Культурная дипломатия против гибридной войны

Четверг, 8 октября 2015, 13:12 — Андрей Витренко, заместитель министра культуры по евроинтеграции

В июле в Министерство культуры с предложениями о сотрудничестве обратился Украинский институт в Швеции.

Название звучит официально, но Институт – общественная инициатива, начатая в 2014 году небольшой группой украинских активистов в Стокгольме. Ее цель – распространение украинской музыки и кино, результат – несколько концертов для шведской аудитории и организация фестиваля украинских фильмов.

В ответ на предложение мы заключили Меморандум, но со стороны министерства это был скорее жест политической поддержки и благодарности. Поскольку оказывать ресурсную поддержку таким проектам мы не можем, это должна делать специальная организация, ответственная за культурную дипломатию.

Но на тот момент ее просто не было.

Украинское правительство сейчас находится на финальной стадии подготовки проекта, который в Киеве безуспешно пытались реализовать с 1993 года (хотя с разным уровнем желания и профессионализма).

Да, были идеи и предложения. Они звучали еще от первой волны энтузиастов, которые говорили о важности культуры, но их мало кто понимал во времена нищих 1990-х. Были призывы от нашей мощной диаспоры, чьи советы тогда мало кто слышал внутри страны, от первой демократической команды "Оранжевой революции", чьи инициативы мало кто поддержал реальными действиями и преданностью делу.

Сейчас – наконец – и власть, и гражданское общество, и профессиональное сообщество пришли к согласию о том, что культура – наш второй фронт. И что быть сильным на этом фронте – чрезвычайно важно. Порой это даже важнее дипломатических побед или циничных политических соревнований.

Поэтому сейчас мы создаем Украинский институт.

Не только в кругу деятелей культуры, но и на уровне политических решений есть понимание, что культура - это главный компонент того, как страна представляет себя в мире. Это жизненно необходимо не только для туризма или развития культурных связей, но и для привлечения инвестиций и продвижения местных товаров и услуг на международные рынки.

Культура имеет политическое значение.

Это наш свободный вход в Европу, реальная евроинтеграция через культурный диалог, через общие ценности.

В ходе драматических событий последних двух лет мы увидели на примере собственной страны, что борьба за культурные смыслы, за идентичность, за интерпретацию собственной истории, за сохранение культурной традиции, за открытость к другим культурам мира, за свободный и равный диалог (собственно – борьба за ценности!) иногда забирает человеческие жизни.

Десятки. Сотни жизней.

Потому что культура – это идентичность.

Линия культурного фронта растянулась вдоль нашей восточной границы.

И она не географическая – она идет по слабым местам культурной политики, по размытой национальной идентичности. Поэтому и победу ускорит наша культурная экспансия – в положительном смысле этого слова.

Мы должны открыть себя миру.

Точечные инициативы, яркие проекты волонтеров и украинских общин должны быть объединены стратегическим видением и поддержаны действиями государства.

В правительстве есть фактическая готовность к созданию Украинского института.

У нас впервые есть политическая воля, институциональное видение, подготовленная законодательная база, опытные партнеры и преданные единомышленники не только в Украине. Сложная экономическая ситуация уже не является контраргументом, она не будет препятствовать этому процессу. Мы готовы представить проект правительственного решения, устав Института, положение о наблюдательном совете.

Утверждение этих документов станет стартом работы Института, однако программное наполнение деятельности и финансирования потребуют отдельных решений.

В Министерстве культуры мы прошли долгий процесс в сотрудничестве с экспертами, с коллегами из других министерств, с учеными, культурными менеджерами, активистами украинских общин по всему миру, специалистами иностранных институтов, известными личностями. В течение этого года мы наработали философию и организационную форму, варианты смешанного финансирования для создания сети центров украинской культуры с главным офисом в Украине.

Процесс происходил с максимальной прозрачностью, под прицелом критиков и скептиков. Всем, кто выражал заинтересованность в том, чтобы принять участие в подготовительном этапе, мы предлагали присоединяться к обсуждениям, хотя порой критика слишком фокусировалась не на том, как реализовать идею, а на том, кто это делает.

Цена кадровой ошибки при запуске новой структуры для культурной дипломатии действительно будет очень высокой.

Поэтому директор Института будет назначаться на конкурсной основе, с определенными требованиями к кандидатам.

В проектах учредительных документов предусмотрено, что назначение и увольнение руководства Института осуществляется по решению Наблюдательного совета. В состав совета войдут деятели украинской культуры, науки, общественной жизни, которые имеют особые достижения в деле культуры, науки, повышения роли культуры в обществе и/или оказывают значительную организационную, материальную или иную поддержку деятельности Украинского института. Со стороны властных институций - уполномоченные представители Верховной рады и правительства.

Модель финансирования, как и организационная структура, предполагает широкую автономию. Министерство культуры как основатель Института будет осуществлять финансирование за счет субвенций на текущую деятельность, включая техническое обслуживание и административную деятельность.

Другие источники финансирования – средства специального назначения для определенных задач и программ; доходы от выполнения задач для государственных организаций, органов местного самоуправления и других учреждений и организаций; благотворительные и грантовые средства – от украинских и иностранных фондов, в том числе гранты Евросоюза; взносы физических и юридических лиц.

Финансовую отчетность за год будет утверждать правительство; документ с обязательным аудиторским заключением также должен одобрить Наблюдательный совет.

Мы исходили из того, что наша задача номер один – дать старт успешной культурной дипломатии.

Понимание процессов в украинской культуре и международного культурного контекста, экспертиза в культурной политике и коммуникациях является основой философии и первым критерием отбора для будущей команды Института. Люди, которые будут работать в проектах Института, должны понимать, какой украинский культурный продукт интересен за рубежом, с учетом специфики страны; мотивировать интерес, находить понятные формы подачи, поддерживать диалог с иностранной аудиторией.

На существующей ныне практике украинской власти просто нет смысла подробно останавливаться.

Этот опыт нам надо просто забыть, кардинально изменив подход к работе. Реалии изменились.

Когда-то Япония попыталась продвигать национальную культуру через театр кабуки и искусство икебаны. Высокая культура нашла сторонников в элитных сообществах, но настоящим глобальным японским проектом стали мультики аниме и суши.

Изучая разнообразный опыт, нам еще нужно найти свою формулу успеха.

За полшага до желаемого старта Украинского института важно, чтобы органы государственной власти сохраняли консолидированность усилий и общее понимание важности этого глобального позиционирования украинской культуры.

Документы готовы. Политическая воля и поддержка есть. И если этот проект ждал своего часа, ждал эволюции политического сознания и укрепления общественной поддержки, то это время наконец настало.

 

Автор: Андрей Витренко,

заместитель министра культуры
по вопросам европейской интеграции,

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.