечает стратегическим интересам – вступлению в ЕС и НАТО, а какие откровенно саботируют избранный политический курс.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Материал подготовлен при поддержке Европейского Союза и Международного фонда "Відродження" в рамках проекта "Общественная синергия"
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.