Путь к процветанию Украины лежит через экономическую свободу

Четверг, 16 июля 2015, 13:47 — Иван Миклош, экс-вице-премьер Словакии, для Европейской правды

"Европейская правда" предлагает вниманию читателей статью Ивана Миклоша – одного из авторов "словацкого экономического чуда", а сейчас – советника сразу двух украинских министров: финансов и экономического развития.

Мы уже публиковали рассказ Ивана Миклоша об опыте словацких реформ и общались с ним по поводу реформирования украинской экономики. Этот текст – отчет о первых результатах работы экспертной группы, консультирующей украинское правительство.

* * * * *

Несколько недель назад министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус, главным советником по экономическим вопросам которого я являюсь, попросил меня подготовить что-то вроде экономической стратегии. В нашу небольшую команду вошли Елена Билан, главный экономист Dragon Capital и член VoxUkraine, Глеб Вышлинский, директор Центра экономической стратегии, и я. Чуть позже к нам присоединилась Юлия Ковалив, которая недавно была назначена первым заместителем министра.

Результат нашей работы мы обнародовали в пятницу, 10 июля, под названием "Путь к процветанию. Основы реформирования экономики".

Этот документ не имеет целью подменить или дополнить уже существующие коалиционные и правительственные документы, такие как "Стратегия 2020", Коалиционное соглашение, Программа действий правительства, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС или Меморандум о сотрудничестве с МВФ. Все эти документы четко определяют, ЧТО ИМЕННО следует сделать. Бесспорно, выполнив все предусмотренные ими пункты, Украина успешно реформирует свою экономику и общество, а также будет готова к членству в ЕС.

Все знают, что именно надо делать, но все равно прогресс остается недостаточным. Цель разработанного нами документа – преодолеть пропасть между общим стремлением к реформам и пониманием сути реформ на уровне конкретных действий.

"Путь к процветанию", прежде всего, не о том, ЧТО ИМЕННО должно быть сделано, а о том, ПОЧЕМУ и КАК достичь конечной цели.

Этот документ предлагает основополагающие принципы, которых необходимо придерживаться для успешного перехода от коррумпированной, неконкурентоспособной экономики и олигархического государства к современной богатой стране. Вот эти принципы:

1. Верховенство права;

2. Защита права собственности;

3. Полная нетерпимость к коррупции;

4. Свободная и честная конкуренция;

5. Немногочисленный, но эффективный государственный аппарат.

Общим знаменателем для всех этих принципов является экономическая свобода. Почему именно она?

Главной целью украинского государства является повышение качества жизни своих граждан, а важнейшей предпосылкой для ее достижения – высокий и устойчивый уровень экономического роста. Есть много доказательств того, что политика, основанная на увеличении экономической свободы, является лучшим инструментом достижения быстрого и стабильного роста.

Есть лишь несколько примеров стран, которые были бедными, а стали богатыми за последние десятилетия, но еще меньше случаев, когда богатые государства становились бедными. В первую группу входят такие страны, как Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Ирландия. Ко второй группе можно отнести Аргентину и Чехословакию времен коммунизма.

Важнейшей причиной развития или упадка этих стран был их уровень экономической и политической свободы. В то время как экономическая политика стран из первой группы стала более либеральной, страны второй группы внедряли противоположную политику.

Коммунистические режимы в Европе были построены на отсутствии политической и экономической свободы, и именно это стало главной причиной их поражения. Посткоммунистические преобразования – это тоже свидетельство того, что экономическая свобода действительно важна.

Страны, которые провели широкомасштабные реформы с целью расширения всех свобод, достигли гораздо лучших результатов и приблизились к западноевропейскому уровню качества жизни.

Наиболее амбициозные были самыми успешными (страны Балтии, Польша и Словакия). Наименее успешные страны (такие как Словения и Венгрия) продемонстрировали меньше решительности в проведении реформ.

Мы готовы к критике и знаем, что нас упрекнут: не хватает конкретики, документ слишком теоретический и общий. Основная масса критики будет направлена не на содержание документа, а на то, чего в нем якобы нет. В условиях кризиса, который сейчас переживает украинская экономика, люди ожидают насущных и конкретных антикризисных мер. И, казалось бы, в документе их нет. Хотя на самом деле они там есть. И вот почему.

Начиная с 2013 года российские торговые санкции уменьшили объем украинского экспорта в Россию на 70% (это 18% от общего украинского экспорта). Поскольку значительная часть продукции оказалась неконкурентоспособной на других рынках, быстро переориентировать экспорт не удалось.

Чтобы изменить ситуацию, нужно приложить много усилий, но прежде всего необходимо увеличить объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). На самом деле все сложилось с точностью до наоборот: из-за военных действий на территории страны и до сих пор неблагоприятных условий ведения бизнеса чистые ПИИ в Украину упали почти до нуля (раньше было около 3% от ВВП).

Единственный способ победить кризис – ускорить и углубить реформы, которые базируются на перечисленных ранее принципах и направлены на укрепление экономической свободы.

Кризис должен быть поводом усилить реформаторские усилия, а не ослабить их. Испорченные торговые и экономические отношения с Россией стоит использовать для быстрой переориентации на более перспективные, но вместе с тем и более конкурентные и требовательные рынки в Европе и Азии. Именно так сделали в Балтийских странах в течение последних десятилетий.

Промышленный сектор страны невозможно восстановить и развить с помощью политики выборочных льгот и стимулов. Нужны глубокие и всеобъемлющие реформы, основанные на наших пяти принципах. Иначе говоря, такие, которые изменяют и улучшают бизнес-среду для всех и обеспечивают справедливые правила игры. И это не теория, это конкретные факты из опыта других стран.

Например, 25 лет назад Словакия вообще не производила автомобилей. После распада Чехословакии словацкий ВВП на душу населения составлял менее двух третей от чешского. Сегодня этот показатель догнал чешский, а по количеству произведенных автомобилей на душу населения мы – №1 в мире.

Для этого мы не предоставляли автомобильной индустрии никаких гарантий или льгот, а просто внедряли глубокие и всеобъемлющие реформы.

Для Украины это означает продолжение политики макроэкономической стабилизации (уменьшение бюджетного дефицита, стабильность обменного курса, снижение инфляции, оздоровление банковского сектора) и ускорение необходимых структурных реформ. "Путь к процветанию" определяет пять важнейших сфер для этих структурных реформ:

1. Судебная система и правоохранительные органы;

2. Государственное управление;

3. Налоговая система;

4. Приватизация;

5. Либерализация и дерегуляция.

Мы предложили подготовить план действий в каждой из этих пяти сфер, которые бы существенно ускорили необходимые изменения.

"Путь к процветанию" – это целостная стратегия, основанная на жестких принципах и четкой логике. Макроэкономическая стабилизация является предпосылкой для экономического развития, но без структурных реформ ни финансовая стабильность, ни экономический рост не будут постоянными. В свою очередь структурные реформы невозможно успешно провести на фоне макроэкономической нестабильности.

Преодоление коррупции невозможно без реформ, которые опираются на принципы верховенства права, защиты прав собственности, свободной и честной конкуренции и немногочисленного государственного аппарата.

Например, либерализация, дерегуляция и приватизация являются наиболее эффективными методами борьбы с коррупцией.

"Путь к процветанию" предлагает не только ориентиры того, что, почему и как делать в процессе реформ, но и объясняет, чего надо избегать, какая политика противоречит реформам и опасна для будущего процветания. Например, каждое предложение ввести специальные льготы или преференции требует очень внимательного изучения и оценки.

Помимо, безусловно, важных политических предпосылок для изменений (Майдан, президентские и парламентские выборы), наиболее существенного прогресса удалось достичь именно в макроэкономической стабилизации. Тем не менее, ситуация остается очень шаткой. Постоянно появляются новые и новые предложенные депутатами коалиции законопроекты, которые угрожают всему процессу реформ. Сомнениям регулярно подвергаются даже меры, согласованные украинской властью в Меморандуме МВФ, хотя этот документ содержит лишь необходимый минимум реформ.

Самая большая проблема и угроза – это нехватка единства в парламентской коалиции и популизм, который нарастает и вне, и внутри нее.

Недопустимо, что Верховная рада принимает меньше 50% правительственных законопроектов. Ощущается дефицит лидерства, совместной ответственности и коммуникации реформ. К сожалению, ни один документ или стратегия не могут решить этой проблемы.

Настоящее лидерство – это единство политического руководства государства в необходимости реформ. Их внедрение должно быть наивысшим приоритетом. Должно быть четкое видение, воля и мужество проталкивать реформы, несмотря на политические риски.

Общая ответственность за реформы означает, что украинские политики должны проводить реформы не потому, что кто-то извне настаивает на этом, а потому, что реформы необходимы украинцам ради их лучшего будущего.

Надлежащая коммуникация – это когда лидеры и все члены коалиции используют все доступные возможности, чтобы объяснить обществу, почему реформы важны, их смысл и логику, необходимость и насущность. Коммуникация – это также борьба с популизмом и популистами. Лучший способ доносить важность реформ и рассказывать об их прогрессе – постоянное присутствие на телевидении и радио, участие в дебатах, а также статьи и блоги.

"Путь к процветанию" может помочь понять, почему работают только комплексные, глубокие, всеобъемлющие, основанные на определенных принципах реформы, а также почему они неизбежно нужны Украине. Этот документ также объясняет, почему половинчатые реформы опасны, и предлагает способ оценивать, являются ли предлагаемые шаги частью реформ или только маскируются под них.

Реформы – это больше политическая, чем техническая проблема. В мире уже многие проводили реформы – успешно или провально, и на их опыте мы четко знаем, что работает, а что – нет. Политическое измерение реформ предусматривает коалиционное единство, сильное лидерство, совместную ответственность и качественную коммуникацию. Я верю, что "Путь к процветанию" – хоть и небольшой, но нужный вклад в успех на этом пути.

 

Автор: Иван Миклош – депутат словацкого парламента,

бывший вице-премьер Словакии (1998–2006, 2010–2012),

соучредитель Центра экономической стратегии (Киев)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.