Есть у перевыборов начало, нет у перевыборов конца: Испания входит в новый политический кризис

Четверг, 30 июня 2016, 09:05 — , Институт евроатлантического сотрудничества
Мариано Рахой, уже привыкший к должности и.о. премьера, готов к новым переговорам о коалиции с известным результатом. Фото The Guardian

Наиболее обсуждаемым политическим событием в Европе остаётся референдум о выходе Великобритании из ЕС. Его последствиям уже посвящены сотни аналитических статей и множество речей – и непохоже, чтобы поток иссякал.

Между тем 26 июня в одной из крупнейших стран Евросоюза, Испании, прошли внеочередные парламентские выборы.

Их результат зря остается в тени Brexit – он также достоин внимания. Тем более, что новый парламент Испании, похоже, также будет распущен, а страна вновь входит в политический кризис.

И еще одна деталь: британский референдум повлиял уже на первые выборы, которые прошли в ЕС после Brexit.

Безуспешные переговоры

Предыдущий раз Испания выбирала парламент в декабре – чуть более полугода назад.

Тогда реальностью стало крушение двух крупнейших партий страны на фоне экономического кризиса.

Крушение, давно ожидаемое социологами.

Правоцентристская Народная партия набрала 28,7% голосов в сравнении с 45% в 2011 году, утратив возможность единолично формировать правительство. Левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) получила поддержку 22% избирателей в сравнении с 28,8% в 2011 году.

Ничего удивительного в этом нет. Испания пострадала от кризиса 2008 года сильнее большинства других членов ЕС. Безработица, согласно данным Eurostat, увеличилась с 8,2% до 22.1% с 2007 по 2015 годы.

Для молодых людей до 25 лет цифры ещё печальнее – 48,3% из них безработные (против 18,1% до кризиса).

При этом в 2011-2014 годах ситуация была еще хуже, тогда

более половины молодых испанцев не имели работы.

Некоторые отрасли экономики (в частности, строительная) практически замерли; почти втрое увеличилось соотношение госдолга к ВВП.

Но вернемся к выборам.

Итак, однопартийное правительство сформировать было невозможно. Создать коалицию тоже оказалось непросто: любой вариант, кроме "большой коалиции" двух давних соперников ("народников" и "социалистов"), требовал объединить минимум три политические силы.

Вот только новые партии не изъявили большого желания сотрудничать со старыми. Впрочем, ещё в меньшей степени они были готовы сотрудничать между собой – что неудивительно, учитывая принципиальную идеологическую разницу.

В частности, "Подемос" (партия-побратим греческой "Сириза") известна критической позицией по отношению к нынешнему Европейскому Союзу. В то же время "Граждане" критиковали левых радикалов за социальный популизм.

Переговоры о широкой коалиции, либо о коалиции социал-демократов, "Подемос" и двух менее значительных левых сил, ни к чему не привели.

Была попытка создать "кабинет меньшинства" социал-демократов и "Граждан", но и она провалилась.

Дело в том, что испанское законодательство допускает утверждение правительства меньшинства –

достаточно, если часть депутатов решит не голосовать или воздержаться, и в итоге голосов "против" будет меньше, чем "за".

Но Народная партия и "Подемос" решили довести дело до повторных выборов. 2 мая 2016 года парламент был распущен. Исполняющим обязанности премьер-министра остался Мариано Рахой.

Как Brexit ударил по рейтингам популистов

Главные изменения коснулись "Подемоса", который был сенсацией минувших выборов (партия, созданная в 2014 году, на первых же выборах получила 20,7% голосов).

В "Подемосе" решили идти на новые выборы единым списком с небольшой левой партией – "Объединённые левые".

Фоном кампании стали коррупционные скандалы, связанные с правящей партией.

Впрочем, раскрытые случаи коррупции для Испании, как и для многих других стран, дело привычное.

Очевидно, поэтому такие события, как обвинение представителей Народной партии в городском совете Валенсии в отмывании денег или обыски в центральном штабе партии в связи с возможным нелегальным финансированием партии за счёт денег, полученных с откатов, не слишком пошатнули поддержку партии среди избирателей.

 фото www.presstv.ir

В течение полугода социологические конторы фиксировали более высокую поддержку Народной партии, чем на выборах-2015.

Возможно, это было связано с желанием граждан получить полноценное правительство – а наибольшие шансы его сформировать были бы именно у крупнейшей партии в стране. Другим фактором могло стать постепенное восстановление экономики – медленное, но верное сокращение безработицы на фоне стабильного, хоть и медленного роста ВВП.

Некоторый рост поддержки в ходе кампании демонстрировали и "Подемос", и "Граждане". Однако в итоге именно они стали неудачниками выборов.

Причём никаких особых изменений в рейтингах обеих сил вплоть до 26 июня в сравнении с общими тенденциями кампании не наблюдалось. Как минимум, можно было ожидать, что либералы примерно повторят свой прошлогодний результат, а общий список левых наберёт примерно столько же, сколько "Подемос" и "Объединённые левые" вместе взятые в прошлый раз.

Между тем в реальности список левых набрал на 3,4% меньше голосов, чем две партии в совокупности в 2015 году. Либералы также намного "просели", на 0,9%.

В случае "Подемос" причиной падения мог стать тот самый Brexit:

избиратели могли побояться поддерживать партию, которая обещает пересмотр условий членства страны в Евросоюзе.

Именно левые, собственно говоря, и стали главным неудачником выборов-2016.

При этом голоса перешли к Народной партии – она увеличила результат на 4,32%. Это всё при явке, практически идентичной прошлогодней.

"Да здравствуют перевыборы"

Однако похоже, что избиратели, проголосовавшие за Народную партию из-за желания завершить парламентский кризис, останутся недовольными. Создать большинство не стало легче.

В первые же дни после выборов представители ИСРП и "Граждане" заявили, что не только не войдут в коалицию с Народной партией, но и проголосуют против кабинета меньшинства во главе с Рахоем.

"Граждане" были бы согласны на коалицию при другом премьере, но в планы "народников" это не входит – да и до большинства в этом случае все равно не хватает семь голосов.

Представить себе коалицию Народной партии и "Подемос" тем более невозможно, а голосов мелких партий, даже всех в совокупности, правоцентристам не хватит.

Очень похоже, что Рахой вновь не сможет избавиться от приставки "и.о.", а страну ждут новые перевыборы.

Для Испании это не лучшие новости.

Конечно, из крутого пике страна уже вышла, но нужны дальнейшие меры по восстановлению экономики, а без парламента их утвердить непросто. Кроме того, отсутствие полноценного правительства означает политическую нестабильность и не способствует притоку инвестиций в страну.

Возможно, коалицию смогут сформировать левые?

Но в прошлый раз социал-демократы с грациозностью слона пытались параллельно вести переговоры с "Гражданами" и с представителями крайних левых во главе с "Подемос". В итоге, конечно же, настроили против себя и тех, и других.

Объединение, включающее в себя одновременно "Подемос" и "Граждан", напоминаем, невозможно – эти силы попросту полярны. А для потенциального союза социал-демократов и "Подемос" с привлечением мелких партий левоцентристам пришлось бы поступиться принципиальным пунктом своей программы.

 

Дело в том, что социал-демократы выступают против возможной независимости Каталонии и Страны Басков. Но для того, чтобы иметь шансы на большинство, им и "Подемос" чисто математически нужно привлечь на свою сторону две каталонские партии, ратующие за независимость своего региона.

Причём ранее в ходе коалиционных переговоров эти партии уже заявляли, что не поддержат правительство ИСРП без готовности власти провести референдум о независимости своего региона. По той же причине, кстати, мелкие политические силы не будут сотрудничать с Народной партией.

Итак, ситуация тупиковая.

Теоретически есть шанс на формирование "кабинета меньшинства" ИСРП с "Подемос", если другие силы воздержатся от голосования. Но зачем это тем же "Гражданам" или региональным националистам? И уж тем более премьер Рахой не станет отдавать таким образом власть.

Он сейчас в довольно выгодной позиции: пока экономика постепенно восстанавливается, и.о. премьер-министра приглашает в коалицию то ИСРП, то "Граждан". Те отказываются – а Рахой может спокойно заявить, что их неконструктивная позиция привела к роспуску парламента и новым выборам.

Другой вопрос, что и после ещё одних выборов вряд ли что-то изменится.

Нет никаких причин считать, что Народная партия наберёт достаточно голосов, чтобы сформировать правительство самостоятельно – сейчас у них 137 мандатов, а требуется 176. Но не факт, что и левые (скажем, ИСРП и "Подемос") наберут в совокупности достаточно голосов – а ведь нужно ещё договориться между собой, что им пока так и не удаётся.

В 2010-2011 годах Бельгия провела пятнадцать месяцев без правительства – это был мировой рекорд. Совершенно не исключено, что Испания сможет его повторить.

Но социально-экономическая ситуация в Испании даже сейчас заметно хуже, чем в тогдашней Бельгии.

И хотя непохоже, чтобы жители Испании были слишком уж озабочены отсутствием большинства в парламенте, от неопределённости они явно не выигрывают.

 

Автор: Константин Федоренко,

младший научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества, Киев,

выпускник Киево-Могилянской академии и Университета Гамбурга

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.