Как реальная политика "ломает" Международный уголовный суд и почему это важно для Украины
Новости — Вторник, 8 апреля 2025, 15:00 —
В ноябре прошлого года мир увидел беспрецедентный шаг, изменивший правила геополитической игры. Международный уголовный суд (МУС) впервые в истории выдал ордер на арест высокопоставленных чиновников из страны, которую считают частью "коллективного Запада".
Речь идет о премьер-министре Израиля Биньямине Нетаньяху и тогдашнем министре обороны Йоаве Галанте. Офис главного прокурора МУС Карима Хана обвинил их в военных преступлениях и преступлениях против человечности в секторе Газы во время масштабной операции и зачистки анклава.
О том, как в Европе реагируют на это дело и какие оно может иметь последствия, в том числе для Украины, читайте в статье журналистки "Европейской правды" Ульяны Кричковской Орбан бросает вызов Гааге. Почему выход Венгрии из МУС будет иметь последствия для ЕС и Украины. Далее – краткое ее изложение.
Стоит напомнить, что действия армии Израиля, которые стали предметом расследования в Гааге, были ответом на кровавые теракты группировки ХАМАС 7 октября 2023 года. Впрочем, с точки зрения судей, да и вообще норм международного права, причина действий израильской армии не оправдывает нарушений с ее стороны.
Также прокурор Международного уголовного суда предложил выдать ордера против руководителей ХАМАС, хотя они были убиты.
Но любые объяснения из Гааги не могли бы остановить реакцию США. Тогдашний президент Джо Байден назвал решение МУС "возмутительным", а Белый дом поспешил заявить, что не признает ордер легитимным.
Дональд Трамп пошел еще дальше и наложил санкции на суд, в том числе на главного прокурора Карима Хана, который ранее выдал ордер и на арест главы Кремля Владимира Путина.
В отличие от Соединенных Штатов, все государства-члены Европейского Союза без исключения являются участниками Международного уголовного суда.
Впрочем, одобрение ордера на арест израильского премьера не было простой историей и для Брюсселя.
Институты ЕС действительно встали на защиту международного уголовного правосудия, но в вопросе международной политики Брюссель не может давать указания государствам-членам.
Когда Гаага обнародовала свое историческое решение в Будапеште сразу громко заявили, что они отказываются выполнять ордер на арест.
А настоящее землетрясение произошло в апреле 2025 года, когда Нетаньяху прибыл в Венгрию, а страна начала выход из Международного уголовного суда. Процесс выхода из МУС займет не менее года, а к тому времени Венгрия обязана выполнять все обязательства перед судом.
Впрочем, Будапешт ожидаемо не планирует выполнять свои обязательства. Премьер Венгрии Виктор Орбан считает, что суд превратился в политический инструмент.
Но есть и другие страны-члены ЕС, для которых политическая реальность взяла верх над юридическими нормами и обязательствами.
"Существует такое понятие, как realpolitik. В контексте realpolitik практические соображения преобладают над этическими соображениями. Я не думаю, что есть хоть одна европейская страна, которая бы арестовала Нетаньяху, если бы он туда приехал. Франция, например, не арестовала бы, и я не думаю, что мы тоже", – подчеркнул премьер-министр Бельгии Барта де Вевера.
Выход Венгрии из Суда, демонстративный визит израильского премьера в Будапешт, молчаливое или откровенное нежелание других европейских стран выполнять ордер на арест – все это может свидетельствовать о начале новой эпохи.
Ситуация вокруг ордера Международного уголовного суда на арест Биньямина Нетаньяху действительно обнажила глубокие противоречия между международным правом и реальной политикой.
Те, кто сомневался, что МУС сможет преследовать "западных" лидеров, оказались правы.
Венгрия может так же вывести из-под удара и Путина.
Кроме того, выход Венгрии из состава Международного уголовного суда, если дойдет до завершения – меняет правила игры в Европе, где до сих пор вступление в суд считали обязательным условием для членства в ЕС.
Все это поможет в разрушении всего международного правопорядка, что происходит сейчас невиданными темпами.
Подробнее – в материале Ульяны Кричковской Орбан бросает вызов Гааге. Почему выход Венгрии из МУС будет иметь последствия для ЕС и Украины.