Есть ли жизнь после санкций: что будет делать Украина в случае возвращения россиян в ПАСЕ

Среда, 12 июня 2019, 09:43 — , для Европейской правды
Фото пресс-службы Совета Европы

Сегодня на повестке дня украинской дипломатии хватает непростых сюжетов, но даже самые сложные темы можно и нужно доступно объяснять. Это касается и проблематики Совета Европы и его Парламентской ассамблеи, в которую вполне могут вернуться российские депутаты.

Давайте разберемся, за что мы сейчас на самом деле боремся в СЕ, почему требуем от наших европейских партнеров солидарной и честной позиции, а также почему мы с ними немного по-разному видим ситуацию.

И я готов объяснить, как будет действовать Украина, если возвращение россиян без санкций против них станет реальностью.

В 2014 году мало кто верил, что мы, при поддержке друзей и партнеров, превратим до боли знакомую европейскую "глубокую обеспокоенность" в реальные санкционные шаги. Но Украине удалось сделать это весной 2014-го, а затем повторно – в 2015-м (санкции в ПАСЕ действуют не дольше чем до конца года), да еще и несколько раз отбить атаки на них совместными усилиями дипломатов и парламентской делегации.

Без всякой патетики, но я считал и буду считать, что это был беспрецедентный результат. В подтверждение приведу пример: в 2008-м, после нападения РФ на Грузию, когда российские танки стояли под Тбилиси, ПАСЕ не смогла применить никаких санкций против российской делегации!

Итак, после двух лет санкций, с 2016 года россияне вообще не приезжают в ПАСЕ, поскольку понимают, что снова попадут под удар санкционного молота. И это произошло не само собой: все эти годы мы успешно вели кулуарную дипломатию, строили альянсы, прибегали к публичным шагам. Что мы только не делали.

Но на дворе 2019-й.

И в конце июня перед российскими депутатами хотят расстелить красную дорожку и пригласить их в ПАСЕ без выполнения каких-либо условий, выдвинутых Ассамблеей за пять лет агрессии против Украины.

Это будет как амнистия для преступника, который не просто не раскаялся, а наоборот – открыто говорит, что продолжит совершать еще худшие преступления.

Если это произойдет, Совет Европы рискует стать слабее и потерять доверие не только в Украине. И Европа в целом – к сожалению, тоже.

Важно объяснить: на самом деле двери ПАСЕ никогда не закрывались перед Россией. Даже тогда, когда действовали санкции, россияне имели право быть в ассамблее, выступать, доносить свою позицию. При этом в Москве выбрали самоизоляцию (нет делегации – не на кого налагать санкции).

А в дополнение Россия прибегла к агрессивной форме защиты – финансовому шантажу и перестала платить членские взносы. И, похоже, что эта тактика частично сработала.

Неделю назад регламентный комитет ПАСЕ одобрил проект резолюции, который рассмотрят 24 июня, в первый же день летней сессии. В этом документе СЕ с хлебом-солью в низком поклоне приглашает Россию вернуться. Так же, как ПАСЕ уже поступила однажды – позволив России стать членом Совета Европы в 1996 году, посреди Чеченской войны, на фоне ужасных преступлений, которые совершали российские войска.

Это будет очевидный прогиб.

Читайте также
Без правил для России: как и почему в ПАСЕ согласились снять санкции с агрессора

Такая себе замена европейской колеи на российскую, лишь бы только российский паровоз смог на всех парах ворваться в Страсбург. Игнорируя риск того, что по пути он может разнести весь вокзал.

Это – упадок Совета Европы. Мне грустно наблюдать за этим падением уважаемой организации. Она олицетворяла большую Европу, которая не ограничивается пределами ЕС. Но похоже, ценности и принципы, которые так красиво СЕ защищала и призывала защищать нас, теряют свой смысл, когда надо защитить Россию от ответственности за преступления, которые она же совершила. И будет странно впоследствии говорить о каком-то авторитете организации, которая сама разрушит собственные принципы.

Стоя над пропастью (где он оказался из-за желания помочь России и получить свои деньги), Совет Европы все еще имеет возможность сделать шаг назад.

Спасти и лицо, и собственную репутацию.

Это, в меньшей степени, будет возможным даже в случае возвращения россиян.

Даже приняв резолюцию о собственной капитуляции перед РФ в ее нынешнем виде, ПАСЕ все равно будет иметь возможность применить к российским депутатам некоторые ограничительные меры. Это, в частности, лишение таких прав: вносить проекты резолюций и рекомендаций, вносить письменные декларации, быть докладчиком, инициировать срочные и текущие дебаты и т.д., представлять Ассамблею в других органах СЕ и на других международных мероприятиях.

И если Совет Европы хотя бы немного заботится о репутации, то по максимуму использует тот санкционный инструментарий, которым будет располагать.

Одним словом, даже при печальном для нас развитии событий, санкции в отношении России в Ассамблее могут быть восстановлены.

Что же будет делать Украина в случае возвращения россиян в ПАСЕ?

Могу рассказать, что планирует МИД.

Если Россия получит желанную индульгенцию, не сделав никаких уступок, то наши подходы к участию в Совете Европы станут более прагматичными. Мы не будем делать формальных вежливых жестов в сторону института, дискредитировавшего себя. Украина будет работать над преодолением существующих вызовов – но не будет поддерживать шаги, которые не имеют ничего общего с защитой прав человека, а лишь служат прикрытием политических интересов.

А пока, судя по общению с европейскими политиками, бросается в глаза разница в аргументации европейских парламентариев и топ-дипломатов, которой они подкрепляют резонность возвращения России.

У парламентариев преобладает стремление прийти к новому статус-кво с РФ, не списав все грехи, но немного прикрыв глаза. Поэтому призываю всех украинских депутатов (не только членов ПАСЕ!) активно подключиться к усилиям МИД и членов нашей делегации в ассамблее и общаться со своими коллегами. Необходимо убеждать их, что именно наша позиция верна.

Понимаю, что у всех в голове выборы, но здесь речь идет о национальных интересах Украины. Они, по утверждению всех политических сил – прежде всего. Есть повод это доказать.

А вот в дискуссиях с моими коллегами-министрами часто слышу один примечательный аспект: многие российские правозащитники и представители общественных организаций бьют тревогу, что в случае исключения РФ из Совета Европы российское гражданское общество рискует остаться абсолютно беззащитным лицом к лицу с репрессивной государственной машиной, без последней инстанции в лице ЕСПЧ. Они исходят из того, что потеря этого рычага воздействия на РФ – это однозначно плохо для всех, в том числе для самой Украины.

И эта логика прослеживается даже у наших лучших друзей.

Это, безусловно, существенный элемент.

Мы тоже озабочены тем, чтобы гражданское общество в РФ развивалось и укреплялось. Однако не питаем иллюзий относительно того, кто на самом деле устанавливает правила игры, на которые в российских реалиях, может, и вынужденно, но соглашается добрая половина общественных активистов. И мы прекрасно помним о существовании в России запрета на выполнение решений Европейского суда по правам человека, которые противоречат Конституции РФ – что само по себе является беспрецедентным нарушением для государства-члена Совета Европы.

Вот только нет секрета, что не от всех этот аргумент звучит искренне. И особенно отвратительно наблюдать, как некоторые европейские партнеры прикрывают заботой о российском гражданском обществе свои попытки выручить российскую власть.

В любом случае, жизнь будет продолжаться и после июньской сессии ПАСЕ.

В конце концов, для Украины вероятное возвращение российской делегации в ассамблее почти на российских условиях не станет концом света.

Но будет означать потенциальный конец доверия к Совету Европы.

А еще – станет символическим сигналом того, что вопреки здравому смыслу Европа настроена и в дальнейшем подгонять отношения с РФ к какой-то новой причудливой нормальности.

Успешная отработка этого российского трюка в Совете Европы откроет возможности для его апробации на других международных площадках, например Минской. И именно это я имел в виду, когда говорил, что наши международные партнеры, в случае возвращения РФ в ПАСЕ, будут нести долю ответственности за деградацию "Минска".

Автор: Павел Климкин,

министр иностранных дел Украины,

для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua