Без стены и рва с крокодилами: репортаж ЕвроПравды с латвийско-российской границы

Пятница, 22 июля 2016, 10:20 — Юрий Панченко, Лудза (Латвия), Сергей Сидоренко, Европейская правда

То, что Украине крайне необходимо обустройство государственной границы с РФ – очевидно уже для всех.

Но не менее важный вопрос – какой должна быть эта граница? Это должен быть вал и условный "ров с крокодилами" или достаточно обойтись простым забором?

В сети можно найти достаточно фотографий "забора Яценюка" – экспериментального участка украино-российской границы, торжественно представленного в прошлом году тогдашнему премьер-министру, с массой язвительных комментариев.

Но если это плохой способ защитить границу, то какой же тогда хороший?

Примером для нас может служить опыт европейский стран, в первую очередь тех, кому также не повезло граничить с Россией. Например, Латвии, которая в 2015 году, одновременно с Украиной, заявила о начале строительства ограждения на своей границе с РФ.  

При этом у Риги уже есть первые результаты – в марте нынешнего года завершено строительство первого участка пограничных ограждений.

Именно поэтому "Европейская правда" отправилась в Латгалию, наиболее бедную части Латвии. Там, возле небольшого городка Лудза, и начались работы по установке ограждений.

Или, говоря официальными терминами, "работы по модернизации границы". Так проведенные работы называют сами пограничники, всячески избегая слов "заграждение" или "стена".

Примечательно, что с недавних пор Латгалия часто упоминается как одна из возможных целей гибридной угрозы РФ.

"Европейская правда" уже писала об этом регионе и идее "Латгальской республики". Однако это в большей степени относится к Даугавпилсу – крупнейшему городу региона с высокой долей русского населения.

Сами пограничники "российский след" всячески отрицают. По их словам, работы на границе связаны с ростом незаконной миграции.

"Конечно, планы по обустройству границы обсуждались давно. Но всегда было много препятствий. Сначала нужно было решить все пограничные вопросы с Россией, потом – найти деньги. Но как только начались проблемы с мигрантами, деньги быстро нашлись", - рассказал начальник Службы управления организации Главного управления государственной службы пограничной охраны Латвии Марикс Петрушинс.

Впрочем, то, что не могут себе позволить сказать пограничники, говорит эксперт латвийского Центра исследований восточноевропейской политики (ЦИВП) Марис Чепуритис. По его словам, еще одной причиной ускорения начала работ стали события на Донбассе.

"Основная причина - действительно миграция. Но есть и другой аспект - то, что происходит на Донбассе. Уже с начала 2014 года стало ясно, что с латвийско-российской границей надо что-то делать", – говорит он.

Однако стоит признать - основной причиной строительства стены все же стал миграционный кризис.

"Когда сообщили о начале строительства ограждений на границе, очень многие вздохнули спокойно – ведь все опасались, что резкий рост мигрантов приведет к проблемам. Поэтому работы на границе были восприняты с большим оптимизмом", - говорит глава Конгресса украинцев Латвии Микола Павлюк, проживающий в приграничной Лудзе.

При этом резкое увеличение числа мигрантов – вовсе не преувеличение. Например, как рассказал заместитель начальника Лудзенского управления Пограничной службы Латвии Игорь Гершенбек, всего в 2014 году на этом участке было задержано 47 нелегальных мигрантов. Спустя год их стало в разы больше – 182, а за первое полугодие нынешнего года - 86 мигрантов.

"Они идут группами, как правило, по 6 человек. Кроме того, за прошлый год стали расти и размеры таких групп. Самая большая группа состояла из 24 правонарушителей", - рассказал он.

Игорь Гершенбек. Тут и далее - фото ЕвроПравды

При этом, несмотря на то, что общий рост числа мигрантов в Европе "обеспечила" Сирия, границу Латвии по-прежнему пытаются незаконно пересечь граждане Вьетнама. Как уточняют в погранслужбе, вьетнамцы составляют около 80% всех нелегальных мигрантов, задержанных в стране.

Немаловажно, что этот трафик давно организован – возле границы мигрантов ожидают автобусы, которые везут их дальше на запад. Как правило, нелегальные мигранты не задерживаются в Латвии и пытаются попасть в Польшу, где устраиваются на работу.

Однако с депортацией незаконных мигрантов возникают проблемы. Как правило – из-за позиции РФ.

Хотя Россия и Латвия давно подписали все необходимые межгосударственные соглашения, на практике они работают "со скрипом". Например, Россия отказывается принимать мигрантов без веских доказательств, что они попали в ЕС через территорию РФ.

На практике, поясняет Игорь Гершенбек, это означает, что соглашения выполняются лишь в отношении нелегальных мигрантов, пойманных лишь в зоне пограничного контроля.

