Евроинтеграция и выборы: о чем избегают говорить кандидаты в президенты

Среда, 10 октября 2018, 14:30 — , Европейская правда
Фото: president.gov.ua

Присутствие евроинтеграционной тематики обещает быть довольно существенным во время президентской избирательной кампании.

Символическим введением ее в эксплуатацию стало инициированное президентом голосование за изменения в Конституцию относительно закрепления там курса на членство в Евросоюзе и НАТО - также из предвыборных соображений охотно поддержанное большинством политикума и потенциальными кандидатами в президенты. Правда, это отнюдь не остановило ожесточенные споры о том, кто из них настоящий евроинтегратор и сторонник вступления в ЕС - а кто позорный агент Кремля.

В украинском политикуме действительно усиливается сопротивление проевропейским реформам, даже среди вроде бы проевропейских политических сил.

Тем более насущной является потребность в том, чтобы тема евроинтеграции во время предвыборных дискуссий не была сведена к примитивному "за" или "против" ЕС, или - кто больше "за", а кто меньше.

Для президента Украины, в чью сферу ответственности входит внешняя политика, критически важно глубокое видение международных процессов, способность смотреть далеко вперед и понимать вызовы. Для кандидатов на должность президента - подтвердить эти качества во время кампании.

Другой Евросоюз

Внешних вызовов сейчас очень много. Киеву уже теперь нужно корректировать свои традиционные подходы.

В частности, теряет смысл или становится второстепенной многолетняя мантра о том, что ЕС должен как можно скорее предоставить нам перспективы членства. Еще более бессмысленными и популистичными будут предвыборные обещания вступления в Евросоюз "в течение лет, а не десятилетий".

С одной стороны, в Евросоюзе до сих пор нет единства по поводу возможного членства Украины, и никаких признаков близких изменений не наблюдается. С другой - сложные процессы в самом ЕС подсказывают, что Украине следует думать о новых и значительно более сильных вызовах, чем неполучение перспектив членства.

Всем очевидно, что Евросоюз сегодня - цепь с рядом слабых звеньев. Несколько государств-членов активно демонстрируют свою способность если не подорвать, то существенно угрожать действительно выдающимся достижениям и результатам, к которым ЕС пришел за предыдущие 60 лет своего существования.

Каждое из этих слабых звеньев по-своему расшатывает общеевропейскую конструкцию.

Польша и Венгрия угрожают общим ценностям. Италия утопает в популизме и пренебрегает правилами, обеспечивающими стабильность евро. Австрия, где в правящую коалицию входят ультраправые, уже заслужила имидж "друга Путина", и остается только гадать, до какого предела дойдет эта дружба и чем обернется для Евросоюза. Она в симпатиях к Кремлю далеко не одинока - в ЕС уже фактически сформировалась австрийско-итальянско-венгерская пропутинская ось, и сторонники Москвы так или иначе есть и в других странах.

Сейчас никто не может сказать, каким будет ЕС через десять или двадцать лет.

Изменения в современном мире имеют свойство происходить все быстрее, в том числе в Европе. Так, еще недавно вряд ли можно было предположить угрозу такой большой деградации Совета Европы.

Поэтому вполне возможно, что со временем мерилом успехов в европейской интеграции станет не получение перспектив членства в ЕС или и более высоких статусов на пути к союзу.

Более того, формальное участие в общеевропейском интеграционном образовании, может, и не будет основополагающим для того, чтобы стать полноправным и весомым участником объединенной Европы - как бы парадоксально это ни звучало.

Скажем, та же Турция является кандидатом и даже прошла часть переговоров о вступлении в ЕС - но при нынешних внутренних тенденциях страна лишает себя перспектив европейского будущего. При этом Великобритания после выхода из ЕС безусловно останется органической частью общеевропейского пространства - как Швейцария или Норвегия.

Или смоделируем ситуацию с Украиной: мы можем провести блестящие реформы и отвечать всем требованиям для начала переговоров о вступлении в Евросоюз, однако условная Венгрия это заблокирует, и как действующий член ЕС будет иметь на это право. При этом будучи, опять же условно, на то время менее европейской, чем Украина.

План "Б" для Украины

Все это должно было побудить украинский политикум к соответствующей реакции и пересмотру подходов.

Конечно, стоит стремиться к членству в ЕС и ставить это официальной стратегической целью - и одновременно учитывать реалии и вызовы и размышлять над планом "Б". То есть над успешной реализацией своего евроинтеграционного выбора и соответствующего направления внешней политики в условиях, если стандартный путь - получение перспектив членства, заявка на вступление, переговоры и т.д. - по тем или иным причинам станет нерациональным, неясным или и вовсе нереальным.

Как и что делать в этом случае, какими могут быть другие евроинтеграционные алгоритмы? Политикам, кандидатам в президенты и их командам здесь есть о чем думать и дискутировать.

Примерно год назад президент Порошенко заявил, что целью Украины является присоединение к Шенгенской зоне, энергетическому и таможенному союзам ЕС, а также интеграция в Единый цифровой рынок. Те его инициативе были преимущественно раскритикованы экспертной средой и без энтузиазма восприняты Евросоюзом - но это не значит, что следует отказываться от выработки украинского видения возможных нестандартных путей или каналов евроинтеграции либо корректировки текущей ситуации.

Прежде всего выглядит так, что нынешние проблемы Евросоюза означают для Украины еще большее давление времени и необходимость ускорения евроинтеграционных преобразований.

На сегодня ЕС для Украины - ориентир, главный донор и важный двигатель для проведения изменений и модернизации страны. Но сохранит ли или как надолго сохранит он свою привлекательность, хватит ли у него и дальше заинтересованности, единства или способности поддерживать Украину?

Вполне возможно, что ничего существенно не изменится за несколько последующих лет - однако учитывая нынешние тревожные сигналы, стоит смотреть максимально вперед и наиболее полно использовать нынешние возможности сотрудничества. В частности, и задекларированный самим Евросоюзом принцип "больше за большее" - то есть более существенную поддержку как результат быстрого продвижения по пути реформ. Нужно спешить.

Или вот еще. Если ЕС так и не сможет предоставить нам перспективы членства в течение ближайших 5-8 лет, а Украина завершит выполнение Соглашения об ассоциации и будет готова к более глубокой интеграции - как действовать в этом случае, с чего начинать уже сейчас, каким должен быть алгоритм дальнейшей европеизации страны?

Это вопрос и для внутренней дискуссии и выработки стратегий - и для дипломатического диалога с Европейским Союзом.

Ведь в практической плоскости он может возникать именно во время следующей президентской каденции.

Или еще другое. Украине по многим соображениям - от интеграции до геополитики - очень важно, чтобы Евросоюз оставался монолитным.

Все европейское направление внешней политики рассчитано, исходя из этого. В то же время есть вероятность, что ЕС может перейти впоследствии к модели "разноскоростной Европы", и об этом уже давно говорят - когда разные группы стран будут находиться на разных евроинтеграционных глубинах. Что могут означать для Украины и ее европейских стремлений дальнейшие разногласия внутри ЕС и разное видение его государствами-членами своих выгод от участия в союзе?

Есть много аспектов и вещей, которые вместе должны были составлять евроинтеграционный контекст предвыборных дискуссий кандидатов в президенты.

Это было бы гораздо продуктивнее и предметнее, чем взаимные обвинения в нежелании продвигать Украину в Европу или непрерывный популизм с объявлением тех или иных дат присоединения к ЕС.

Ясно, что предметом предвыборных дискуссий должно стать и нынешнее состояние выполнения Украиной евроинтеграционных обязательств - в рамках Соглашения об ассоциации и других форматов.

Важно понимать: у нас нет другой программы модернизации, но одновременно и спасения. Поэтому хотя бы из элементарного чувства самосохранения Украина не может себе позволить тормозить или саботировать этот процесс независимо от того, план "А" она будет реализовывать в будущем или план "Б". Без успешных внутренних преобразований любые дальнейшие евроинтеграционные расчеты не будут иметь смысла.

В идеале, в будущем Украина должна стать крепким звеном объединенной Европы независимо от того, будет ли она членом Евросоюза или нет. А кандидаты в президенты должны представить свое видение того, как к этому прийти.

Автор: Анатолий Марциновский,

"Европейская правда"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.