С Додоном в коалицию: в Молдове готовят обновление власти с участием "друзей" РФ

Понедельник, 3 июня 2019, 10:25 — , Европейская правда, Кишинев-Киев
Фото пресс-службы Госдумы РФ

Молдова готовится к выходу из кризиса власти. После трех месяцев коалиционных переговоров наконец-то появились шансы на то, что у наших соседей будет создана коалиция.

Это была хорошая новость, а теперь – плохая. По меньшей мере, плохая для Украины.

Большинство и правительство могут сформировать социалисты, которые не скрывают сантиментов к России, и олигархическая Демпартия, которая хотя и декларирует проевропейский курс, но в последнее время побила горшки в отношениях с Брюсселем.

А вот проевропейский блок ACUM, который многие считали шансом на возобновление реформ в Молдове, борьбу за власть проиграл. Точнее, всерьез за нее и не боролся, хотя имел вполне реальный шанс войти в правительство.

Так что новости из Кишинева на следующей неделе будут значить для Украины немало. А события (и бездействие) прошлых месяцев могут стать уроком для украинских демократических сил.

Москва, Брюссель и Вашингтон: все в Молдову!

3 июня, в первый рабочий день лета, молдавскую столицу захлестнут зарубежные визиты. Из Брюсселя сюда прилетит еврокомиссар Йоханнес Хан, из Москвы – вице-премьер Дмитрий Козак, из Вашингтона – руководитель бюро по вопросам Восточной Европы Госдепа Брэдли Фреден.

Небольшая страна, зажатая между Украиной и Румынией, не зря одновременно привлекла внимание трех столиц. На этой неделе здесь решится, будет ли сформирована коалиция, или Молдова идет на досрочные выборы. Но как первый, так и второй вариант могут привести к корректировке курса Молдовы к заметно более пророссийскому.

И это – то развитие событий, которое не оставляет равнодушными ни брюссельских, ни вашингтонских дипломатов.

В конце этой недели исполняется три месяца со дня избрания парламента, а депутаты до сих пор не смогли сформировать коалицию и правительство. А значит, через неделю парламент может быть распущен – если не найдется аргументов в пользу срочного создания коалиции. Сигналы о том, что такая договоренность есть, звучат все громче. Но пока окончательного решения нет, мировые столицы пытаются повлиять на ключевых игроков.

Причем ни у Брюсселя, ни у Вашингтона нет варианта, который бы их устраивал, и не похоже, что такой вариант есть у Москвы.

Но нынешнее безвластие тоже никому не нравится.

В Молдове уже более шести месяцев нет действующего парламента – полномочия предыдущего истекли в ноябре, а новый с марта смог провести только одно учредительное заседание, не принял никаких решений и разошелся для переговоров о коалиции.

Костяк парламента формируют три фракции – Соцпартия (35 депутатов), Демпартия (30) и блок ACUM (26). Для большинства нужен 51 голос, а значит, для распределения власти в государстве две из этих фракций должны были договориться... Но это оказалось крайне непросто.

Три дороги

Главные политические силы Молдовы – это политические антагонисты.

Крупнейшая фракция – Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ). Это официальный партнер путинской "Единой России", что само по себе о многом говорит.

Фактическим лидером ПСРМ является хорошо известный украинцам президент Молдовы Игорь Додон – да, тот самый, который неоднократно называл Крым "российским". И хотя пророссийскость социалистов не является абсолютной (подробнее об этом – ниже), их симпатии к Кремлю более чем очевидны. Собственно, как и их электората.

Между Додоном и "похитителем миллиарда": кого привели к власти парламентские выборы в Молдове

На втором месте – Демократическая партия Молдовы (ДПМ), нынешняя партия власти в стране.

ДПМ контролирует правительство, парламент, почти всех мэров, суды, правоохранительную систему и тому подобное. Декларативно проевропейская и антироссийская, но с большими проблемами в отношениях с ЕС. Глубочайший кризис начался в прошлом году, после отмены выборов мэра Кишинева, на которых победил оппозиционер.

Считается, что Демпартия неформально контролирует еще 10 мандатов – трех "независимых" и семь депутатов популистской партии "Шор", само существование которой является доказательством того, как все плохо в молдавской политике. Ее лидера Илана Шора суд признал причастным к краже миллиарда евро (!) из крупнейших банков Молдовы. Шор был приговорен к 7,5 годам тюрьмы, но остался на свободе, потому что... апелляционный суд уже два года (!) не может найти времени для рассмотрения этого дела.

Наименьший из тройки – оппозиционный проевропейский блок ACUM (эта аббревиатура переводится как "сейчас").

ACUM – новички в парламенте, которые избирались на лозунгах о проевропейских реформах и деолигархизации. По сути, речь идет о борьбе с одним-единственным олигархом, которые есть в Молдове сейчас. Это – лидер Демпартии Влад Плахотнюк, которого в ACUM считают олицетворением зла, что делает союз между ними нереальным.

Даже этого описания достаточно, чтобы понять, как непросто им объединиться. Хотя в повестке дня долгое время была очень неожиданная коалиция.

Франкенштейн, который не спас Молдову

Правящая Демпартия, в адрес которой звучат обвинения в коррупции, злоупотреблениях, политическом давлении и т.д. – была нежелательным партнером не только для ACUM, но и для социалистов. Из-за этого в Молдове абсолютно всерьез говорили об очень неожиданной коалиции между этими оппозиционными силами – пророссийской и прозападной.

И это не шутка. В конце концов, представители этих сил четыре года назад уже сотрудничали – в 2015-2016 годах Кишинев был охвачен уличными протестами, на которых левая и правая оппозиции вместе (и безуспешно) пытались отстранить от власти команду Плахотнюка. Этот антигерой молдавской политики был стимулом для их возможного объединения и сейчас, весной 2019 года. Идея была в том, чтобы создать некую техническую, временную коалицию, которая имела бы одну цель – "деолигархизацию" Молдовы и лишение Плахотнюка влияния на судебную и правоохранительную системы. В ACUM даже утверждали, что у них есть подготовленные "антиолигархические" законопроекты. 

С такой идеей согласились и социалисты.

"Это "коалиция-Франкенштейн", мы все понимаем, что она не будет стабильной. Поэтому она должна проработать год, ну полтора – и когда задачи выполнены, мы спокойно идем на выборы", – объяснял "Европейской правде" Гайк Вартанян, новоизбранный депутат от Соцпартии.

Более того, по слухам, на такое объединение дали добро в Кремле.

Дело в том, что у официальной Москвы чувства к Плахотнюку – не слабее, чем у молдавской оппозиции. Мир – не черно-белый, и одиозный олигарх и "хозяин Молдовы" в последние годы сделал немало для того, чтобы вывести Москву из равновесия.

При нем у РФ нет возможности проводить ротацию своих "миротворцев" в Приднестровье. Российские пропагандистские СМИ столкнулись со значительными ограничениями (новости и политические ток-шоу вырезают из их эфира). Но самой яркой стала история с Дмитрием Рогозиным, до недавнего времени – "куратором Приднестровья" в Москве. В 2017 году, когда Рогозин попытался прилететь в Кишинев, Молдова отказалась принимать рейсовый самолет с вице-премьером на борту; Румыния закрыла для него авиапространство, поэтому авиалайнер российской S7 был вынужден развернуться на полпути и экстренно садиться в Минске.

Эту пощечину в Кремле не забыли.

Но вернемся к "коалиции-Франкенштейну". Ради ее создания Соцпартия согласилась отдать ACUM должность премьера и экономических министров. Социалисты претендовали на спикера, Минобороны и МИД. Но переговоры завершились, по сути, не начавшись. Проевропейская оппозиция отказалась создавать формальную, юридически зафиксированную коалицию и заявила, что хочет получить также пост спикера – временно, на время рассмотрения антиолигархических законов. Соцпартия от такого предложения ожидаемо отказалась, ведь при таком варианте оставалась фактически без власти, что было бы странно для победителя выборов.

Реальной же преградой для "антиолигархической коалиции" стало взаимное недоверие.

Каждая из партий была уверена, что вторая наверняка ее "кинет", как только получит доступ к власти.

Но больше всего от этого проиграл именно ACUM.

Те избиратели, которые голосовали за ACUM в надежде на то, что они смогут сместить Плахотнюка и вернуть государство на путь реформ, могут остаться разочарованными – но так же часть избирателей разочаровал бы и союз с пропутинской партией.

"В румынском языке есть такая формулировка, как ужасная коалиция – когда принципиальные противники должны садиться за стол. Я согласен, что другого варианта нет, что надо идти на имиджевые потери... Сейчас Санду и Нэстасе понимают, что это капкан. С чем идти на следующие выборы? Зачем за вас голосовать, если вы не можете создать коалицию?" – делится размышлениями с "Европейской правдой" новоизбранный депутат от ACUM Оазу Нантой.

"Пророссийские, но не до дна"

По самым популярным расчетам, 9 июня истекает срок переговоров о коалиции, после которых президент Додон получит право распустить парламент. Переговоры ACUM-ПСРМ за три месяца так и не сдвинулись с мертвой точки.

Но все эти три месяца в политических кругах ходили слухи о том, что есть альтернатива.

Что социалисты и "демократы" на самом деле давно готовы объединиться в коалицию, но Соцпартия ищет, как минимизировать вред от этого, да еще и не разругаться со своими партнерами в Москве. Социалисты эти слухи постоянно опровергали.

Но на прошлой неделе ПСРМ и ДПМ сделали заявления о возможности переговоров, а в ближайшие дни социалисты намерены провели заседание руководящего органа партии. Вопрос один: идти ли в коалицию с "демократами", если те выполнят все требования Соцпартии?

Большинство наблюдателей Молдовы убеждены: совет партии даст добро на объединение.

Конечно, не ради должностей – а "ради спасения государства". Ведь кризис откровенно затянулся, а досрочные выборы, если они и состоятся, дадут очень похожий результат – опять будут три партии, и ни одна из них не будет иметь единоличного большинства.

Среди социалистов, кстати, нет единства по поводу того, стоит ли идти на союз с Плахотнюком. Молдавский опыт свидетельствует, что все без исключения партии, которые решились на совместную работу с ДПМ, очень быстро теряли доверие избирателей и исчезали с политического горизонта. И не факт, что социалисты смогут избежать подобной судьбы.

Поэтому вероятность того, что они не договорятся, и парламент Молдовы будет распущен, не стоит полностью исключать.

Между Додоном и "похитителем миллиарда": кого привели к власти парламентские выборы в Молдове

Но для Украины главным является другое: что делать, если "коалиция Додона" все же будет создана?

В этом случае Киев окажется перед непростым выбором.

Но у "Европейской правды" есть основания настаивать: политика нерукоподаваности в отношении действующего президента Молдовы должна сохраняться, пока он не откажется от своих заявлений о "российском Крыме".

Но не стоит кричать "караул" из-за создания "союза друзей Кремля и олигархов". Он может оказаться не таким ужасным, как мы себе представляем. По данным ЕП, украинские дипломаты уже давно слышали о подготовке такой коалиции и получили заверения от обеих сторон: даже с партией Додона в правительстве Молдова не станет абсолютно пророссийской.

Да и в официальных заявлениях социалисты подчеркивают, что они не планируют отказываться от проевропейского курса. В том числе – от ассоциации с ЕС.

"Соглашение об ассоциации должно оставаться. Есть моменты, связанные с квотами, но мы сможем договориться с ЕС. Но ни о каком разрыве ассоциации не может быть и речи! В конце концов, мы же помним, к чему это привело в Украине", – делится размышлениями депутат-социалист Гайк Вартанян.

Конечно, это не значит, что ухода в сторону РФ не будет вообще: при такой коалиции это становится просто неизбежным. Наверняка изменится политика в отношении российских новостей. Не исключено даже, что будут изменения в политике по Приднестровью. И поэтому Киеву важно наблюдать за ними и, по необходимости, действовать. То же самое, без сомнения, будут делать Вашингтон и Брюссель.

Ведь события ближайших недель в Кишиневе могут иметь значение для всего региона. И это – не преувеличение.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды",
Кишинев – Киев

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.