Шоколад раздора. Как Сербия и Хорватия оказались на пороге торговой войны

Понедельник, 19 декабря 2016, 14:20 — Наталья Ищенко, для Европейской правды

Всю прошлую неделю Балканы сотрясал громкий скандал, начавшийся с простого поста в хорватском сегменте Facebook и публикации в региональном издании.

В конце концов, скандал получил собственное название, серию фотожаб, подтолкнул к проведению флешмобов, акций протеста, вынудил руководителей стран его комментировать, экспертов – проводить серьезные исследования, и, наконец, стал частью общего процесса обострения ситуации на Балканах.

Все началось с того, что в начале декабря президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович побывала с визитом в Дубровнике. Город отмечал День защитников и печальную годовщину – 25 лет сильнейших обстрелов во время нападения Югославской народной армии в 1991 году.

Приближается католическое Рождество, и в ходе визита президент встречалась с детьми и раздавала им сладкие подарки.

Когда малыши развернули пакеты, то увидели... шоколадку, изготовленная компанией Pioner из Сербии!

Стоит объяснить драматизм ситуации: город отмечает День защитников, которые защищали Дубровник от "сербско-четницкого" войска, а хорватский президент именно в это время дарит сербские конфеты. Наверное, только украинцы могут ощутить все нюансы ситуации и представить, какой шум поднялся в соцсетях и СМИ.

 

"Родители в шоке", написало местное издание Dubrovački dnevnik и разместило скрин поста в Facebook с фотографией сербской шоколадки, которая была в подарке от президента. Под статьей (конечно!) началось оживленное обсуждение всех аспектов прошлой и сегодняшней жизни региона, а саму информацию (как это знакомо!) мгновенно подхватили пользователи ФБ и журналисты центральных хорватских медиа и соседних стран.

Колинда Грабар-Китарович вынуждена была оправдываться. Она признала, что, как руководитель страны, должна продвигать отечественные продукты, заявила о своей поддержке кампании "Покупайте хорватское" и пообещала прислать детям Дубровника подарки, произведенные в Хорватии.

"Случай сербской шоколадки", или "шоколадный скандал" ("afera čokoladica") не остался без внимания в Сербии. Директор кондитерской фабрики Pioner из сербского города Суботица Мирослав Алексич заявил, что "у шоколада нет национального цвета".

Политики же оказались гораздо менее политкорректными. Например, лидер сербских ультранационалистов Воислав Шешель, который только два года назад вернулся на Родину после заключения в Гааге, саркастически написал в Твиттере, что отправил "дорогой Колинде" полный грузовик шоколада, и выразил надежду, что часть сладостей достанется "сербским детям Дубровника".

А чиновники из Белграда вообще обвинили хорватского президента в протекционистской политике и этнической нетерпимости.

По мнению президента Сербии Томислава Николича, извинения хорватской коллеги за раздачу сербских шоколадок является четким сигналом того, что Хорватия не хочет хороших отношений с Сербией. "Если спорными являются шоколадки, то спорными являются и сербы", – добавил министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич.

На фоне этих ярких заявлений тот факт, что Хорватия создала препятствия на пути Сербии в Евросоюз, стал лишь частью "шоколадного скандала". Ведь именно Хорватия заблокировала открытие главы 26 ("Культура и образование") в переговорах Сербии с ЕС, в результате чего сербский премьер-министр Александр Вучич покинул Брюссель в знак протеста.

В какой-то момент обвинения в адрес хорватов в "шоколадной дискриминации" объединились с другими претензиями Сербии относительно текущей хорватской политики (там флаг держали не с тем рисунком, там на могиле выгравировали не ту надпись, там переговоры с ЕС заблокировали) и начали звучать такие слова, как "фашизм" и "усташи", а также заявления о том, что Сербия больше никогда не позволит "вспышек бури" со стороны Хорватии (прозрачный намек на военную операцию "Буря").

Президент Колинда Грабар-Китарович назвала заявления сербских политиков "риторической агрессией" и добавила, что такая риторика не поможет стране войти в ЕС.

Ситуация развивалась настолько быстро, что впоследствии медиа заговорили об экономической войне.

В ответ на кампанию "Покупайте хорватское" и заблокированные переговоры с ЕС в Сербии инициировали кампанию против хорватских товаров.

Несколько супермаркетов ТМ IDEA (которые являются частью хорватской сети KONZUM и занимают треть сербского рынка розничной торговли) активисты обклеили плакатами и зарисовали надписями, суть которых сводилась к призывам не покупать продукты хорватских производителей и не ходить в магазины, принадлежащие хорватским компаниям.

 

Например, сербские журналисты вдруг выяснили, что 30% от продажи кофе хорватских брендов Grand и Bonito (продают чуть меньше половины всего кофе на рынке Сербии) идет в пенсионные фонды, из которых выплачиваются денежные средства в том числе и ветеранам войны. "Не хотим даже запаха хорватского кофе слышать!" – заявили активисты движения за бойкот товаров из Хорватии.

"Мы еще вчера в помещении Ассоциации пили только Grand, но по состоянию на сегодняшний день мы остановили закупки и купим любой другой кофе", – сказал президент Ассоциации участников вооруженного конфликта в бывшей Югославии в сербском городе Нови-Сад Желько Вукелич.

Курс на отказ от хорватского кофе и акции против IDEA пока стали главным ответом на дискриминацию сербских шоколадок и блокирование Хорватией переговоров Сербии с ЕС.

Но сербские специалисты пытаются прогнозировать дальнейший ход событий и анализируют соотношение инвестиций, структуру экспорта и импорта двух государств, части рынка, которые занимают компании из соседней страны.

Хорватские эксперты на страницах прессы утоляют страсти, как могут: рассказывают о космополитизме рыночных отношений, преимуществах свободного рынка, плюсах работы с иностранными кампаниями.

Точку в споре попытался поставить хорватский премьер Андрей Пленкович. В воскресенье, выступая на национальном телевидении, руководитель правительства признался, что у него проблем с тем, чтобы съесть сербские конфеты. По его словам, он достаточно любит шоколад, чтобы не смотреть на то, кто его произвел.

Но сможет ли такое признание остановить скандал? Особенно когда стороны конфликта уже достаточно "накалились".

Тем временем медиа всерьез обсуждают возможное развитие и последствия взаимного бойкота товаров и услуг.

 

Автор: Наталья Ищенко,

предприниматель из Черногории,
активист украинской общины

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.