Украинская дипломатия: будут ли перемены после года "разбитых надежд"?

Вторник, 30 декабря 2014, 14:10 — Вадим Трюхан, для Европейской правды

На протяжении прошлого года украинской МИД работал - без преувеличения - на острие украинско-российского конфликта. А официально взятый курс на проведение европейских реформ лишь усиливает важность внешнеполитического ведомства в последующие годы.

Но можно ли назвать его деятельность безусловно успешной? Каковы системные проблемы ведомства?

"Европейская правда" подводит итоги года публикацией статьи, посвященной реформе МИД и проблемам дипломатической службы. Мы готовы предоставить представителям министерства право на ответное выступление.

* * * * *

Одним из ожиданий Революции достоинства - по крайней мере, в кругах, причастных к внешней политике - было превращение Дипломатической службы Украины в эффективный государственный инструмент.

Он должен был быть задействован для восстановления репутации Украины как прогнозируемого дееспособного государства, испорченной во времена Ющенко и в большей степени Януковича; возобновления курса на вступление в ЕС и интеграцию в НАТО.

В то же время неожиданная динамика событий, связанных с открытой агрессией России против Украины, внесла существенные коррективы в дипломатическую повестку дня.

Начиная с появления 27 февраля с.г. первых "зеленых человечков" в Крыму и по сегодняшний день перед МИДом стоят беспрецедентные по сложности задачи, которые практически невозможно выполнить без коренного реформирования министерства и превращения его в эффективное внешнеполитическое ведомство европейского образца.

В феврале-марте казалось, что тогдашний исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Андрей Дещица оперативно и профессионально заложит фундамент для создания современного и эффективного внешнеполитического ведомства Украины. Предпосылки для таких надежд были.

Ведь он имел, помимо длительного опыта работы в системе МИД, в том числе в двух европейских странах - Польше и Финляндии, - еще и огромный кредит доверия от премьер-министра Украины Арсения Яценюка.

Однако Дещица сподобился лишь на "реорганизацию" центрального аппарата МИД под себя, вызванную сокращением работников МИД с 667 до 600 штатных единиц, во время которой были уволены или задвинуты на задний план неудобные либо нелояльные дипломаты.

Среди самых неудачных элементов реорганизации - ликвидация департамента экономического сотрудничества,

который должен был координировать деятельность экономических отделов посольств, направленную inter alia на поиск новых рынков сбыта для украинских товаров в то время, когда набирали обороты тенденции к закрытию наиболее емкого для Украины российского рынка.

Ожидаемого же возврата в систему МИД дипломатов-тяжеловесов тоже не произошло.

Зато на большинство должностей его заместителей были назначены бывшие дипломаты, которые раньше не возглавляли даже департаментов, не говоря уже об отсутствии успешного опыта работы на руководящих должностях за границей и каких-либо достижений перед обществом во время Революции достоинства.

Назначение Павла Климкина авансом было воспринято его коллегами-дипломатами с оптимизмом.

Ведь он технократ, аналитик, умеет говорить и достойно вести себя на публике.

Его первые заявления о намерениях реформировать МИД и генерировать внешнеполитические инициативы вселяли надежду.

Начало было неплохое - очередная реорганизация министерства, в результате которой восстановлено экономическое подразделение, хотя и в статусе управления, а не департамента, публичные обещания ввести электронный документооборот, а само министерство превратить во внешнеполитическое ведомство европейского типа.

Однако за шесть месяцев каденции - ни намека на мало-мальски значимые изменения в МИД.

И все это - на фоне катастрофического обнищания работников центрального аппарата и перевода, по сути, в законсервированное состояние заграничных дипломатических учреждений, в которых кадровый состав сокращен на 25-50%, а кое-где и больше. Денег не стало даже на звонки по стране, не говоря уже о каких-либо расходах на информационную работу, контакты со своими визави, командировки по стране пребывания.

А кроме того, в посольствах более двадцати стран мира до сих пор остаются вакантными должности послов Украины, в большинстве же других сидят (работой это не назовешь) малоэффективные руководители дипломатических учреждений.

Немало послов получили назначение в "дипломаты" для обслуживания интересов "семьи" Януковича или за какие-то заслуги перед ним.

Наибольшим же издевательством последних дней для Дипломатической службы стала цифра расходов на обеспечение ее деятельности, определенная первым проектом Закона о государственном бюджете на 2015 год.

Она фактически совпадает с прошлогодней. И это - на фоне девальвации иностранной валюты более чем вдвое. В то время как более 70% расходов МИД идет на обеспечение потребностей иностранных дипломатических представительств за рубежом и уплату членских взносов международным организациям.

Учитывая запланированное увеличение финансирования Генеральной прокуратуры, МВД и других правоохранительных органов, это решение, если оно останется без изменений, выглядит как минимум странно. Ведь речь идет не о каких-то заоблачных цифрах, а о нехватке около 1 млрд грн, которых дополнительно к прогнозируемым 1,3 млрд грн требует внешнеполитическое ведомство.

Так что же делать, чтобы наконец вместо имитации реформы МИД начались реальные системные изменения?

Для того чтобы Дипломатическая служба Украины превратилась из Золушки в действенный инструмент продвижения интересов Украины на международной арене, следует безотлагательно принять ряд первоочередных мер, направленных на выведение ее из крутого пике.

Прежде всего,

в МИД Украины следует провести системные реформы, чтобы оно превратилось во внешнеполитическую службу европейского образца. Ключевые вопросы, требующие урегулирования:

  • внедрение линейной схемы управления, которая предусматривает делегирование полномочий принимать решения на низовой и средний уровни. Деск-офисер должен стать ключевым звеном общения с иностранными партнерами;
  • разделение уровней управления на политический (министр и два-три заместителя) и административный (государственный секретарь и его заместители и директора департаментов). В том числе требуется отмена длительных и никому не нужных согласований кадровых назначений с президентом (по сути - с его администрацией), кроме политических должностей и руководителей зарубежных дипломатических учреждений;
  • внедрение внутреннего электронного документооборота, в том числе относительно согласования внешней корреспонденции;
  • введение обязательной практики регулярного повышения квалификации кадров;
  • внедрение среднесрочного (2-3 года) планирования ротации кадров между центральным аппаратом и заграничными дипломатическими учреждениями и т.п.

Во-вторых,

необходимо провести аттестацию кадров.

Те, кто пришел во времена Януковича, показал свою неэффективность и обслуживал интересы предыдущего режима, должны быть уволены.

Вместо них должны вернуться профессиональные дипломаты, которые были вытеснены из системы в последние 3-4 года, а также специалисты в сфере международных отношений из других сфер (гражданское общество, бизнес, наука).

При этом следует немедленно прекратить любые сокращения кадров, закрытие дипломатических представительств и имитацию реорганизаций ради увольнения нелояльных каждому очередному главе МИД профессиональных патриотичных дипломатов.

В-третьих,

требуется безотлагательно усилить финансирование и материально-техническое обеспечение Дипломатической службы. В том числе - через создание нормативно-правовых предпосылок для привлечения помощи доноров, как иностранных, так и отечественных.

При заработной плате на уровне трех тысяч гривен у дипломатов с 15-летним стажем и в отсутствие средств для технического переоборудования и ротации работников эффективности не добьешься.

В-четвертых,

следует осовременить закон о Дипломатической службе Украины, привести его в соответствие с лучшими европейскими практиками законодательного обеспечения деятельности внешнеполитических ведомств.

Без авторитета в государстве и достаточных полномочий дипломаты не способны выполнять свою миссию своеобразного "интеллектуального спецназа".

В-пятых,

МИД Украины должен наладить эффективное взаимодействие с экспертной средой.

Он должен стать генератором и главным исполнителем внешнеполитических инициатив, направленных на восстановление авторитета Украины в мире; на открытие для страны широкомасштабных программ типа плана Маршалла и ленд-лиза; на возвращение Крыма, Севастополя и восстановление государственности и установление конституционного порядка на временно оккупированных Россией территориях Донецкой и Луганской областей; на создание новой эффективной глобальной системы международной безопасности и т.д.

И напоследок.

Любая мало-мальски значимая страна мира гордится своей дипломатией, ведь она является ее лицом и проводником в хитросплетениях геополитических пасьянсов.

Кроме того, одна из задач дипломата - защита национальных интересов своего государства, а также бизнеса и каждого гражданина за рубежом.

Чтобы украинская дипломатия достойно справлялась с такими непростыми задачами, власть должна наконец позаботиться о своих дипломатах.

На первый взгляд, на фоне отсутствия системных реформ в Украине ослабление дипломатической службы Украины выглядит второстепенным эпизодом, на который общество обращает мало внимания.

Однако последствия для страны от ошибок и откровенных провалов во внешнеполитической сфере в условиях военного времени более чем очевидны.

Только проведя системные реформы в Дипломатической службе Украины, а также значительно усилив ее, мы сможем предложить новую повестку дня международных отношений и стать их полноценным субъектом.

Иначе будем обречены на статус объекта международной политики, периферийного государства и пешки в чужой геополитической игре.

 

Автор: Вадим Трюхан,

юрист-международник, дипломат в 1997-2013 годах

в 2008-2011 годах - директор Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: