К безвизу не готовы - что тормозит строительство перехода на границе со Словакией

Понедельник, 12 декабря 2016, 13:40 — Анатолий Марциновский, Европейская правда

Готова ли Украина к безвизу с ЕС? И это совсем не риторический вопрос.

Нашим "слабым звеном" остается вопрос пунктов пересечения границы между Украиной и государствами Евросоюза. Сейчас это не менее актуально, чем вопрос выдачи виз или получения безвизового режима.

А при приближении Украины к отмене визового занавеса вес переходов будет расти еще больше. Ведь безвиз однозначно будет стимулировать готовность украинцев путешествовать в соседние страны ЕС, но будет ли готова к этому пограничная инфраструктура страны?

Евросоюз даже готов помочь Украине решить эту проблему - вот только Украина не всегда этим должным образом пользуется.

Символичной в этом смысле является вроде вполне рутинное событие: в ближайшее время должен быть объявлен победитель тендера на реконструкцию украинской части пункта пропуска "Ужгород - Вышне-Немецке" на украинско-словацкой границе.

Здесь надо добавить - скандальную реконструкцию.

"Европейская правда" писала об этой ситуации в августе. Если кратко, история такова.

До 2007 года в Ужгороде работал не только автомобильный, но и пешеходный переход. Однако из-за вхождения Словакии в Шенгенскую зону его закрыли для модернизации инфраструктуры в соответствии с европейскими стандартами. Дальше начался финансовый кризис, работа на словацкой границе на некоторое время приостановилась, но в 2015 году наконец завершилась.

Однако пешеходное и велосипедное движение не возобновлено до сих пор.

"Двумя ключевыми предпосылками возобновления функционирования пункта пропуска "Ужгород - Вышне-Немецке" в велопешеходном режиме является завершение создания надлежащей инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов с украинской стороны границы и создание соответствующей правовой базы", - резюмирует текущую ситуацию МИД Украины в ответе на информационный запрос ЕП.

Причем относительно первой "ключевой предпосылки" есть одна изюминка.

Украинская сторона не просто не смогла выполнить до сих пор несложные строительные работы, а не смогла сделать это за средства Евросоюза.

Дело в том, что грант на обустройство обеих сторон перехода "Ужгород - Вышне-Немецке" было выделено в рамках проекта "Модернизация и реконструкция пунктов пропуска на словацко-украинской границе".

Бюджет его 6,8 млн евро, 90% которых - это средства ЕС. Проект является частью более широкой программы трансграничного сотрудничества Венгрия-Словакия-Румыния-Украина.

Причина проволочек с украинской стороны - и в заказчике, а это Закарпатская таможня ГФС, и в подрядчике. Теперь уже бывшем.

Когда словаки уже завершали в 2015 году свою работу, в Ужгороде только заключили контракт с отобранной в результате тендера фирмой ООО "Торговый Дом Укрвторресурс".

Компания зарегистрирована в Киеве, но фактически черновицкая, депутата местного совета Максима Тихоновича. Ей доверили почти 48 миллионов гривен из гранта ЕС - к слову, ранее компания с уставным капиталом 700 тыс. грн и близко не была возле таких крупных государственных сумм. Не удивительно, что работы на переходе практически не начались. Впоследствии оказалось, что кроме "заваленных" работ в Ужгороде, ТД "Укрвторресурс" имеет в активе еще и скандал с выполнением контрактов с городскими властями Черновцов.

В конце концов, ужгородский контракт с ними был расторгнут. В ноябре 2016 года Закарпатская таможня провела новый тендер.

Сейчас происходит определение его победителя. Как свидетельствует сайт Prozzorro, фаворитом торгов является ООО "ЕИС". Компания зарегистрирована в одном из сел под Киевом. Очевидно, именно она и будет новым подрядчиком.

До сих пор - в сентябре этого года - ООО "ЕИС" выиграла лишь один государственный тендер, причем достаточно резонансный.

По заказу "Ощадбанка" фирма проводит сейчас реконструкцию комплекса офисных зданий по ул. Воздвиженской в Киеве за почти 32 млн грн. Оживленное обсуждение в сентябре вызвало прежде всего расточительство государственного банка, который в трудные времена взялся с шиком обустраивать ВИП-отделение. Ну а заодно внимание привлекла компания-новичок, которая сразу получила такой солидный заказ.

Остается надеяться, что в Ужгороде ООО "ЕИС" в случае получения контракта не пойдет по пути предыдущего подрядчика.

К слову, обустроить пешеходный переход Украина должна в соответствии с правилами, которые определяют порядок осуществления пропуска и контроля на внешних границах Шенгена - так называемого "Шенгенского каталога". Это вытекает из обязательств относительно интегрированного управления границами, записанных в Соглашении об ассоциации. В частности, это означает раздельные автомобильного и пешеходного потоков.

Так когда же люди пойдут пешком из Ужгорода в Словакию? К сожалению, не скоро.

"Ориентировочное время завершения реконструкции пассажирской части пункта пропуска "Ужгород-Вышне-Немецке" составляет 10 месяцев, то есть сентябрь - октябрь 2017 года", - сообщили нам в Главном управлении Государственной фискальной службы Закарпатья.

Однако если бы даже новый будущий подрядчик сделал все как надо и молниеносно, на пути пешеходному движению есть еще одна преграда. Выше в цитируемом ответе МИД упомянуто о необходимости "создания соответствующей правовой базы".

Это означает, что правительства Украины и Словакии должны согласовать и подписать протокол о внесении изменений и дополнений в действующее межправительственное соглашение о пунктах пропуска через общую государственную границу, которым будет предусмотрен пропуск в Ужгороде пешеходов и велосипедистов.

Непонятно, правда, как раньше это пешеходное движение существовало там без протокола. Ответа на этот вопрос МИД не предоставил.

 
 

Так же, как и со строительством перехода, ситуация выглядит безосновательным затягиванием времени.

Еще в конце 2015 -начале 2016 года внешнеполитические ведомства Украины и Словакии обменялись нотами, которые засвидетельствовали обоюдное согласие относительно обустройства велопешохедного движения на переходе "Ужгород - Вышне-Немецке" и намерения начать соответствующие консультации. Правда, утверждения Киева и Братиславы здесь различаются: МИД Украины настаивает, что ноту такого содержания от словаков не получали.

Как бы там не было, украинская сторона начала практические действия только в августе. В частности, был подготовлен проект упомянутого протокола, проведено внутриукраинское межведомственное согласование. Словакам документ передали в начале сентября.

Сейчас ожидается, что протокол подпишут в первой половине 2017-го.

Остается лишь сожалеть. Потому что если бы все причастные к делу ведомства действовали без проволочек и ответственно, пешеходный переход мог бы открыться еще в этом году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.