"А визы и ныне там": Украина теряет готовность ЕС к быстрой отмене Шенгена

Вторник, 13 октября 2015, 12:23 — Сергей Сидоренко, ЕвроПравда; Ирина Сушко, Европа без барьеров

Надежды на лучшее, похоже, были напрасны, а оптимизм "Европейской правды" по поводу скорой отмены визового режима со странами ЕС разбился о реалии украинской власти.

Нет, формально трагедии не произошло.

Мы все еще сохраняем значительные шансы на то, что в 2016 году Украина получит безвизовый режим. Формально есть даже шанс на то, что ЕС пойдет на уступки и визы отменят уже в мае-июне (хотя этот сценарий, который до недавнего времени был основным, понемногу становится фантастическим).

Но проблема – в динамике.

Выполнение безвизового плана не просто затягивается.

Киев всячески демонстрирует, что хочет вообще отказаться от реализации ключевых обязательств. А чтобы избежать рейтинговых потерь, пытается переложить на ЕС собственную вину за то, что украинцы остаются с визовым режимом.

Больше всего претензий здесь – к президенту и парламенту, но и правительство не осталось в стороне от срыва безвизового режима.


Парламентский тупик

Прошлая неделя (а скорее даже – один ее день, четверг) была ключевой для движения Украины к отмене виз.

Это не было секретом ни для журналистов, ни, тем более, для депутатов.

То, почему Рада должна непременно принять весь (без исключений!) пакет законопроектов, ЕвроПравда объясняла в статье накануне "безвизового четверга". Депутаты слишком затянули с рассмотрением этих документов, поэтому дальнейшее ожидание разрушало календарный план.

Причем – и это очень важно – большинство законов принималась в первом чтении. То есть у ВР еще оставалось полное право внести в них изменения, никаких необратимых действий не происходило. А это снимает последние аргументы против принятия "безвизового пакета".

В поддержку "безвизового дня" выступило представительство ЕС, распространив официальное заявление по этому поводу. Премьер Яценюк полушутя пообещал "лишить дипломатических паспортов" тех депутатов, которые не будут голосовать за "безвизовый пакет" законопроектов, а глава МИД Павел Климкин заявил, что результаты "безвизового день" в Раде станут индикатором желания Украины идти в ЕС, а не только продвигаться к отмене виз.

И что получилось в итоге?

В течение дня Рада приняла лишь семь законопроектов из 13. И это – не тот случай, когда можно гордиться показателем "больше половины".

Это – настоящий провал.

Спикер Владимир Гройсман даже не поставил на голосование два ключевых законопроекта, которые должны были быть приняты в первом чтении.

Депутаты не нашли сил для пересмотра собственной неприкосновенности (поднимите руку, кто удивлен!), хотя соответствующий проект изменений в Конституцию уже давно лежит в Раде и одобрен Конституционным судом. А еще – не дошли до рассмотрения трудового кодекса, в который Украина обязана внести простую норму, которая почему-то так раздражает нардепов: о том, что половая ориентация не может влиять на решение о трудоустройстве или увольнении сотрудника.

Также остались не принятыми несколько законопроектов, посвященных миграционному законодательству.

В неформальных беседах депутаты уверяют, что "сейчас просто не время, к этим документам вернутся после выборов". Хочется верить, что это так. Но, опять же, вспомним историю. Идея о пересмотре абсолютной депутатской неприкосновенности появляется в Раде не в первый и не во второй раз.

Ее достают из "дальнего ящика", видимо, перед каждыми выборами, начиная с 2007 года. И каждый раз сразу после выборов – забывают об этих намерениях (поднимите руку, кто уверен, что на этот раз будет наоборот).

И, наконец, надо остановиться на тех законопроектах, которые все же были приняты в первом чтении.

Здесь надо отдать должное Гройсману – он делал все возможное и невозможное для успеха. Некоторые законы спикер ставил на голосование по пять-шесть раз, пока не набиралось 226 голосов.

Депутаты утверждают, что качество правительственных законопроектов была позорно низким, и именно по этой причине они не голосовали "за".

И в некоторых моментах с ними сложно не согласиться.

А принятие "миграционных" правительственных проектов сорвалось из-за того, что правительство подало их в Раду слишком поздно, лишь в конце сентября. Тем самым – существенно уменьшив шансы на то, что документы будут приняты в рамках "безвизового дня".

Но несмотря на все проблемы в работе парламента и правительства, наибольшая угроза для отмены виз исходит сейчас от президента Порошенко и генпрокурора Шокина. И упомянутые политики прекрасно об этом знают.


Тупик президентский и прокурорский

В конце сентября Киев посетила еврокомиссар по вопросам юстиции, прав потребителей и равенства Вера Юрова. На этот визит мало кто обратил внимание, но для Брюсселя он стал поворотным пунктом.

Ведь после встречи Юровой с Петром Порошенко Евросоюз сформировал понимание того, какой является позиция президента по созданию антикоррупционной прокуратуры.

Дело в том, что нынешнюю ситуацию с формированием антикоррупционной прокуратуры Брюссель считает неприемлемой. Рада при принятии законов о запуске Национального антикоррупционного бюро изменила их таким образом, что этот орган перестал быть де-факто независимым. Он теперь имеет четкую связь со "старой прокуратурой и лично генпрокурором.

Чего стоит одна только норма о том, что сотрудники антикоррупционной прокуратуры должны иметь больше пяти лет прокурорского стажа. Практикующие юристы, адвокаты, судьи без прокурорского прошлого не имеют шанса трудоустроиться в новом органе, который будет бороться с коррупцией на высшем уровне.

Много ли вы знаете таких безупречных прокуроров? А их надо набрать немало!

У "Европейской правды" была возможность пообщаться с представителями ЕС, ответственными за подготовку отчета Еврокомиссии. Ситуацию в этой сфере они описывают такими формулировками, что не остается сомнений: в Брюсселе готовы к жесткой позиции.

Похоже, что сохранение этой проблемы будет способно убить безвизовые перспективы Киева.

Суть проблемы украинские СМИ объясняли неоднократно (в частности, о ней можно прочесть в блоке "Антикоррупционное бюро" в аналитике от ЕвроПравды), да и представительство ЕС сделало два официальных заявления по этому поводу – в сентябре и в октябре.

Если коротко, то ЕС возмутило назначение одиозных прокуроров в ключевой орган, который будет избирать представителей новой антикоррупционной прокуратуры.

Но вернемся к визиту комиссара Юровой.

Ее встреча с Порошенко доказала ЕС, что президент лично поддерживает эти одиозные назначения, и нет оснований говорить, что это – вина окружения или Шокина.

"Порошенко лично и достаточно четко объяснили, что ситуация неприемлема. Ему рассказали о варианте ее решения. Он мог решить проблему за один день, а в итоге мы не видим никаких действий. Так какие у нас могут оставаться сомнения?" – поделился с ЕвроПравдой один из европейских чиновников.

Источники свидетельствуют, что у ЕС есть претензии и к содержанию закона, регулирующего назначение руководства антикоррупционной прокуратуры – помимо странной ситуации, которая сложилась с назначением прокуроров в избирательную комиссию.

"Закон дает такие огромные полномочия и влияние генеральному прокурору, что я вообще сомневаюсь, реально ли в соответствии с ним создать независимую антикоррупционную прокуратуру. Также я сомневаюсь в соответствии этого законодательства европейским нормам", – сказал ЕвроПравде на условиях анонимности один из чиновников, непосредственно участвующих в определении позиции ЕК о том, готова ли Украина к отмене виз.

При такой "базе" в сфере борьбы с коррупцией положительное заключение ЕК становится все менее и менее реальным.

К тому же упомянутые проблемы – не единственные. Украина срывает сроки по ряду пунктов Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).

Как известно, Киев надеялся, что Еврокомиссия уже в декабре подтвердит готовность Украины к отмене виз. Сейчас это технически возможно исключительно в том случае, если ЕС пойдет на уступки и закроет глаза на недовыполнение Украиной некоторых пунктов ПДВЛ.

Но учитывая саботаж плана украинскими властями в последние недели, эта вероятность стремится к нулю.


Это все Европа виновата!

Администрация президента (а вместе с ней – некоторые депутаты парламента) готовится к имиджевым проблемам. Преодолевать их, похоже, планируют привычным методом – не решая проблему, а перекладывая на другого вину за провал.

"Козлом отпущения" на этот раз выбрали Евросоюз.

Автору данного текста в последнее время приходилось слышать на неформальных встречах чиновников АП с журналистами: мол, мы сейчас видим, что выполняем все требования ПДВЛ, но вот увидите: мы выполним, а ЕС придумает, как нас остановить и не отменить визы.

Тезис популярный, журналистам нравится.

"Но есть одно "но" – в АП прекрасно знают, что выполнение безвизового плана срывают именно они.

И от того, что Порошенко еще в январе делал откровенно ложные заявления о "почти выполненном ПДВЛ", объем проблем и задач не уменьшился.

Схожая ситуация – в Раде.

Автору приходилось не один, не два и не десять раз слышать от депутатов – в том числе от руководства парламентского комитета по евроинтеграции – тезис о том, что "ЕС выдвигает все новые и новые требования, которых мы не ждали".

Можем с уверенностью и с документами на руках доказать, что это – неправда. Все без исключения законодательные нормы, которые должен принять ЕС, были известны в Украине уже давно – по сути, еще с 2011 года. Именно с тех пор они "кочуют" из одного ежегодного отчета Еврокомиссии в другой.

И каждый раз Киев пытается показать свое удивление, мол, "ой, какая неожиданность, мы должны еще что-то принять"?

Это касается всех законопроектов, принятых на "безвизовой неделе". Это касается и изменений в Конституции, и законодательства об антидискриминации – ЕС настаивал на их принятии в рамках ПДВЛ и в 2011, и в 2012201320142015 годах. Каждая дата – это ссылки на европейский документ, где перечислены эти требования.

И, кстати, трудовой кодекс, который сейчас находится на рассмотрении в ВР, не соответствует требованиям ЕС. Там просто отсутствует норма об антидискриминации, которую Украина должна ввести в рамках ПДВЛ. Так что в случае принятия закона в нынешней редакции результат очевиден: ЕС не зачтет этот пункт и будет ждать принятия нового закона.

А если Киев и дальше будет поддерживать притворное удивление, новые отчеты будут аналогичными. Украинцы и дальше не будут иметь безвизового режима.

И – что самое важное – ЕС окончательно потеряет веру в то, что Украина способна выполнить обещания и провести необходимые реформы.

Нужно ли это тому же Порошенко? Вряд ли.

Так почему же Киев упорно идет к провалу? Ответа у нас нет.


Post Scriptum

Ситуация действительно сложная. Но даже из нее есть выход.

Возможно, нам наконец нужно признать, что мы не успеваем выполнить в срок все требования ЕС?

Это будет, по крайней мере, честно. И тогда – не имея фиктивных ограничений, не имея задачи "сделать вид, что мы все сделали до декабря", – изменить законодательство о формировании антикоррупционной прокуратуры так, чтобы к нему не было никаких претензий.

Качественно, без спешки откорректировать все правительственные законопроекты, к которым есть претензии в парламенте.

И если мы выберем этот путь и покажем, что готовы на реальные изменения, а не на их имитацию, ЕС будет готов сделать шаг навстречу.

И тогда цель "безвизовый режим в 2016 году" вновь станет реальной.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.