Уполномоченные экономоператоры: зачем они нужны и как не повторить ошибок Молдовы

Вторник, 29 ноября 2016, 09:00 — , , Антон Мельник
Фото silport.ee

ще в сентябре, согласно обязательствам перед МВФ, Украина должна была ввести институт уполномоченного экономического оператора (УЭО).

Это нужно для упрощения таможенных процедур и имплементации таможенного законодательства ЕС – обязательства по Соглашению об ассоциации, особенно после введения ЗСТ.

Что это такое?

Институт уполномоченного экономического оператора возник как ответ на растущие глобальные угрозы безопасности, в частности, после трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Тогда Всемирная таможенная организация и США в частности пересмотрели свое отношение к безопасности цепи поставок с целью ее усиления.

Однако, чтобы таможня могла должным образом контролировать безопасность, нужно эффективно организовать использование собственных ограниченных ресурсов таможенников. Понятно, что

проконтролировать все внешнеэкономические операции практически невозможно, поэтому важно определиться с тем, кому доверять, а кого проверять.

В 2005 году Всемирная таможенная организация утвердила Рамочные стандарты безопасности международной торговли. Эти рекомендации, среди прочего, положили начало созданию концепции уполномоченных экономических операторов.

Главная идея этой концепции достаточно проста: таможня доверяет законопослушному бизнесу и проверяет лишь те внешнеэкономические операции, где есть реальный риск нарушений законодательства.

На сегодня УЭО действуют во всех 28 странах ЕС, США, Швейцарии, Норвегии, Японии, США, Китае и некоторых других странах, которые являются членами Всемирной таможенной организации.

То есть эти страны имеют сходное правовое регулирование УЭО и могут заключать между собой соглашения о взаимном признании УЭО.

Поэтому если в Украине внедрить требования к УЭО, эквивалентные европейским, появится перспектива взаимного признания – чтобы украинские предприятия смогли получить таможенные льготы за границей.

В противном случае Украина может повторить достаточно неоднозначный пример Молдовы. Там ввели институт уполномоченных экономических операторов, однако законодательство Молдовы по УЭО не соответствует европейским требованиям.

Вместе с тем в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС Молдова уже начала в одностороннем порядке предоставлять льготы для иностранных компаний, которые в ЕС имеют статус УЭО.

То есть Молдова открывает свой рынок для иностранных УЭО, но Европа не предоставляет преимуществ молдавским компаниям, имеющим статус УЭО.

Есть ли выгода от получения статуса УЭО?

Статус УЭО – это комплекс льгот при взаимодействии с таможней, которые может получить законопослушное предприятие. Конкретный набор таможенных упрощений отличается в зависимости от типа сертификата, который получило предприятие (сертификат на упрощение таможенных процедур и/или сертификат надежности и безопасности). Рассмотрим наиболее существенные преимущества.

Прежде всего, это значительно меньше проверок на таможне.

Товары, перемещаемые уполномоченным оператором, реже подвергаются таможенным осмотрам и проверкам документов.

В случае, если таможня все же захочет осмотреть товар, который провозит УЭО, она заранее информирует об этом предприятие. Это позволяет лучше планировать поставки и избегать простоев.

При этом таможенное оформление и таможенный контроль грузов УЭО осуществляются в первоочередном порядке.

Компания со статусом УЭО может оформлять товары "у себя дома", пользуясь процедурой таможенного оформления на собственных складских и производственных мощностях. После того как еще не растаможенный груз прибыл по месту расположения предприятия, уполномоченному экономическому оператору достаточно кратко проинформировать об этом таможню, предоставив общие сведения о товаре.

Для увеличения - нажмите на изображение  

Если таможня не захочет осматривать груз, можно сразу начать его выгрузку. Подать полностью заполненную таможенную декларацию и уплатить таможенные платежи в таком случае можно постфактум, после того, как товары фактически выгружены, пересчитаны и оприходованы.

Все это помогает сократить расходы и время на прохождение таможни.

В некоторых случаях таможня фактически делегирует уполномоченному экономическому оператору часть своих полномочий. Так, уполномоченный оператор может сам опломбировать грузы таможенными пломбами при отправлении товаров.

Предприятие, которое часто перемещает товары внутренним и внешним транзитом, сможет получить сокращение суммы таможенной гарантии (обеспечение уплаты таможенных платежей) или освобождение от уплаты гарантии при транзитных перевозках.

Но следует отметить, что, помимо прописанных в законе упрощений, обладатель статуса УЭО получает и другие выгоды.

Ведь статус УЭО – это своеобразная сертификация качества работы. Следовательно, такое предприятие во всем мире воспринимается контрагентами как надежный и безопасный партнер. Вводя у себя процедуры и стандарты, необходимые для выполнения критериев УЭО, компания тем самым увеличивает общую эффективность своей работы.

Это порядок в бухгалтерии и на складе, физическая безопасность товаров и информации, улучшенное управление компанией. Поэтому получение статуса УЭО предполагает также ряд косвенных преимуществ.

Кто сможет получить статус УЭО?

Чтобы получить все эти льготы, предприятие должно соответствовать ряду критериев. В частности, речь идет о платежеспособности, наличии соответствующей системы ведения документации, профессиональной пригодности, соблюдении стандартов надежности и безопасности. Все эти критерии более подробно прописаны в международных рекомендациях и законодательстве ЕС.

Среди бизнесменов бытует мнение, что получить сертификат УЭО смогут лишь крупные компании. Однако на самом деле критерии соответствия статусу УЭО одинаковы для всех, главное – выполнить их.

В некоторых аспектах небольшому предприятию даже легче выполнить требования к УЭО. Ведь чем меньше размер бизнеса, тем легче его проконтролировать, в отличие от крупных корпораций с гораздо большим объемом внешнеэкономических операций.

С другой стороны, получение статуса УЭО – это длительный процесс, требующий немалых усилий от бизнеса. Поэтому не исключено, что в случае введения института УЭО в Украине одними из первых им смогут воспользоваться украинские "дочки" иностранных компаний, которые уже имеют аналогичный статус в ЕС или в США (особенно если украинское законодательство в сфере УЭО будет полностью соответствовать иностранному).

Есть опасения, что статусом УЭО воспользуются недобросовестные импортеры, которые таким образом смогут избегать надлежащего таможенного контроля и уклоняться от уплаты налогов.

Однако, как показывает опыт стран ЕС, перед получением статуса УЭО предприятие должно пройти достаточно жесткую проверку, во время которой таможенная служба тщательно исследует все аспекты деятельности компании.

Таким образом, претендент на статус УЭО должен быть кристально чистым и прозрачным с точки зрения таможни.

Что нужно сделать Украине для введения института УЭО?

По Соглашению об ассоциации с ЕС, Украина должна имплементировать в свое законодательство Таможенный кодекс Европейского Союза (Приложение XV к Соглашению). УЭО – среди тех положений, которые должны быть имплементированы в течение трех лет с момента вступления в силу Соглашения.

В законодательстве Украины понятие УЭО существует с 2012 года – с момента принятия действующего Таможенного кодекса. Однако ни одного уполномоченного экономического оператора в Украине до сих пор не появилось из-за отсутствия необходимых для этого подзаконных актов.

На нынешнем этапе евроинтеграции, возможно, это даже к лучшему. Дело в том, что нормы регулирования деятельности УЭО в действующем Кодексе не вполне соответствуют европейским.

Если бы в Украине появились УЭО, которые не отвечают европейским нормам, новоиспеченные операторы не получили бы льгот в ЕС.

По условию соглашения с ЕС, Украина должна внести существенные изменения в свое законодательство, что повлекло бы необходимость повторной пересертификации действующих УЭО на соответствие новым требованиям законодательства. В частности, как следствие различий в правовом регулировании института УЭО, Молдова не добилась признания своих УЭО в ЕС, хотя и начала признавать в одностороннем порядке УЭО Европейского Союза.

В Верховной раде находятся на рассмотрении два законопроекта о внесении изменений в Таможенный и Налоговый кодексы (регистрационные номера 4777, 4776), разработанные экспертной группой с участием представителей ГФС, Министерства финансов и бизнеса на основе таможенного законодательства ЕС и международных рекомендаций. Принятие предложенных этими законопроектами изменений позволит Украине ввести институт УЭО и упростить таможенные процедуры для законопослушного украинского бизнеса.

Однако перспективы принятия упомянутых законопроектов неясны.

Несмотря на то, что в сентябре Украина обязалась перед МВФ ввести УЭО еще в этом году, уверенности в том, что эти законопроекты будут успешно проголосованы, до сих пор нет.

Времени на выполнение международных обязательств Украины по внедрению УЭО осталось не так уж и много. Государство должно оказать поддержку бизнесу, в том числе и на таможне.

Что мы теряем?

Все государства по соседству с Украиной уже ввели свои программы по УЭО и благодаря этому оказали значительную поддержку своим экспортерам.

Учитывая, что Украина активно подписывает соглашения о свободной торговле со странами, в которых УЭО уже существуют, отсутствие такого института не лучшим образом влияет на конкурентоспособность украинских предприятий на глобальных рынках.

Поэтому дальнейшая задержка с правовым регулированием УЭО никоим образом не в интересах государства и бизнеса. И для того, чтобы институт УЭО наконец заработал на практике, нужно не только принять законопроект, но и обеспечить его качественную имплементацию с учетом отечественных реалий.

В противном случае можем получить ситуацию, когда будем вынуждены признавать чужих УЭО вместо того, чтобы предоставлять этот статус украинским предприятиям.

Авторы: Любовь Акуленко, Светлана Майструк, эксперты ОО "Украинский центр европейской политики";

Антон Мельник, старший консультант практики косвенного налогообложения EY Украина

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua