Голоса миллионной диаспоры: может ли голосование за рубежом определить результат выборов

Четверг, 28 марта 2019, 11:55 — , Европейская правда
Фото УНИАН

Отдать свой голос в первом туре выборов президента Украины можно будет уже в это воскресенье. Голосование начнется в 8 утра и продлится до 8 вечера... но есть те украинцы, которые смогут проголосовать уже тогда, когда в Киеве еще будет суббота, или на следующий день, в понедельник.

Речь идет, конечно, об украинцах за рубежом – студентах, трудовых мигрантах, дипломатах, просто путешественниках и, наконец, "новых диаспорянах" – тех, кто выехал за границу на постоянное жительство, но остался гражданином Украины. Первый зарубежный участок откроется еще 30 марта, в 23:00 по киевскому времени, в австралийской Канберре, а завершатся выборы 1 апреля, в 6 утра по Киеву, в нашем генконсульстве в Сан-Франциско.

Сколько украинцев сейчас живет, работает или учится за границей?

Точных цифр нет ни у кого, но можно с уверенностью говорить:

речь идет о нескольких миллионах избирателей.

Так, недавно в Польше довольно интересным методом – с помощью смартфонов – подсчитали количество украинцев. Эта методика показала, что в январе на польской территории находилось 1,27 миллиона наших граждан. Польские власти приводят еще более высокие оценки.

Около сотни тысяч украинцев легально работают или учатся в Чехии, еще несколько десятков, как считается, находятся там нелегально или полулегально – например, в пределах безвизовых 90 дней.

А еще Италия, Испания, Португалия, Германия...

Не стоит забывать и о России. Точное количество наших граждан на территории государства-агрессора подсчитать непросто. Российские власти говорят о двух миллионах украинцев, хотя с учетом крымчан их, вероятно, намного больше.

Но если у избирателей в России не будет возможности проголосовать без выезда за пределы государства-агрессора (участки в России на этих выборах не открывали из-за угроз для безопасности), то в других странах живут украинцы, которые имеют право вполне легитимно, правомерно претендовать на участие в определении будущего своей страны.

Здесь очень уместен пример наших соседей – Молдовы, где явление "новой диаспоры" еще больше выражено, чем у нас. Даже по официальным данным, около 10% граждан Молдовы выехали за границу на постоянное жительство (не считая тех, кто выезжает для эпизодической работы). Скептики вообще говорят о более чем 20% трудовых мигрантов. И хотя за рубежом возможности голосования всегда ограничены, молдавские мигранты превратились в мощную силу.

Они выстраиваются в длиннющие очереди к участкам, а их голоса порой способны даже определить исход выборов.

Черга до виборчої дільниці на виборах президента Молдови у італійському місті Местре
Очередь на избирательный участок на выборах президента Молдовы в итальянском городе Местре
Фото Unimedia

Но лучше всего это иллюстрируют цифры.

В 2016 году на выборах президента Молдовы свои голоса отдали 138,7 тысяч зарубежных молдаван. Это – 8,7% от всего количества избирателей, пришедших на участки! Подавляющее большинство из них поддержали оппозиционерку Майю Санду. В итоге она проиграла Игорю Додону, но разрыв составил всего 70 тысяч голосов – то есть половину от количества проголосовавших на зарубежном округе.

На парламентских выборах 2019 году явка несколько упала (да и отдельные процедурные детали усложнили голосование), но все равно количество голосов на участках за рубежом составило 5,3%. Эти голоса в значительной мере обеспечили неплохой результат прозападной оппозиции (26,8%). В любой стране 5-9% – это очень высокий, порой даже определяющий результат для формирования будущей власти в государстве.

Но в Украине все иначе.

До сих пор влияние голосов из-за границы было очень незначительным.

Предыдущий рекорд активности зарубежные избиратели установили на президентских выборах 2014 года – тогда на участки пришло 72,7 тысячи украинцев. Уже осенью того же года, на парламентских выборах, явка упала – голосовать пришли 40,5 тысяч человек. В 2012 году на выборах парламента вообще пришли только 20,4 тысячи, а на президентских выборах 2010 года – 45 тысяч украинцев за рубежом.

Но даже при рекордной явке 2014 года это – мизерное количество. На фоне 18 млн голосов по всей стране зарубежный округ составил лишь 0,4%.

Стоит ли ждать изменений в этом году, после того, как миллионы наших граждан уехали на заработки за границу?

Ответ категоричный – точно нет. Вполне вероятно (даже почти наверняка), в этом году будет установлен новый рекорд – но он все равно останется мизерным.

И этому есть три причины.

Во-первых, украинское законодательство позволяет голосовать за рубежом только в посольствах, консульствах (таких участков будет 99) и в расположении миротворцев за рубежом (таких лишь два – в ДР Конго и Косове). А вот в Молдове местом голосования может стать даже магазин, если община договорится об аренде, получит согласие ЦИК, обеспечит проведение выборов и т.п.

Во-вторых, непреодолимой проблемой для голосования украинцев за рубежом стало... создание комиссий, кандидатуры в которые подают в первую очередь кандидаты и партии. "Представьте, звоним мы человеку, которого один из кандидатов подал в качестве председателя комиссии, а он об этом впервые слышит. Звоним секретарю, от другого кандидата – и он тоже об этом не знал. Если бы не эта проблема, мы открыли бы в той же Варшаве и второй участок", – пояснил ЕП один из дипломатов, причастных к организации выборов. К тому же, по закону, дипломаты не могут участвовать в работе комиссий. 

В-третьих, участки просто не пропустят такого количества избирателей, которое могло бы достичь хотя бы 1% голосов.

"Когда я работал в Нью-Йорке, у нас проголосовало 2 тысячи человек, и казалось, что больше проголосовать технически не может. Но на следующих выборах процесс удалось организовать так, что проголосовали 4 тысячи", – поделился воспоминаниями Сергей Погорельцев, директор департамента консульской службы МИД.

Абсолютный рекорд пока поставили участки в Италии. В Милане пять лет назад проголосовали 6728 человек, в Риме – 5305. Дальше расти некуда.

Как изменить ситуацию системно?

Пожалуй, единственным вариантом является электронное или почтовое голосование для зарубежных украинцев. Такая система действует в ряде государства, в частности в тех, у которых нет разветвленной сети посольств и консульств. МИД перед этими выборами предлагал ввести электронную систему – но согласия законодателей не получил.

Скепсис противников "электронного голосования" можно понять. Не избежать сомнений в честности подсчета. Нет гарантии свободного голосования (кто знает, не голосовал ли человек под присмотром своих родственников, а то и спецслужб страны пребывания). И, наконец, возникает вопрос, не получим ли мы миллион голосов из РФ, в честности которых никто не сможет убедиться.

Поэтому пока зарубежные украинцы будут голосовать "по старинке", и единственным отличием могут стать... беспрецедентные очереди.

Вспомним фото очередей с молдавских участков в странах ЕС. Есть немалые шансы, что на украинских участках в Польше в этом году мы сможем увидеть очень похожую картину. Хотя в МИД уверяют, что проголосовать смогут все. "За всю историю проведения выборов не было случаев, чтобы кто-то не успел проголосовать. Очереди были, да, но в конце концов голосовали все. И я уверен, что то же самое будет и на этих выборах", – заявил Сергей Погорельцев.

Автор: Сергей Сидоренко,

"Европейская правда"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.