Если же мигрантам удалось проникнуть глубже – у латвийских властей возникают проблемы. Как пояснил Марик Петрушин, единственный компромисс в такой ситуации – РФ не возражает на обратный транзит такого мигранта на его родину, во Вьетнам. Само собой – за счет Латвии.

Эти расходы и обеспечили оперативный старт работ по обустройству границы.

От Лудзы до госграницы ехать минут двадцать. На последних километрах начинается зона пограничного контроля. Здесь живут люди, но посторонним попасть сюда (в гости или пособирать грибы) можно, лишь получив специальное разрешение.

Впрочем, уточняет Игорь Гершенбек, никаких сложностей с этим нет – подобные разрешения можно получить в электронной форме после подачи заявки на сайте погранслужбы.

Однако тут последовал шок:

образцовый участок границы вовсе не выглядел неприступным. Новый забор с колючей проволокой - и ничего более.

По сути, модернизированный участок латвийской границы выглядел даже менее надежным, чем раскритикованный всеми "забор Яценюка". В обоих случаях - практически одинаковое ограждение с колючей проволокой, однако в Украине - хотя бы со рвом. 

 
"Стена" на латвийско-российской границе... 
..и на украино-российской. Фото Елены Сотник

А там, где ограждения еще не поставили, латвийская госграница выглядит еще более скромно – полоса распаханной земли (та самая контрольно-следовая полоса) и наклейки предупреждения на латышском и русских языках на деревьях. И это граница ЕС!

Игорь Гершенбек поясняет – для контроля за границей этого достаточно, ведь в случае необходимости пройти можно любые заграждения. Задачей ограждения является создание сложностей для незаконных мигрантов – они теряют время, и что не менее важно – в таком случае факт пересечения границы еще труднее скрыть.

"Когда речь идет об оборудовании границы, то забор - лишь одна из составляющих. Очень важно одновременно организовать патрулирование стены, а для этого нужно было проложить дорогу вдоль границы, построить немало мостов и так далее", - пояснил позже в беседе с ЕП Марис Чепуритис.

И действительно – не прошло и 10 минут с нашей остановки возле контрольной полосы, как рядом останавливается машина патруля.

Так что и правда – следят.

После этого замечаешь еще одну разницу в пользу латвийской границы. В отличие от украинских заграждений, латвийские не выглядят заброшенными: вспаханная контрольная полоса, надписи, регулярные патрули. 

Возможно, в этом и состоит секрет эффективности защиты госграницы.

 

Но после этого латвийские пограничники удивляют повторно.

По словам Игоря Гершенбека, планы работ по модернизации границы не предполагают строительства забора по всей длине границы с РФ. 

"Вполне достаточно, чтобы были дополнительно оборудованы участки, находящиеся в непосредственной близости к большим автодорогам. Это существенно упростит нам работу, а мигранты будут вынуждены искать новые пути для пересечения границы – в районах, где их будет проще поймать до того, как они пересядут в машины", - поясняет он.

Впрочем, основные сложности еще впереди. Как поясняют пограничники, даже после всех переговоров с РФ о демаркации границы остается немало сложностей с собственниками земли.

Ведь еще 10 лет назад никто не знал, например, какой ширины будет контрольно-следовая полоса и зона "отчуждения" около пограничной линии.

Как результат - часто земля приватизирована вплотную к госгранице. И эту проблему еще предстоит решить.

А пока обустройство границы начинают в районах, где она идет через леса и заповедники, а значит – не нужно решать вопросы компенсаций собственникам земли.

В Пограничной службе Латвии уточняют – из 276 км латвийско-российской границы планируется модернизировать около трети. Это потребует лишь 21,2 млн евро, а работы планируют закончить к концу 2018 года.

 

Вслед за этим планируется взяться и за границу с Беларусью. Однако оттуда пока не идут потоки мигрантов, а контрабанда в основном идет через железные дороги и задерживается таможенниками.

Поэтому в Пограничной службе пока не говорят, во сколько обойдется модернизация белорусской границы, однако признают – суммы будут еще меньшими. Хотя бы потому, что большая часть этой границы проходит по речкам и заболоченным территориям, где пограничники способны обеспечить контроль без дополнительной инфраструктуры.

После того, как удивление прошло, вынужденно признаешь – даже с небольшими затратами можно обеспечить безопасность государственной границы.

Вопрос лишь в том, какую задачу перед собой ставить.

"Конечно, никто не думает, что эта стена сможет остановить военную агрессию, но делать нелегальную инфильтрацию даже теперь стало сложнее", - говорит Марис Чепуритис.

"О строительстве большего, более высокого, более мощного забора речь не шла, такой дискуссии я просто не встречал. Ведь какой бы ни была стена, она не остановит человека, который твердо намерен пересечь границу. Через любую стену можно перелезть, сколько бы на ней ни было колючей проволоки. Но стена точно сделает этот процесс более длительным и сложным, и нелегал наверняка оставит за собой следы", - поясняет он.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.