Стену рушат – кирпичи летят: какие последствия будет иметь бюджетное поражение Трампа

Понедельник, 28 января 2019, 14:52 — , для Европейской правды
Фото: defensenews.com

Временная – всего на три недели – приостановка "шатдауна" подвела своеобразный итог первой половины каденции Дональда Трампа.

Устойчивое сопротивление Демократической партии поставило под угрозу реализацию ключевых предвыборных обещаний Трампа, что существенно уменьшает его шансы на повторную каденцию.

Ситуация с "шатдауном" стала показательной – еще никогда противостояние в верхах власти не имело такого прямого влияния на жизнь страны.

Страна с застывшей экономикой

Тема "шатдауна" стала личной для каждого конкретного американца, который нес потери от приостановки деятельности государственных учреждений, предприятий и служб.

"Шатдаун шатдауна": Трамп возобновил финансирование правительства США, но только на три недели

И речь идет не только о 800 тысячах государственных служащих, которые с конца декабря 2018 года вынуждены были либо работать без оплаты, либо находились в неоплачиваемом отпуске. Речь также идет и о сотнях тысяч американцев, если не миллионах, которые не будучи государственными служащими, тем не менее, оказались в затруднительной ситуации в связи с "шатдауном".

Находясь здесь, в США, это ощущаешь если не на каждом шагу, то в разговорах со многими местными. Например, ряд покупателей недвижимости, прежде всего из числа государственных служащих, лишенных заработка в период "шатдауна", и тех, кто получает государственную пенсию (например, бывшие военнослужащие), вынуждены были приостановить процедуру приобретения жилья.

Продавцы при этом не могут продать свою собственность в запланированные сроки. Риелторы теряют свои комиссионные, банк, который собирался предоставить покупателю кредит, не может зарабатывать проценты по кредиту.

Другие компании, которые задействованы при продаже-покупке домов (от компаниий по проверке имущества и координатора транзакций до фирм, занимающихся борьбой с термитами), не могут зарабатывать деньги за свои услуги.

Кроме личной и корпоративной выгоды, затронут государственный интерес. С недополученных доходов деньги в виде личных расходов не возвращаются обратно в экономику. С сорванных сделок не выплачиваются налоги в бюджет штата и в федеральную казну. И это не говоря уже о повседневных расходах и оплате ежемесячных счетов.

Между плохим и худшим

25 января Дональд Трамп достиг с лидерами Конгресса предварительного соглашения о возобновлении работы правительства и временном прекращения "шатдауна". 

По факту президент США утвердил работу правительства на три недели, до 15 февраля, оставив для дальнейших переговоров вопрос о тех бюджетных $5,7 млрд на строительство стены на границе с Мексикой, которые, собственно, и привели к "шатдауну".

При этом Дональд Трамп в своем пятничном заявлении о возобновлении работы бюджетных структур четко дал понять, что его решение пойти на сделку с Конгрессом продиктовано заботой о тех американцах, которые пострадали от бюджетного кризиса последнего месяца, нежели уступкой демократам. Он пообещал, что сотрудники федеральных органов, которых он назвал "невероятными патриотами", получат зарплату за время "шатдауна" в полном объеме.

Ближе к вечеру пятницы Трамп подписал указ о возобновлении работы федерального правительства страны.

Впрочем, нынешнее перемирие – это всего лишь передышка перед следующим броском, элементарный выпуск пара недовольства и ослабление критики в адрес главы Белого дома.

А о том, что Дональд Трамп настроен решительно отстаивать свой курс на выбивание тех самых почти 6 млрд долларов, свидетельствует уже ранее обнародованный месседж-страшилка. 24 января на встрече в Белом доме по вопросам торговли Дональд Трамп напомнил о своей "другой альтернативе", которую он может применить в качестве "вынужденной" меры в ответ на неуступчивость демократов.

В данном случае тут идет отсылка к его же пресс-конференции 4 января – тогда президент США предостерег американский истеблишмент противостоять его попыткам довести до конца дело возведения американо-мексиканского барьера. Американский президент недвусмысленно дал тогда понять, что может прибегнуть к режиму "national emergency" – чрезвычайного положения, в течение которого стена может быть достроена "очень быстро" и без одобрения высшего законодательного органа страны.

Кроме того, Дональд Трамп все на той же пресс-конференции 4 января не постеснялся заявить, что в случае провала переговоров с Конгрессом "шатдаун" может продлиться "месяцы и даже годы".

