Голосование с депортацией: как Киеву остановить "российские выборы" в диппредставительствах

Вторник, 13 сентября 2016, 10:50 — Сергей Сидоренко, Европейская правда
Пикет, завершившийся нападением на посольство РФ в Украине в июне 2014 года

18 сентября в России пройдут парламентские выборы. Именно те, против которых Украина заявила свой протест. Именно те выборы, на которых в Государственную думу по многомандатному округу впервые будут избирать парламентариев из аннексированного Крыма.

Об опасности, связанной с этим голосованием, мы писали еще в августе (см. публикацию "Операция "легализация": остановит ли Запад мягкое признание аннексии Крыма").

Уже после этого Киев – к удивлению многих наблюдателей – занял принципиальную позицию.

В субботу утром в администрации президента объявили, что считают недопустимым "проведение выборов на территории Украины". Вечером Климкин уточнил позицию государства: российские выборы нелегитимны, поэтому мы запрещаем голосование в посольстве и консульствах РФ на украинской территории.

Но если откровенно, то эти заявления не прибавили определенности.

Как Киев будет действовать на практике?

Как – чисто технически – Украина может заблокировать проведение выборов в диппредставительствах РФ, куда у наших правоохранителей нет доступа?

И не создаст ли Киев блокированием консульств – пусть даже с благородной целью – дополнительные проблемы для себя в мире?

Ответ на эти вопросы не так уж очевиден. Варианты действий, появляющиеся сейчас в записях блогеров и в СМИ, небезопасны для Киева. В данной статье мы объясним, что не так с "простым" решением данной проблемы, а также предложим альтернативный вариант, который позволяет заблокировать голосование россиян в Украине, но в то же время – не дает повода обвинить нашу страну в нарушении международного законодательства.

Почему Украина против?

Сначала – немного теории.

С 2016 года парламентские выборы в РФ проводятся по смешанной системе, которая похожа на украинскую, но не идентична ей. В Госдуме – 450 мест. Из Крыма в ее состав могут быть избраны до 8 депутатов – 4 мажоритарщика (за которых в Крыму будут голосовать поименно) и не более 4 "списочников" (которых выбирают из списков партий-победителей).

С последними связаны наибольшие проблемы.

"Единый федеральный округ", в котором проходят выборы, включает Крым и Севастополь. А это означает, что Киев считает фейковыми выборы в целом. В МИД утверждают, что приняв такой состав Думы, мир делает шаг к признанию аннексии Крыма.

Именно на этом основываются претензии. И, похоже, Киев готов идти до конца. В МИД уже объявили, что признают полномочия Госдумы "лишь после отмены аннексии Крыма". Задача-максимум – добиться, чтобы другие государства поддержали Украину.

При такой позиции противостояние будет длительным. И поэтому особенно важно не допустить ошибок в начале пути.

Что произойдет в воскресенье?

Прежде всего, не стоит предаваться необоснованному оптимизму.

Да, Порошенко "запретил" России проводить выборы в дипмиссиях. Но наивно полагать, что Москва прислушается к запрету.

"Эксперты" порой говорят: мол, Украина "не даст согласия на открытие участков". Это не имеет ничего общего с реальностью – страны не должны просить разрешения на проведение выборов в своих диппредставительствах, эта процедура не предусмотрена ни международным, ни российским, ни украинским законодательством.

Поэтому выборы в посольстве и четырех генконсульствах РФ в Украине состоятся. Это – факт, который не изменить. Избирательные участки созданы; ЦИК объявил, что не намерен расформировывать их.

Ключевой вопрос: кто придет на участки, кроме дипломатов и сотрудников посольства?

Министр Павел Климкин в субботу в беседе с корреспондентом ЕП признал: Киев не может остановить проведение выборов среди дипломатов, ведь территория дипмиссий – неприкосновенна, туда не придешь со спецназом и не изымешь бюллетени.

Но необходимо предотвратить более масштабное голосование.

Справедливости ради стоит добавить: есть один механизм, который позволил бы вообще избежать выборов в посольстве страны-агрессора. Он называется "разрыв дипломатических отношений". Но это стоило делать в 2014 году, сразу после вторжения РФ в Украину; тогда Порошенко не решился на этот шаг. Сейчас прекращение дипотношений выглядело бы искусственным.

Блокада посольства. Реально ли это?

Две самые распространенные идеи о том, как Украина может остановить нелегитимные (по мнению Киева) российские выборы, связаны с блокированием. То есть – базируются на том, чтобы физически не пустить избирателей на участки.

Согласно первому варианту, российские дипучреждения должны блокировать правоохранители, то есть представители официальной украинской власти. Согласно второму – выборы остановит гражданское общество, то есть активисты, а власть формально останется непричастной к блокаде.

Однако и один, и другой путь несет Украине имиджевые угрозы.

Наиболее опасен – второй.

Кто может быть уверен, что в посольстве не повторится сценарий с "пожаром на "Интере"?

Нужны ли Украине возможные обвинения в нападении на дипмиссию?

И, наконец, осознаем ли мы, что в этом случае нас гарантированно ждет зеркальный ответ - нападения российских радикалов на украинских дипломатов в Москве или Ростове-на-Дону?

Вопросы риторические.

Теперь – к опции "официального блокирования", при которой небольшие подразделения силовиков перекроют вход в посольства и консульства РФ. Конечно, у них нет права задержать дипломатов, но они могут ограничить вход другим россиянам – тем, у кого нет диппаспортов.

Ответные действия россиян предсказать несложно. Украина получит обвинения в нарушении Венской конвенции о консульских сношениях – одного из краеугольных документов дипломатического права. Согласно статье 36 этого документа, страна пребывания не имеет права ограничивать доступ граждан к консулам их государств.

А выборы, напомним, будут проходить именно в генконсульствах РФ – в Киеве, Харькове, Львове и Одессе.

Стоит добавить, что ситуация здесь не столь однозначна. Согласно мировой практике, иногда – во время уличных беспорядков – вход в дипмиссии блокируется.

"Были такие случаи в Москве – во время больших пикетов возле нашего посольства российская полиция не пускала нас, граждан Украины, в дипмиссию, хотя украинская охрана позволяла зайти", – рассказал ЕП международный редактор Lb.ua Игорь Соловей, ранее работавший собкором агентства "Укринформ" в Москве.

В то же время, в нашем случае, когда единственным основанием для блокады являются выборы, это объяснение вряд ли будет воспринято в мире как достаточное.

Конечно, здесь можно взвешивать плюсы и минусы, искать более изящное объяснение, но зачем? Ведь есть еще один, более безопасный для Киева путь, о котором до сих пор почему-то не говорят ни МИД, ни СБУ.

"С бюллетенем – на выезд"

То, что само по себе голосование на выборах в Госдуму РФ является незаконным с точки зрения Киева, не подлежит сомнению.

Украина уведомила об этом и самих дипломатов (нотой МИД), и граждан РФ, которые могли бы прийти голосовать (через средства массовой информации).

В этих сообщениях не хватает одного, но крайне важного пункта: об ответственности. Не только Кремля, но и каждого, кто помогает "узаконить" аннексию.

Если гражданин России готов голосовать за "крымских" депутатов Госдумы, то есть ли у него основания и дальше жить в Украине?

У СБУ есть мощный инструмент для противодействия выборам. Даже два. Один инструмент называется "признание иностранного гражданина персоной нон грата", второй – "выдворение иностранного  гражданина". Которое, кстати, не нуждается в формальных объяснениях украинской стороны. И может быть применено как к соискателям убежища из РФ, так и к россиянам, имеющим разрешение на работу или вид на жительство в Украине.

То есть блокировать дипмиссии, нарушая Венскую конвенцию, не понадобится. Достаточно проверять документы и собирать паспортные данные граждан РФ, которые самостоятельно делают выбор между поддержкой аннексии и проживанием в Украине.

И напоследок.

Делать виновными в голосовании одних лишь избирателей – неправильно. Ответственность должны понести также дипломаты, которые обеспечивают и организуют голосование.

Украина должна наконец сделать решительный шаг и выслать дипломатов, ответственных за организацию выборов, противоречащих украинским законам.

По крайней мере – председателя и секретаря избирательных комиссий, имена которых есть на сайте ЦИК РФ.

Ведь речь идет не только о моральной стороне, но и о нарушении Уголовного кодекса.

Статья 110. Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины

1. Умышленные действия, совершенные с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, а также публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий, –

караются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Эта статья является "базовой" для обвиняемых в сепаратизме. И она также относится к действиям, совершенным для "легализации" аннексии Крыма.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua