Нидерланды и ассоциация: что утвердят в четверг в Брюсселе

Четверг, 15 декабря 2016, 15:15 — Тарас Качка, для Европейской правды

Брюссель полнится слухами и новостями о решении ЕС, которое позволит разблокировать ратификацию Соглашения об ассоциации с Украиной. Мы слышим достаточно много жестких заявлений от премьер-министра Марка Рютте, критику этих заявлений со стороны правительства Польши и дружественных Украине евродепутатов.

Активная дискуссия создает атмосферу какого-то стратегического решения, которое будет принято на саммите ЕС, что существенно повлияет на отношения между Украиной и ЕС. А потому стоит еще раз взвешенно взглянуть на то, о чем идет речь.

Исходная точка нынешней дискуссии – состояние, в котором находится Соглашение об ассоциации. Его полностью ратифицировали Украина, институты ЕС, 27 государств-членов ЕС и даже 28-й член – Нидерланды... Но уже по завершении ратификации здесь состоялся референдум, на котором большинство голосов тех, кто пришел на референдум, были отданы против закона о ратификации.

Проблема с неопределенностью

После 6 апреля, даты референдума в Нидерландах, ЕС и Украина пытались отреагировать на ситуацию и проанализировать ее под разными углами зрения. Все заинтересованные лица признали нынешнее положение дел нерациональным. И не имеющим рационального решения.

Почему?

Потому что так и не стало понятно, какое конкретное положение в Соглашении вызывает беспокойство Нидерландов.

Вся критика Соглашения касалась того, чего там и так нет.

Поэтому трудно найти рациональное решение.

К тому же факт нератификации соглашения такого типа одним из государств-членов ЕС открывает ящик Пандоры в праве ЕС. Дискуссии о возможных юридических последствиях такого решения велись лишь в академической среде и лишь как возможные гипотетические сценарии.

Впрочем, это – не первый нерациональный разговор о Соглашении. Уже много лет и в разных форматах он ведется с Россией. Хоть это и совсем другая история.

Проблема формы

Таким образом, период рефлексии завершился 1 ноября, когда премьер-министр Нидерландов должен представить свое решение в парламенте. До последнего Марк Рютте намеревался предложить отказ от ратификации.

Это самый легкий шаг.

В таком случае правительство страны сняло бы с себя проблему, но в то же время – создало бы проблемы для парламента, для ЕС, для других государств-членов и, конечно же, для Украины. Но благодаря активной позиции всех этих субъектов удалось убедить Рютте, что это хотя и самое простое, но худшее решение.

Украинские дипломаты могут рассказать, скольких усилий это стоило.

Итак, в конце концов, 1 ноября нидерландские премьер и глава МИД направили в парламент совместное письмо, где четко отметили, что в национальных интересах Нидерландов и в общих интересах ЕС – завершить ратификацию соглашения.

Хотя это сложное решение, и путь к завершению будет непростым.

В этом письме они отметили, что необходимо завершить ратификацию с учетом результатов референдума, и предложили юридическую форму такого учета – Решение глав государств и правительств во время заседания Европейского совета. Это – официальное название типа решения. Как "резолюция парламента" или "постановление Кабинета министров".

В праве ЕС такие решения относят к атипичным источникам права. Хотя в практике ЕС данная форма применяется не впервые.

Такое решение принималось, например, в 1992 году, когда Договор о ЕС не получил поддержки на референдуме в Дании. Или более свежий пример – в этом году, еще до референдума о Brexit, когда были зафиксированы результаты договоренностей об условиях членства Британии в ЕС. По сути, речь идет о решениях, которые выходят за пределы компетенции Европейского совета как институции ЕС, но касаются всего Европейского Союза и требуют совместного решения государств-членов.

Обычно так решают политически чувствительные вопросы.

Такие, как в ситуации с Нидерландами и ассоциацией.

То есть выбор формата решения понятен.

Проблема сути

Итак, что же предлагается зафиксировать в решении?

Премьер-министр Рютте определил пять пунктов:

1) соглашение не связана с членством Украины в ЕС;

2) соглашение не содержит положений о свободе движения лиц (что предусматривает право на трудоустройство и проживание);

3) соглашение не содержит положений о совместной обороне Украины и ЕС;

4) соглашение предоставляет Украине доступ к структурным фондам ЕС;

5) борьба с коррупцией является одним из важнейших элементов сотрудничества с Украиной.

Откровенно говоря, для Украины не проблема с этим согласиться.

Борьба с коррупцией действительно является одним из краеугольных элементов сотрудничества с ЕС. Это показал опыт выполнения плана по визовой либерализации.

ЕС предоставляет много финансовой поддержки Украине. В Соглашении этому посвящен целый Раздел IV. Но мы никогда не требовали и не договаривались о доступе именно к структурным фондам.

