Между Польшей, Литвой и прошлым: Украина ищет свой путь коммунальной реформы

Пятница, 11 января 2019, 14:56 — , Всемирный банк

Что дали украинцам реформы, проведенные в 2018 году в коммунальном секторе? Одновременно и очень много, и очень мало.

Слова про большие успехи – совсем не преувеличение. В прошлом году произошел запуск работы Фонда энергоэффективности. Уже с апреля нынешнего года украинцы смогут подавать заявки, получая компенсацию части затрат на тепломодернизацию дома.

Это тот инструмент, который показал успешную работу в подавляющем большинстве стран Восточной Европы. И это дает надежду, что он будет успешен и в Украине.

Тем более, есть опыт предыдущих лет, когда зашкаливающий спрос на государственную программу "Теплых кредитов" показал, что интерес украинцев к модернизации своих домов очень велик.

Однако тут мы переходим к тому, что "очень мало". Каким бы современным ни был Фонд, он – всего лишь инструмент. Инструмент, который может работать лишь в рыночных условиях.

А с этими рыночными условиями в Украине пока не сложилось. И об этом стоит поговорить детальнее.

Спрос без предложения

Как известно, спрос рождает предложение. По крайней мере – должен. В Украине уже возник сегмент потенциальных пользователей коммунальных услуг. С принятием закона о жилищно-коммунальных услугах, каждый многоквартирный дом – создано ли там ОСМД или нет - получил возможность выбора услуги по управлению. Другой вопрос, знают ли об этом сами жители многоквартирных домов.

Если взять сухую статистику, по состоянию на середину прошлого года более 16% украинских домов уже создали ОСМД. Еще в 7% домов совладельцы управляют самостоятельно, в 3% - имеются жилищно-строительные кооперативы.

Все эти дома объединяет одно – жильцы объединились и взяли заботу о своем доме в свои руки. И возникает вопрос: а можно ли как-то иначе? Конечно, европейский опыт показывает, что подавляющим большинством домов управляют профессионалы, нанятые жильцами.

В Украине же согласно статистике лишь 6% домов управляются профессиональными управителями. Эта цифра, кстати, весьма оптимистична. Ведь украинский опыт последних лет однозначен: чаще всего профессиональными управителями являются коммунальные предприятия. Иными словами – бывшие ЖЭКи. Договор с которыми часто заключается в добровольно-принудительном порядке.

Как результат неосознания своих прав, более половины украинских многоквартирных домов находятся в серой зоне – они еще не выбрали самостоятельно управителя и даже не знают, как это сделать на практике.

Это не так легко, как кажется.

Уже два года, как на смену монополии ЖЭКов должен был прийти рыночный отбор, когда жильцы сами выбирают компанию, которая будет предоставлять услуги по содержанию дома.

Нюанс в том, что местным властям выгодно, чтобы они оставались в этой серой зоне, когда альтернативы коммунальным предприятиям нет и не предвидится.

 
Инфографика: worldbank.org

Особенность реформы по-украински состоит в том, что новым компаниям либо частным предпринимателям - управителям ограничен доступ на местный рынок. А пассивность людей и отсутствие информации о праве выбора управителей зачастую выгодны местным властям. А без этого реальная реформа невозможна.

Такие разные Польша и Литва

Чтобы доказать последний тезис, стоит напомнить опыт восточноевропейских стран. А именно Польши и Литвы, в начале 1990-х имевших приблизительно одинаковое коммунальное хозяйство и похожий набор проблем.

Обе страны сделали решительный шаг от "совка" - все ЖЭКи были приватизированы, а все дотации их деятельности прекращены. К слову, этого шага в Украине пока не сделали – бюджетная поддержка коммунальных предприятий по-прежнему остается для политиков прекрасной формой демонстрации своей заботы об электорате.

Но после этого Польша и Литва пошли разными путями.

Польша на законодательном уровне прописала обязательность создания жилищных обществ – аналога украинских ОСМД. Это был очень непопулярный шаг – ведь никто не хочет брать на себя ответственность.

Но в то же время благодаря этому в стране очень быстро возник рынок управителей. Этому способствовала и специальная система приватизации ЖЭКов, стимулирующая их дробление. Как результат, возникло большое количество участников рынка, конкурирующих за клиентов.

Литва пошла куда более консервативным путем - создание ОСМД было добровольным. В итоге до сих пор лишь около 50% литовских домов сумели самоорганизоваться.

К чему это привело? Чтобы получить ответ, достаточно проехаться по этим двум странам. В особенности – заглянув в глубинку. Разница в количестве утепленных домов бросится в глаза – и не в пользу Литвы.

По сути, рынок коммунальных услуг в Литве был создан лишь в крупнейших городах: Вильнюсе и Каунасе. А в небольших городах, где процент создания ОСМД особенно низок, бывшие советские ЖЭКи по-прежнему остаются монополистами. Со всеми вытекающими проблемами.

Нынешняя Украина сейчас находится на развилке и может пойти как по польскому, так и по литовскому пути.

Впрочем, исходя из тенденций последних лет, не исключен и третий путь, где реформы останутся на бумаге.

При таком сценарии даже не самый удачный опыт Литвы будет выглядеть для Украине нереалистичным. Все-таки там пошли на приватизацию ЖЭКов, а не оставили их в коммунальной собственности. Это, как минимум, не закрывает путь на рынок для частных компаний.

 
Инфографика: worldbank.org

В Украине пока нет и этого. Субсидирование на местном уровне своих ЖЭКов-управляющих (по сути – из карманов самих украинцев) закрывают путь для роста рынка управителей, а также повышения качества их услуг.

Разрушение монополии – ключевая задача на 2019 год. Задача не менее важная, чем выборы. Ведь без ответственных собственников не бывает ответственных граждан.

А значит, не получив возможность реализации своих прав, граждане обречены ждать "милостей" от местных властей.

И напоследок – пару слов про тепломодернизацию и созданный Фонд. Он финансируется за счет государства и западных доноров равнозначно, но ключевым условием является полная прозрачность выдачи финансирования.

Такую прозрачность может обеспечить лишь создание рынка коммунальных услуг. Рынка, в котором решающее слово остается за собственником жилья, который, пускай и методом проб и ошибок, но будет создавать ОСМД и выбирать надежного управителя. И этот новый управитель уже сможет предоставить услуги для ОСМД создать проекты и помогать провести тепломодернизацию.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: