Украинцы в ЕС – козырная карта Киева. Ответ Юрию Андруховичу

Четверг, 6 апреля 2017, 15:33 — , журналист (Варшава)

В конце марта польское министерство внутренних дел и администрации сообщило, что прекращает прием заявлений от владельцев карты поляка на получение материальной помощи после переезда в Польшу.

Как объясняется в коммуникате, из 30 миллионов злотых, предназначенных на эти цели в польском бюджете на 2017 год, 22 миллиона уже распределено в течение первых трех месяцев, — желающих воспользоваться предложением оказалось слишком много.

Помощь в оформлении карты поляка, поиске архивных документов и подготовке к собеседованию в консульстве сегодня в Украине предлагают сотни фирм. Бизнес, который и раньше неплохо себя чувствовал, теперь вообще процветает: в 2016 году по инициативе правящей партии "Право и справедливость" польский Сейм изменил закон о карте поляка.

Теперь владельцы карты могут не только бесплатно учиться или лечиться на родине предков, но и получать денежную помощь на каждого члена семьи в течение первого года с момента переезда в Польшу. К тому же новые жители страны над Вислой с картой поляка могут сразу оформлять постоянный вид на жительство, а через год — паспорт гражданина Польши. Это существенно облегчает их ситуацию в сравнении с обычными мигрантами.

Перспектива год пожить за счет польских налогоплательщиков и быстро получить евросоюзовский паспорт подталкивает немало украинцев интенсивно изучать генеалогию.

Тем, у кого есть проблемы с поисками польского дедушки, "профессионалы" охотно помогут достать фиктивные бумаги. Немного подтянуть польский, запомнить даты Грюнвальдской битвы и Варшавского восстания, зазубрить Ojcze Nasz — и на беседу с консулом. В случае успеха надо подписать декларацию принадлежности к польскому народу, а тогда можно покупать билеты в Люблин или Краков.

Настойчивому желанию некоторых соотечественников ускоренно записаться в поляки на прошлой неделе на страницах интернет-издания Zbruc.eu возмутился Юрий Андрухович, автор знаковый не только для современной украинской, но и для польской культуры — это через его книги польские интеллектуалы открывали Украину после 1991 года.

Классик не скрывал раздражения и сожаления: ради улучшения благосостояния в соседней стране украинцы прилагают такие усилия, которых почему-то не захотели приложить для улучшения своей.

"Люди ищут себе родину. Та, что считалась ею до сих пор, не оправдывает надежд. Стоит ее поменять на соседнюю [...] Трудолюбивые и образованные, и все гениальные, такие, что свернули бы горы, думается мне. И почему бы им, таким хорошим, не работать и по 72 часа в неделю, спасая Польшу? Лишь только бы не Украину", — с сарказмом констатирует Андрухович.

Досталось и нынешней польской власти, которая сознательно и целенаправленно переманивает украинскую рабочую силу. Обманывает украинцев, обещая золотые горы, а они — ее, разыгрывая перед консулами драмы, достойные Словацкого и Гомбровича.

Не может не радовать, что тема карты поляка благодаря фельетону известного интеллектуала входит в украинские публичные дебаты.

А поговорить есть о чем — и украинцам с поляками, и украинцам друг с другом. Этично ли премировать людей за этническое происхождение?

Почему соседняя страна с помощью документа, который изначально позиционировался как инструмент заботы о культурных и образовательных потребностях нацменьшинства, сознательно ведет иммиграционную политику?

А что если после "Права и справедливости" власть в Варшаве возьмут ультраправые, которые будут трактовать владельцев карты поляка, как Россия сегодня трактует русскоязычных?

Но вопросы этики, безопасности, демографии, поставленные в XXI веке, требуют ответа на языке XXI века, а не века XIX, как это сделал Андрухович.

В современном мире темп миграции ускорился. Люди преодолевают тысячи километров в поисках лучшей судьбы, что уж говорить о пересечении границы соседней страны. Все больше людей, приезжая в одну страну, живут там несколько лет, а потом двигаются дальше — с ростом продолжительности жизни и развитием транспортного сообщения можно начинать все с начала не один раз.

С ростом количества мигрантов приходит смена классических национальных идентичностей.

Потомок итальянских и ирландских мигрантов, который родился в Штатах, в 20 лет уехал учиться в Дублин, получил ирландский паспорт, в 35 перебрался в село прадеда в Ломбардии, но при этом постоянно интересуется политической жизнью в Вашингтоне — он кто? А самое главное — почему он вообще должен выбирать между тремя родинами?

С картой поляка все, конечно, сложнее. От экономического мигранта могут требовать лояльности к государству, где он живет, но не признания себя частью новой этнической общности. Именно этнической, поскольку в современной Польше концепция политической польской нации практически отсутствует, и судя по шагам нынешнего польского правительства, в ближайшие годы ставка по-прежнему будет делаться на этнический, а не гражданский патриотизм.

Может,

польские законодатели и часть элит и считают, что украинцы должны в Польше не интегрироваться, а ассимилироваться, и карта поляка должна этому способствовать.

Но жизнь, как всегда, вносит свои коррективы. Получение карты или даже польского паспорта автоматически не отбирает у украинцев их украинскую идентичность.

Они остаются частью общины, диаспоры и могут далее принимать участие в украинских делах. Только надо не припирать их к стенке, а использовать их потенциал.

Людям нередко комфортно чувствовать себя частью двух стран, двух народов, двух культур. Украинцы в Польше, которые имеют карту поляка или польский паспорт, продвигают украинскую культуру, собирают помощь для бойцов в АТО, создают украинские детские сады и кружки.

И им бы пригодилась поддержка от украинского государства, хотя бы символическая, а не клеймо предателей, меркантильных искателей лучшей судьбы или широкий жест президента Петра Порошенко, который хочет лишать гражданства тех, кто прикоснулся к другому паспорту, чем тот, у которого обложка с трезубцем.

При этом украинцам свойственно восхищаться успехами выходцев из своей страны в Канаде, Британии или Франции. Информация о митингах в поддержку Олега Сенцова или против политики Владимира Путина в Вене, Тель-Авиве или Будапеште, организованных часто теми, кто недавно эмигрировал из Украины, мгновенно становится топ-новостью ведущих отечественных порталах.

Выходит, эти люди — адвокаты Украины, а те, кто едет в электричке на беседу во львовское  консульство — предатели? А если это одни и те же люди?

Возможно, это от Польши в большей степени сегодня зависит, сколько украинцев поедет в страну над Вислой. Но на Украине и ее элите лежит ответственность, будут ли эти люди украинским козырем в Европе или не захотят иметь с родиной ничего общего.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.