Впрочем, как шутят в США, Америка живет в состоянии чрезвычайного положения с момента инаугурации Трампа.

Не случайно один из самых авторитетных сенаторов, независимый депутат от штата Вермонт Берни Сандерс в своем выступлении перед Сенатом в пятницу 25 января, буквально через пару часов после оглашения Дональдом Трампом трехнедельного перерыва, жестко осудил его готовность снова "закрыть" правительство, если не добьется своего: "...думаю, что американскому народу давно пора сказать этому президенту, что он не диктатор, он не король, он не деспотичный правитель Саудовской Аравии, он не его авторитарный друг Владимир Путин, он – президент Соединенных Штатов. И он не может и не должен продолжать угрожать закрытием этого правительства и держать в заложниках сотни тысяч федеральных служащих".

Тем не менее, означает ли то, что при такой своей жесткой, в стиле шантажа, риторике Дональд Трамп начинает проигрывать битву за стену своим оппонентам, пойдя на уступки законодателям 25 января?

В поисках компромисса

Негативный социальный эффект от "шатдауна" – всего лишь вершина того внутриамериканского политического айсберга и следствие политического противостояния в США.

Напомним, в конце прошлого года Республиканская партия потеряла большинство в Палате представителей – нижней палате Конгресса США, что сделало демократов куда более неуступчивыми в попытке Дональда Трампа навязать "свою игру". Что и дало свои результаты на прошлой неделе.

Но, судя по всему, если Трамп и проиграл битву, то не факт, что войну.

Ведь в условиях жесткого оппозиционного клинча с демократами и многогранного разбирательства вокруг персоны самого президента, Трампу нужно не просто думать о переизбрании на второй срок; а скорее о том, как для начала максимально успешно пройти второй двухлетний отрезок своего первого президентского срока. А значит, нужно действовать.

Действовать в направлении, как минимум, своих предвыборных обещаний. Ведь частично в основе нынешнего бюджетного кризиса лежит попытка выполнить обещания, с которыми Дональд Трамп шел на выборы еще в 2016 году. А ведь весь президентский путь Дональда Трампа подчинен стратегической формуле "сделать Америку снова великой", что выходит далеко за рамки только лишь темы пограничной стены.

Другое дело, что начало нового "шатдауна", да еще и через введение чрезвычайного положения, было бы "too much" даже для Трампа.

Не исключено, что этот трехнедельный промежуток перед потенциально возможным "шатдауном" будет использован американским президентом для улучшения своих позиций перед вызовами многочисленных расследований.

Вплоть до приобретения индульгенции от начала процедуры импичмента в обмен на более скромное финансирование строительства стены на границе и большую уступчивость по другим вопросам. Еще до "шатдауна" демократы все же готовы были выделить на строительство $1,3 млрд, а значит, вполне возможно, в ходе переговоров сторонам удастся выйти на компромисный бюджет.

Если, конечно, демократы не решат развивать свой успех и идти до конца, подставляя страну под угрозу нового "шатдауна".

Дилемма Трампа

При всей решительности Трампа продолжить строить стену и после 15 февраля, его возможности для маневров все же ограничены.

Как подчеркнул член верхней палаты Конгресса республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм, известный своей поддержкой Трампа, в случае несогласия демократов на финансирование строительства стены президент должен объявить чрезвычайное положение. Это довольно таки последовательная позиция, учитывая то, что ранее, в самом начале января 2019 года, Линдси Грэм недвузначно обрисовал перспективы стены и Дональда Трампа: проигрыш борьбы за стену, вероятно, будет означать конец его президентства.

Впрочем, даже тут у Трампа есть выход – отказ от "заветной мечты-стены" всегда может быть оправдан силой демократических традиций Америки и мантрой о том, что интересы американских граждан превыше всего, "а не какая-то там стена" и упершийся в стену "шатдаун".

Собственно говоря, что абсолютно нормально в демократическом обществе, где интересы нации ставятся на порядок выше узкокорпоративных интересов, даже президентских. Именно это и имел в виду Берни Сандерс, напомнив Трампу, что он является президентом Соединенных Штатов.

Так что и в Белом доме, и в Капитолии предстоящие три январские морозные недели будут жаркими.

А пока Дональд Трамп готовится к озвучиванию 29 января своего ежегодного послания Конгрессу "О положении страны", которое чуть было не сорвалось все из-за того же "шатдауна"...

Автор: Сергей Глебов, 

заместитель директора Института социальных наук Одесского национального университета имени Мечникова

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: