Дискриминация наоборот. Итоги работы Нацагентства по аккредитации

Вторник, 7 апреля 2015, 14:00 — Татьяна Слипачук, ITFC
nfspain.com

В недавней статье на "Европейской правде" был поднят вопрос неудовлетворительности нынешней работы Национального агентства по аккредитации Украины (НААУ).

Это немаловажный вопрос, поскольку от успехов ведомства по адаптации европейских стандартов часто зависит успех выхода украинских экспортеров на рынки стран ЕС. Ведь НААУ является государственным органом, отвечающим за проведение аккредитации органов по оценке соответствия, а поэтому агентство играет важную роль в обеспечении режима беспрепятственной торговли.

Попробуем детальнее рассмотреть, какие последствия для Украины имеет нынешняя работа НААУ.

Поскольку на данный момент Украина поставила перед собой задачу привести систему технического регулирования в соответствие с требованиями ВТО и ЕС, возникшие трудности в функционировании НААУ стоит рассматривать в двух плоскостях, а именно в контексте Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле ("Соглашение ТБТ") и в контексте Соглашения об ассоциации Украина–ЕС.

Соглашение ТБТ в первую очередь направлено на защиту иностранных производителей от неоправданных и произвольных ограничений в торговле.

Среди таких ограничений – и усложненные процедуры оценки соответствия.

Важно, что НААУ само не проводит оценку соответствия, а лишь отвечает за вопросы аккредитации органов по проведению такой оценки. Следовательно, процедуры оценки соответствия если и усложняются, то только опосредствованно.

Более того, Соглашение ТБТ основано на общих принципах, согласно которым государство должно обеспечить адекватную и авторитетную техническую компетенцию соответствующих органов оценки соответствия в экспортирующей стране, с тем, чтобы была уверенность в долговременной надежности результатов оценки соответствия.

Согласно этим принципам процедуры оценки соответствия не должны разрабатываться, утверждаться и применяться таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий для международной торговли. Но тут речь идет скорее о самих процедурах оценки соответствия, нежели о деятельности органа, который эти процедуры проводит, или же органа, проводящего аккредитацию органов по оценке соответствия.

В случае с НААУ возникает "дискриминация наоборот", поскольку от неэффективной деятельности страдают национальные производители.

Для иностранных производителей барьеров в форме усложненного доступа на рынок из-за неэффективной работы НААУ пока не существует, и оснований prima facie говорить о прямом нарушении норм Соглашения ТБТ нет.

Однако в части доступа украинских товаров на европейский рынок неэффективная деятельность НААУ существенно препятствует процессу сертификации украинских товаров. Так, для поставки на рынок ЕС украинская продукция должна быть сертифицирована нотифицированным органом, который признан в ЕС.

Для этого украинский орган по оценке соответствия должен пройти три этапа:

1) получить аккредитацию (разрешение) на национальном уровне (в Украине такое разрешение выдает именно НААУ);

2) быть "нотифицированным" в Европейской комиссии;

3) быть занесенным в систему NANDO.

На данный момент ни один из сертифицированных органов Украины не включен в систему NANDO.

Причиной является то, что НААУ до сих пор не имеет права осуществлять аккредитацию органов сертификации, о чем говорится в статье на "Европейской правде".

Нельзя забывать, что в части Соглашения об ассоциации Украина взяла на себя обязательство осуществить административные и институциональные реформы в соответствии с Соглашением об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (Соглашение об оценке соответствия).

Обязанность заключения данного Соглашения между Украиной и ЕС предусмотрена в Соглашении об ассоциации (после заключения Соглашение об оценке соответствия будет добавлено как дополнительный протокол к СА).

То есть неэффективная деятельность НААУ может значительно усложнить и без того нелегкий процесс выполнения обязательств Украины по гармонизации и адаптации технических регламентов и стандартов к европейским требованиям.

 

Автор: 

Татьяна Слипачук,

глава правления

ОО "Украинский центр содействия инвестициям и торговле" (ITFC)

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua