Свободная торговля с ЕС. Начать нельзя отложить

Суббота, 13 сентября 2014, 19:06 — , Европейская правда

В пятницу 12 сентября очередной раунд переговоров представителей Украины, ЕС и России закончился неожиданным результатом.

Евросоюз согласился продлить односторонние торговые преференции для Украины до 31 декабря 2015 года.

Напомним, эти преференции были введены ЕС в апреле, чтобы помочь украинской экономике. В соответствии с ними, ЕС отказался собирать пошлины с украинского экспорта, в то время как европейские товары экспортировались в Украину по старым пошлинам.

Эти льготы должны были действовать до ноября, после чего, как ожидалось, их заменял полноценный режим свободной торговли. Однако, согласно новым договоренностям, теперь действие льгот продлено более чем на год.

Соответственно, Соглашение об ассоциации в части зоны свободной торговли не будет применяться в течение ближайшего года.

Это решение стало неожиданным для всех участников.

Только за два дня до исторической договоренности, во время неофициальных бесед с высокими чинами Еврокомиссии корреспондент ЕвроПравды слышал раз за разом - переговоры в пятницу ничего не принесут, а соответственно - надо ратифицировать Соглашение и готовиться к новым раундам переговоров с россиянами.

Россия также не ожидала такого предложения.

Киев отмечает, что договоренность - исключительно выгодная для украинской стороны. Ведь украинские товары будут экспортироваться в ЕС без пошлин, тогда как пошлины на европейские товары остаются.

Но стоит отметить: такой шаг не означает увеличения доходов госбюджета Украины.

В правительстве прогнозируют, что действие автономных преференций ЕС в течение апреля-ноября сэкономит для украинских экспортеров около 500 млн евро. Эти деньги экспортеры должны были уплатить таможенным органам ЕС, однако теперь смогут сохранить их.

Впрочем, на практике такая либерализация не привела к значительному росту украинского экспорта в ЕС и, соответственно - к росту производства в стране.

Формально, рост экспорта присутствует - по данным Госстата, объем поставок украинских товаров в ЕС вырос на 15%. Но сами предприниматели убеждены, что такой результат получен прежде всего благодаря девальвации гривны (что делает товары более конкурентоспособными), а влияние льготного режима - второстепенный фактор.

Положительный эффект от обнуления европейских пошлин также будет иметь место, но это - дело будущего. Украинский бизнес еще должен найти новых партнеров в ЕС, подписать новые соглашения.

Отметим, что экономический эффект от продления преференций все же существует. Но речь идет не о том, чтобы увеличить бюджетные поступления, а о том, чтобы предотвратить их снижение.

"Помните, как в администрации президента объясняли, почему нельзя спешить с ратификацией Соглашения об ассоциации, а надо дождаться окончания срока автономных преференций.

Аргументом было то, что в случае отказа от пошлин на товары из ЕС потери таможенной службы за два месяца составили бы 500 млн грн - по 250 млн в месяц",- напоминает президент Европейской бизнес ассоциации Томаш Фиала.

Соответственно, продление действия автономных преференций на год сохранит таможенные поступления в госбюджет на сумму около 3 млрд грн.

Однако стоит вспомнить, что несколько месяцев назад украинские чиновники совсем иначе оценивали перспективы и пользу пролонгации автономных преференций. В июне такую возможность для Европейской правды комментировал правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий (сейчас он занимает должность торгового представителя Украины).

Тогда чиновник утверждал, что такой вариант не выгоден Украине.

"Сценарий возможен, но в таком случае мы не получим бонус в виде еще одного годового объема тарифных квот. Кроме того, со стороны ЕС постепенное снижение пошлины происходит очень быстро. Мы можем с начала 2015 года перейти к режиму второго года действия режима свободной торговли.

Это еще больше упростит экспорт в ЕС, что очень выгодно для украинского бизнеса. В случае пролонгации автономных пошлин оно будет отсрочено еще на год. И наконец - режим свободной торговли позволит украинским компаниям интегрироваться в европейскую торговую систему, стать частью крупных торговых цепочек",- заявил три месяца назад Валерий Пятницкий.

Конечно, что такое заявление могло быть не совсем откровенным. Но к изложенным аргументам стоит прислушаться.

Менее чем за пять месяцев действия автономных преференций украинские экспортеры уже использовали годовые квоты беспошлинных поставок пшеницы и кукурузы.

Появление в нынешнем году дополнительной квоты (на которую многие рассчитывали) позволило бы уже сейчас увеличить экспорт, а соответственно - приток валюты в страну.

Также остается проблема того, что без применения ЗСТ будут заморожены переговоры об увеличение квот.

Впрочем, эту проблему можно решить отдельно, договорившись с ЕС, чтобы с 2016 года размеры квот рассчитывались, исходя из норм второго года соглашения.

Третий риск - замораживание модернизации украинской экономики. В значительной степени она зависит от того, уверен ли украинский бизнес в необратимости вступления в силу экономической части соглашения.

Евродепутат Валдис Домбровскис, который вскоре займет пост вице-президента ЕК по вопросам еврозоны и социального диалога, пояснил ЕвроПравде, что отсрочка торговой части соглашения позволит избежать торговой войны с РФ.

"Нынешнее состояние украинской экономики таково, что экономические шоки, которые ожидаются (в случае полномасштабной торговой войны) в ряде отраслей, например в машиностроении, будут непосильными для страны. Поэтому такое решение является целесообразным. Но Украина не отказывается от Ассоциации, как говорят некоторые", - считает Домбровскис.

"Никто не сомневается в том, что Соглашение вступит в силу в полном объеме. Для ЕС было принципиально не допустить Россию к пересмотру этого документа, а потому там решились определенные экономические уступки Украине, размер которых для ЕС самом деле несущественный",- уверен Томаш Фиала.

Но при всех этих аргументах оставляется открытым вопрос - что будет через год?

Очевидно, что экономические претензии России не исчезнут, а соответственно - сторонам придется вновь сесть за стол переговоров.

Теперь у сторон есть в запасе целый год. Но смогут ли они использовать это время?

Ведь аналогичные консультации ЕС, Украины и России, которые ведутся почти полгода, не дали никакого результата.

Россия, как и раньше, говорит ЕС о рисках собственной промышленности, игнорируя контраргументы Украины и ЕС. Можно надеяться, что год действия санкций сделает Москву более внимательной к чужим аргументам?

Распространено такое объяснение: мол, за год украинская экономика выйдет из кризиса, а потому - у нас будет больше сил простоять экономическому шантажу восточного соседа. Действительно, сейчас, в условиях резкого падения ВВП страны, таких возможностей у Украины нет.

Но появятся ли эти возможности через год? Есть ли хоть кто-то из экспертов, кто ожидает восстановления экономики за такой короткий срок?

В некоторых международных финансовых организация, в частности - в ЕБРР прогнозируют продолжение падения украинской экономики и в 2015 году. Но станет ли украинская экономика сильнее на момент завершения срока действия торговых преференций?

Ответ на эти вопросы почти наверняка - слово "нет".

В таком случае - что дает Украине заморозка на год ее торгового спора с Россией?

Тем более - после того, как в Кремле поняли, что у них достаточно возможностей влиять на документ, подписанный двумя суверенными сторонами.

Именно это - демонстрация того, что Кремль способен диктовать условия - в конце концов и является главным результатом брюссельской договоренности от 12 сентября.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: