Нездорова ли польская экономика? Несколько уроков для Украины

Четверг, 19 мая 2016, 09:10 — Виталий Шапран, Украинское общество финансовых аналитиков

В Украине очень часто приводят Польшу как пример экономического благосостояния и умелых структурных реформ.

Впрочем, более детальный анализ показывает, что не все так хорошо. В первом квартале реальный ВВП Польши упал на 0,1% по сравнению с ВВП прошлого квартала, дефляция составила 1,1%, а прогноз роста ВВП авторства МВФ на уровне 3,6% за 2016 год уже под вопросом.

Самое важное, что нынешнее падение, несмотря на величину, стало первым спадом польской экономики за последние годы. До сих пор наш сосед демонстрировал экономический рост даже в годы мирового кризиса.

Все это заставляет задуматься, что происходит с экономикой соседней страны и что ее ожидает – полномасштабный кризис или легкое волнение.

В конце концов, от этого может зависеть и сценарий реформ в Украине.

МВФ и погрешности статистики

Тревожный сигнал от Польши привлек внимание МВФ, миссия которого 16 мая опубликовала собственные выводы. Взгляд специалистов МВФ на страну очень оптимистичен, как и оценка результатов реформ, впрочем, экспертное мнение специалистов Фонда ставит новые вопросы о рисках польской экономики.

Рост ВВП Польши в 2015 году состоялся на уровне 3,6%. Такой же темп роста был запланирован на 2016-2017 годы.

По мнению фонда, польская экономика, несмотря на провальный первый квартал, еще может рассчитывать на рост ВВП даже на уровне 4%. В Фонде такой прогноз мотивируют уменьшением уровня безработицы в Польше.

Действительно, уровень безработицы снизился с 12,5% в 2014 году до 10,6% в 2015 году. В апреле 2016 года ситуация улучшилась и уровень безработицы упал до 9,6%.

Но назвать такой уровень безработицы полной занятостью нельзя.

Следует учитывать, что, по данным Центрального польского статистического офиса (GUS), ВВП Польши в первом квартале 2016 года снизился на 0,1% к четвертому кварталу 2015 года (с учетом сезонного фактора), но вырос на 2,5% относительно первого квартала 2015 года.

Дело в том, что учет сезонного фактора происходит через сезонные корректировки. Такие корректировки, включая корректировку на эффект календарных дней, динамических рядов квартальных оценок ВВП и его отдельных составляющих в постоянных ценах осуществляются с помощью программы DEMETRA, используя при этом метод TRAMO/SEATS.

Модель поддерживает много параметров и за существенное время, но при расчете они могут давать ощутимую погрешность, и поэтому, когда темп снижения или прироста меньше 0,5%, все же стоит доверять данным за квартал к соответствующему кварталу прошлого года.

Особенно значительным является влияние проблем с определением сезонности в странах с достаточно высоким уровнем соотношения экспорта к ВВП.

В Польше это соотношение по итогам 2015 года составляет примерно 40%. Это довольно значительный фактор сезонности, но его влияние на выпуск продукции не всегда возможно математически точно учесть.

Например, подобные расчеты в отношении украинской экономики не выглядят достаточно надежными.

Дефляция и внешние вызовы

По мнению представителей Валютного фонда, дефляционные процессы в экономике Польши пройдут сами при выполнении рекомендаций.

В частности, увеличение роста ВВП и частного потребления приведет к переходу от дефляции к инфляции на уровне 1,5-3,5% к концу 2017 года, но по итогам 2016 года будет зафиксирована дефляция на уровне 0,2%.

Впрочем, даже в МВФ признают, что позитивный сценарий для Польши находится под вопросом из-за внешних рисков.

Внешним риском номер один для Польши остается замедление роста европейской экономики, и здесь мы видим целый букет рисков – от монетарных рисков ЕЦБ до выхода Великобритании из ЕС.

В страны ЕС идет примерно 55-65% польского экспорта, примерно 25-30% экспорта приходится на Германию, 6-7% – на Великобританию.

Как следствие, успешность экономики Польши сейчас зависит от развития событий вокруг экономических перспектив ЕС.

При всем уважении к Польше, она построила экономику, которая зависит от событий в ЕС, особенно – в зоне обращения евро. У такого положения вещей есть положительная сторона – зона обращения евро и единое экономическое пространство ЕС, были и, надеюсь, будут оставаться стабильной средой для развития.

Но есть и негативные последствия зависимости – теперь большая часть экономических рисков в Польше находится вне зоны влияния национального правительства этой страны. Развивая собственную национальную экономику, Украине желательно учитывать такие риски.

На самом деле внешние риски для любой экономики мира наиболее опасны и к ним надо относиться внимательно, особенно в случае высокого уровня зависимости национальной экономики от таких рисков.

В МВФ и в Польше это понимают, возможно, поэтому Фонд еще в январе 2015 года предоставил Польше кредитную линию по программе Flexible Credit Line в размере 16,6 млрд евро. FCL будет действовать до января 2017 года, однако пока правительство Польши не пользовалось этой кредитной линией.

Знакомые и незнакомые рекомендации

Впрочем, существуют и внутрипольские угрозы. В частности, МВФ обеспокоен тем дефицитом, который в прошлом году вырос до 2,8% ВВП, а также указывает на увеличение дефицита из-за выполнения предвыборных обещаний по введению новых схем выплат помощи на детей.

Также Фонд занимается увеличением пенсионного возраста и указывает на новые фискальные риски при повышении выплат безработным. Все это – результат выполнения предвыборных обещаний новой польской власти.

Пока МВФ не уверен, удержится ли дефицит на уровне 3% ВВП в 2016 году. Если нет – то это может подорвать доверие инвесторов. По крайней мере, так считают в МВФ.

Не менее важно то, что Фонд ожидает от Польши налоговой реформы, предлагает устранить налог в финансовой отрасли, что искажает кредитные возможности банков, и перенести нагрузку на другие налоги.

А также МВФ предлагает избавиться от пенсионных льгот шахтерам и фермерам. Последнее – существенный удар по амбициям правительства, ведь это противоречит его обещаниям.

Когда знакомишься с отчетом Фонда по Польше, возникает стойкое ощущение дежавю – складывается впечатление, что он написан под копирку с украинским, хотя и с другими цифрами.

Впрочем, есть и отличия.

Одна из основных заключается в рекомендациях по развитию банковского сектора.

Фонд указывает на продолжающееся снижение рентабельности в банках из-за очень длительного периода низких процентных ставок. Для того чтобы урегулировать соответствующую ситуацию, предлагается увеличить кредитование за пределами банковской системы.

Фактически из-за очень низкой рентабельности и наличия валютных рисков для иностранных банков банковский сектор Польши, оставаясь надежным, подошел к границе объемов кредитования.

Меньше ставки – меньше объемов кредитов. Над такой аксиомой зависимости в Украине мало кто думал – но Польша, похоже, уже ощутила на практике эти риски.

Также следует учитывать, что снижение рентабельности банков ведет к снижению их способности самостоятельно сопротивляться рискам. Частично кредитование через банки в Польше ограничено из-за того, что страна не входит в зону обращения евро и имеет очень печальный опыт развития ипотечного кредитования в швейцарских франках.

Кстати, Фонд является устойчивым противником конвертации ипотечных кредитов во франках в злотые и считает, что это может подорвать финансовую стабильность в Польше.

Выводы для Украины

Прежде всего, экономика Польши достаточно далека от спада, а новость о падении ВВП на 0,1% можно списать на статистическую погрешность. Впрочем, экономика находится под воздействием внешних рисков и МВФ их страхует.

Все это означает для Украины следующее:

1. Прежде чем тянуться в ЕС, нужно четко понимать, кто будет компенсировать внешние риски экономики, в которой высока зависимость от экспорта. МВФ не всегда может прийти на помощь, а его присутствие не всегда является комфортно.

2. Если вы зовете в страну МВФ, бессмысленно мечтать о волшебнике, который из ничего построит вам финансовую стабильность. Рецепты Фонда одинаковы: сбалансируйте бюджет, снизьте фискальные риски, повысьте пенсионной возраст, уничтожьте льготы, проведите налоговую реформу.

Интересно, что рецепты как для стабильной Польши, так и для Украины одинаковы.

3. Когда очень долго хорошо – оказывается, это тоже может создать проблему. Так произошло с очень низкими ставками в Польше по банковским кредитам.

Теперь официальной Варшаве с этой проблемой надо что-то делать – или развивать небанковский кредитный сектор, или возвращаться к идее вступления в зону евро и частично терять монетарную самостоятельность.

 

Автор: Виталий Шапран,

член исполкома
Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.