В соглашении нет и не может быть положений об общей безопасности и обороне хотя бы потому, что ее нет в ЕС (в отличие от НАТО). Зато в Соглашении есть положения о сотрудничестве в сфере безопасности (статьи 7, 10–13 Соглашения)

Соглашение не дает украинским гражданами права свободно жить и работать в ЕС на таких условиях, как, например, граждане Польши в других государствах-членах ЕС. Но в то же время – и это ни у кого не вызывает сомнения – Соглашение содержит положения и о движении граждан (статья 19), и о недискриминации украинских граждан, легально работающих в государствах-членах Евросоюза (статья 17), и о неухудшении и стимулировании к улучшению доступа украинцев к рынкам труда в ЕС (статья 18). Пример открытия для украинцев рынке труда в Польше является показательным.

В конце концов, Соглашение не содержит положений о перспективе вступления Украины в ЕС.

При этом есть ряд абзацев преамбулы (с третьего по шестой), в которых Украина признается европейской страной, имеющей общие с ЕС ценности, и отмечается, что идея интеграции с ЕС имеет широкую поддержку в украинском обществе и что ЕС признает европейские стремления Украины.

Очевидно, что консенсуса в вопросе вступления Украины в ЕС действительно нет, но Соглашение дает все возможности для начала переговоров о вступлении в случае, если такой консенсус однажды будет найден.

Поэтому и с этой обеспокоенностью Нидерландов также не возникает проблем.

В случае, если решение глав государств-членов ЕС с таким содержанием позволит завершить ратификацию Соглашения, его надо немедленно принимать.

Но тут на сцене возникает несколько но.

Проблема процедуры

Во-первых, решение глав государств-членов ЕС – лишь первый шаг в завершении ратификации.

В случае его одобрения премьер подаст в парламент проект решения о завершении ратификации. Сначала законопроект должен быть поддержан Государственным советом Нидерландов. Далее надо поддержать его в нижней палате парламента, да еще и успеть до выборов (назначены на 15 марта 2017 года). И третий шаг – голосование в Сенате, который на выборы пока не идет. На всех этих стадиях существует риск негативного голосования.

Именно поэтому Рютте пытается сделать вид, что это решение столь негативно для Украины, и делает такие резкие заявления.

Во-вторых, все, кому не мило Соглашение об ассоциации, и прежде всего вся армия российских троллей (с должностями или без), уже комментируют и будут еще более рьяно комментировать это решение как нивелирующее смысл Соглашения.

И им безразлично, что это не так.

Поэтому стоит помнить все приведенное выше и не забывать, что решение глав государств-членов на самом деле не меняет ни слова в тексте Соглашения и никоим образом не сужает наше сотрудничество с ЕС.

В-третьих, в стремлении сделать решение глав государств-членов таким же негативным, как и результаты референдума, Нидерланды предложили не только подтвердить, что Соглашение не связано с вопросом членства Украины в ЕС, но и закрепить, что у ЕС нет никаких обязательств относительно членства Украины в будущем. И это на самом деле чувствительный элемент, поскольку он может повлиять на дальнейшую дискуссию о новых членах ЕС.

И именно это является предметом ожесточенных дискуссий.

И каким бы ни был этот пункт решения глав государств-членов ЕС, он на самом деле является лишь кирпичиком в разговоре о будущем ЕС. Так же, как и Brexit.

Мы уже видели такой карамболь в начале 1990-х. В 1992 году было заключено соглашение о Европейской экономической зоне. Мы знаем, что сейчас это объединение государств-членов ЕС и трех стран – Норвегии, Исландии и Лихтенштейна. Но поначалу Норвегия не должна быть членом ЕЭЗ, поскольку намеревалась вступить в ЕС. Но эта идея не получила поддержки на национальном референдуме. Так же Швейцария не стала членом ЕЭЗ из-за результатов национального референдума. Зато с самого начала переговоров членами ЕЭЗ должны были стать Швеция, Финляндия и Австрия. Но они вступили в ЕС, что стало возможным после распада СССР, который требовал нейтралитета этих государств после Второй мировой войны.

Главная мораль – все указанные государства (даже Швейцария) живут в едином регуляторном поле, которое определяется правом ЕС.

Членство в ЕС – важный, но не единственный элемент интеграции в Европе.

Именно на этот опыт рассчитывает Британия, которая должна выйти из ЕС, но не может выжить без интеграции с европейскими рынками. И именно такой сценарий закладывает Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.

Поэтому даже стремление Нидерландов замирить антиЕСовские настроения через такие формулировки в решении глав государств и правительств не должны нас пугать.

Нужно помнить, что Соглашение об ассоциации до сих пор (хотя мне неизвестно, почему) является лучшим оружием противодействия России.

Россия не противодействовала соглашению ЕС с Грузией (правда, предварительно оккупировав часть ее территории), не видит никаких проблем в одновременном существовании соглашений с ЕС и СНГ для Молдовы. Мы только догадываемся, почему, но Россия как огня боится вступления в силу украинского Соглашения об ассоциации с ЕС.

Поэтому нам нужно и решение глав государств-членов ЕС, и дальнейшее успешное завершение ратификации.

Для того чтобы Соглашение вступило в силу и мы начали совместно говорить о будущем Европы. И нам будет что сказать в общеевропейской дискуссии.

Автор: Тарас Качка,

заместитель исполнительного директора Международного фонда "Відродження",

член переговорных команд по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС в 2007–2011 годах

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.