Что означают датские смайлики и как они сделали еду безопасной

Пятница, 10 июня 2016, 14:10 — , World Bank Group, для Европейской правды

Как-то несколько лет назад мне посчастливилось посетить Данию. Каждый датский городок был похож на сказочный – с маленькими домиками и обилием цветов возле них.

Красоты красотами, но значительная часть путешествия была посвящена практическому изучению традиционной датской еды.

Так вот, больше всего меня заинтересовали не местные лакомства, а картинки с разными улыбками, наклеенные на дверях каждого заведения общественного питания и магазина, где продают пищевые продукты.

Стало интересно, что же это такое. Поэтому, увидев очередной смайлик на дверях кафе, я спросила у официанта об этом. Оказалось, что

улыбающийся смайлик – это знак того, что в заведении строго придерживаются всех требований безопасности пищевых продуктов, что подтверждается государственным контролирующим органом, и, соответственно, заботятся о своих клиентах.

То есть такую наклейку можно получить, только если во время государственной проверки инспектор увидит, что в заведении все, что касается безопасности пищевых продуктов, соблюдается наилучшим образом.

 

Речь идет о личной гигиене поваров и официантов, состоянии оборудования, на котором готовят блюда, используемых продуктах, предоставлении потребителям полной и правильной информации о пищевых продуктах, наличии эффективной системы самоконтроля.

Поскольку проверки безопасности пищевых продуктов проходят без уведомления, у владельца нет времени на специальную подготовку. Так что у инспектора, который попадает в бар, кафе или ресторан, есть возможность увидеть, как заведение работает каждый день в обычном режиме.

Система смайликов в Дании действует с 2001 года.

В соответствии с датским законом, инспектор по результатам проверки заведения выдает один из 5 видов наклеек, которые владелец обязан наклеить у входа.

Все бары и кафе стремятся получить именно "улыбку", поскольку это – наивысшая оценка, которая ставится при отсутствии замечаний.

Если в течение года учреждение получит четыре таких смайлика, то на входе появляется наклейка, которую называют "элитной улыбкой".

Еще есть наклейка, которая говорит о наличии мелких замечаний. Заведению, в котором были выявлены более серьезные недостатки, выдают уже наклейку с лицом без улыбки.  

 

Заведение с критическими замечаниями получает наклейку с сердитым выражением лица, что говорит о штрафе или отзыве разрешения на деятельность.

Интересно, что результаты проверок и основания для выдачи той или иной наклейки есть в открытом доступе.

Для этого потребителю достаточно зайти в соответствующий раздел на сайте контролирующего органа, ввести название и адрес заведения. Полная прозрачность.

Система смайликов в Дании помогла эффективно распределить ресурсы для осуществления государственного контроля. Смайлики стали критерием установления периодичности проведения проверок.

Соответственно, чем больше смайликов, тем реже проверки со стороны государства.

Понятно, что больше посетителей будет в тех заведениях, на дверях которых будет элитная улыбка. Поэтому датские кафе, рестораны, бары и магазины наперебой пытаются доказать, что каждый из них достоин элитной улыбки и, соответственно, большей благосклонности клиентов.

В достижении этой цели важную роль играет постоянное общение владельца заведения с командой, которой он объясняет прямую связь соблюдения требований безопасности пищевых продуктов с элитной улыбкой, а следовательно – с количеством посетителей и покупателей, заработной платой и чаевыми. Как правило, команда сразу понимает такую связь.

 

Потребители со своей стороны высоко оценили новый подход, поскольку он дал им возможность делать правильный выбор.

После определенного времени действия системы смайликов было проведено исследование ее эффективности.

Было подтверждено, что улыбки помогли датчанам повысить уровень безопасности пищевых продуктов в стране. Так, если в начале введения системы смайликов наилучшую оценку получали около 70% проверенных заведений, то в 2010 году (через 9 лет) их число возросло до 86%.

А результаты опроса потребителей говорят, что почти 100% считают систему смайликов замечательной идеей. Важно, что двое из трех потребителей никогда не пойдут в ресторан с наклейкой без улыбки или с сердитым лицом. И почти 60% отметили, что меняли запланированное место обеда из-за таких наклеек. Комментарии излишни.

Поэтому улыбки с отметками о результатах проверки из критерия для установления частоты проверок и инструмента эффективного использования государственных ресурсов превратились в полезный маркетинговый инструмент, где главным брендом является безопасность пищевых продуктов и доверие потребителей.

Кстати, кое-что из датского подхода уже есть в украинском законодательстве.

Например, норма о проведении проверок безопасности пищевых продуктов без предупреждения. В планах – внедрить риск-ориентированный подход к определению частоты проверок именно по европейскому образцу.

Что касается системы смайликов, то, на мой взгляд, такой подход с максимально прозрачным контролем, когда результаты проверок есть в открытом доступе, можно было бы внедрить и в Украине.

А почему нет? Приятно было бы заходить в супермаркет или кафе, где тебя встречают элитной улыбкой.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua