Украина наконец получила вице-премьера по евроинтеграции! Что дальше?

Четверг, 14 апреля 2016, 14:30 — Мария Голуб, информационная кампания "Stronger Together!"

"Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь!" – это высказывание Махатмы Ганди в полной мере касается истории назначения в Украине вице-премьера по евроинтеграции.

Свершилось. В новом Кабмине эта должность есть, но привкус того, что назначение состоялось только по принципу "политической целесообразности", остался.

Если откровенно, то с этим назначением явно затянули. Неоправданно долго.

Общественность и международные партнеры требовали назначения "главного ответственного за евроинтеграцию" еще в 2014-м, сразу после подписания политической, а впоследствии и экономической частей Соглашения.

В 2015-м власть справедливо критиковали за крайне медленное продвижение к имплементации Соглашения, в частности, его законодательного обеспечения. Принятие законов, важных для реформирования экономики Украины, шло хаотично и медленно, часто "под давлением" общественности и международных доноров.

Есть очень много случаев, когда даже принятые законы до сих пор полноценно не работают – процесс успешно затормозили на уровне внедрения той или иной реформы.

В этом году ситуация выглядит еще сложнее. С 1 января заработала полноценная экономическая часть Соглашения – Зона свободной торговли с ЕС.

Но готова ли наша экономика и отечественные производители к условиям жесткой конкуренции с ЕС-овцами и что было сделано для того, чтобы Украина смогла воспользоваться многочисленными преимуществами Соглашения?

Почему до сих пор нет стратегии продвижения украинского экспорта в ЕС, почему даже после отмены Евросоюзом почти всех ввозных пошлин и девальвации гривны наши экспортеры так и не провели "массового захвата" европейского рынка, более того – абсолютные показатели экспорта в ЕС продолжают падать?

Евроинтеграционному вице-премьеру теперь придется отвечать на эти и множество других неудобных вопросов, большинство из которых могут и не относиться к его полномочиям...

Кстати, о полномочиях. По старой доброй традиции ни один из назначенных вице-премьеров в этом правительстве четких полномочий так и не имеет. Каждому нужно будет их себе "выбивать", "выторговывать", "отстаивать". По той же традиции,

рискуем получить ситуацию, когда евроинтеграционные успехи будут приписывать себе все, кто захочет, а вот за любую неудачу будет отвечать один вице-премьер по евроинтеграции.

Но это просто реальность, в которой придется работать. Не просто работать, а демонстрировать быстрый и ощутимый результат. Что возможно – надо только правильно наладить процесс, определить приоритеты, выработать собственную стратегию, а дальше – дело техники.

Если попытаться обобщить, то "главный евроинтегратор" должен одинаково хорошо работать сразу на трех фронтах:

1. Новоназначенный вице-премьер по евроинтеграции должно стать ТОП-координатором, ведь придется на самом высоком уровне наладить менеджмент всех процессов, связанных с выполнением Соглашения об ассоциации. Имеется в виду и обеспечение результативного политического диалога с различными институтами ЕС, и координация работы двусторонних органов, предусмотренных Соглашением (украинской части Совета и, особенно, Комитета ассоциации), и , самое главное, "законодательное" обеспечение выполнения Соглашения.

Конечно, сложнее всего будет с "экономическими" законами и обязательствами, предусмотренными Зоной свободной торговли с Евросоюзом и с секторальными реформами. Не секрет, что правительственные законопроекты всегда "продвигались" сложно: во время межведомственного согласования и в Раде, некоторые министерства справедливо возмущаются: евроинтеграционные законопроекты давно разработаны и даже согласованы – а у депутатов до них просто не доходят руки.

Кстати, на следующий, 2017-й, приходится огромный пласт обязательств по Соглашению, и с такими темпами подготовки мы просто обречены на постоянный срыв дедлайнов.

Следовательно, нужно будет очень быстро наладить работу с профильными заместителями министров по евроинтеграции (несмотря на дуализм подчинения), с Правительственным офисом по евроинтеграции, выработать единый и понятный План действий по выполнению Соглашения и обеспечить его поддержку всеми проевропейскими политсилами.

Соглашение об ассоциации – это, собственно, инструмент для осуществления реформ, необходимых для того, чтобы мы получили такие желанные европейские стандарты жизни, медицину, социалку, зарплаты и прочее. А это, кажется, обещали и обещают все политики.

Поэтому вице-премьеру одна дорога – в Раду – и договариваться, убеждать, объяснять, отстаивать, отчитываться. Одним словом – коммуницировать...

2. То есть евроинтеграционный вице-премьер обречен стать хорошим коммуникатором. Кроме усиленного диалога с Парламентом, коллегами-чиновниками, дипломатами, еврочиновниками, экспертами, представителями бизнеса и медиа, надо будет научиться говорить (отчитываться) о евроинтеграции с собственным народом. Простым языком, искренне, честно. Постоянно.

Говорить об успехах и неудачах, о вызовах и достижениях. Не имитировать – делать реальные реформы. Только так сможем удержать уровень веры в евроинтеграцию, а мечту людей "жить, как в Европе" перевести в формат стратегической цели. И, соответственно, получить от общества новый кредит доверия на ее выполнение.

3. Кроме того, евроатлантическому вице придется стать профессиональным лоббистом. В хорошем смысле.

Исключительно для того, чтобы обеспечить защиту и реализацию торгово-экономических интересов Украины на рынках ЕС. Нужно будет сыграть командно с президентом, премьером, главами МИД и Минэкономики и определить, наконец, наиболее уязвимые и наиболее конкурентоспособные отрасли и перспективные направления для торговли с Евросоюзом.

Не только аграрные, но и высокотехнологичные, сервисные, логистические. А также усиленно развивать экспортные мощности регионов Украины и начать использовать и "продавать" наше необычайно удачное географическое положение. Ведь с одной стороны – в торговле не место дипломатии и политике, а с другой, международная торговля – это и есть сплошная политика.

Напоследок напомним – Украину часто называют страной со слабыми институтами, но очень сильным гражданским обществом. Там, где по разным причинам не справляется власть, эффективно действуют общественные организации, инициативы, волонтеры. Так и здесь:

общественность, которая требовала назначения вице-премьера по евроинтеграции, должна теперь разделить ответственность и помочь в общем деле.

Экспертно, аналитически, адвокационно, медийно, с мониторингом выполнения Соглашения и с информированием общества и международных партнеров.

Но та же общественность, уверена, продолжит выполнять роль "сторожевого пса", поэтому имитацию евроинтеграции никому не простят. Слишком высокую цену мы за это уже заплатили.

 

Автор: Мария Голуб

эксперт инициативы "Stronger Together!"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.