16 вариантов чешских раскладов: каким будет новый курс Праги

Вторник, 24 октября 2017, 16:30 — , Фонд им. Фридриха Эберта
Фото: pb.pl

Парламенсткие выборы в Чехии принесли множество сюрпризов. Многие из них могут стать трендом чешской политики, а поэтому - требуют детального изучения. 

Чаще всего говорится об убедительной победе движения ANO (Акция недовольных граждан) миллиардера Андрея Бабиша. Но еще большей сенсацией стал разгром правящей Чешской социал-демократической партии.

 

Социал-демократы  не просто проиграли выборы, но и показали наихудший результат в своей истории.

Согласно ожиданиям, они должны были занять второе место, но вместо этого откатились на шестое, впервые оказавшись позади Коммунистической партии Чехии и Моравии и впервые избранной в парламент праворадикальной партии "Свобода и прямая демократия" (SPD).

Чешские социал-демократы во многих отношениях отстали от времени, а потому, например, в столице страны Праге давно демонстрируют плохие результаты. Не хватает внутренней дискуссии по темам, ставшим вызовом нашему времени: организация процессов глобализации и распространения цифровых технологий, стратегии современной политики в сфере климатических изменений и экологии.  В руководящем эшелоне почти нет женщин и молодых людей.

С региональными структурами, по-прежнему пронизанными коррупционным протекционизмом, старой гвардией в руководстве партии и предвыборным лозунгом "Чешская Республика – хорошее место для жизни" невозможно стать альтернативой ни для представителей прогрессивной средней прослойки в городах, ни для молодых избирателей.

Чешские социал-демократы во многих отношениях превратились в политический антиквариат.

К этому следует добавить разобщенность в партии, где постоянно пытались заигрывать с различным электоратом. 

Яркий пример - временный глава партии Милан Хованец будучи в должности министра внутренних дел, в качестве реакции на принятие ужесточенной директивы ЕС о владении оружием инициировал изменения в конституции, которыми допускается использование оружия гражданами, имеющими разрешение на него, в случае "угрозы национальной безопасности".

 

Хованец принадлежит скорее к "ястребам" и в области миграционной политики, и такие заявления отпугнули многих прогрессивно настроенных избирателей.

На этом фоне, Андрею Бабишу удалось сыграть на тренде разочаровоности в политиках, повторив путь как Трампа, так и Берлускони. 

Так же, как как Трамп и Берлускони, Бабиш – успешный предприниматель и миллиардер, но ведет себя на публике намного аскетичнее и сравнительно тише. Его невозможно вписать в классическую схему "левые-правые", он не исповедует какой-то конкретной идеологии и является прагматиком с хорошо развитым чутьем потребностей избирателей. В соответствии с ним он и выстраивает свои обещания.  

В должности премьер-министра он хочет руководить государством как своей фирмой: результативно и заботливо. В частности, Бабиш анонсировал упразднение сената и существенное уменьшение палаты депутатов.

То, как ему, невзирая на обвинения в налоговом мошенничестве и злоупотреблении субсидиями ЕС, удалось предстать не только в роли критика, но и жертвы существующего продажного, недееспособного политического истэблишмента, который он обвиняет во лжи и который обещает побороть, вызывает интерес, но одновременно и внушает опасения.

Провозглашенный им курс в сочетании с высоким уровнем концентрации власти в политике, экономике и СМИ – это тревожный сигнал, и может привести к политике, в высокой степени ориентированной на определенные интересы.

Прежде всего

следует опасаться авторитарного стиля в политике и демонтажа демократии – то есть разворота Чехии в сторону жесткого курса, осуществляемого Польшей и Венгрией.

Однако сразу же после выборов Бабиш заверил всех в том, что не является противником Европейского проекта. И все же: он в равной степени отвергает как введение евро, так и дальнейшую интеграцию ЕС.

Однако дальнейший курс Чехии будет зависеть от формата коалиции. И это не случайное замечание - чисто арифметически возможны 16 вариантов коалиции.

Впрочем, все партии, кроме коммунистов и правых экстремистов, исключали возможность коалиции вокруг персоны Бабиша до тех пор, пока не будет завершено расследование мошенничества с субсидиями ЕС, и подтвердили это решение вечером в день окончания выборов.

Не менее важный вопрос - что ЕС стоит ожидать от нового чешского правительсва?

Тут стоит напомнить, что вечером в день выборов Бабиш заверил, что не намерен осуществлять политику, направленную против ЕС.  Однако таки ли будет на практике - неизвестно.

Дело в том, что все ведущие партии Чехии (ANO, ODS, SPD) исповедуют либо курс, целиком направленный против ЕС, как SPD, стремящаяся добиться изменений в конституции, которые позволили бы проведение референдума по вопросу ЕС, либо высказывают критику в адрес ЕС, как ANO или ODS, либо просто не поддерживают ни присоединение страны к еврозоне, ни углубление интеграции ЕС.

Проевропейские настроения в будущем правительсве возможны лишь в случае присоединения к коалиции социал-демократов,

а особенно - в случае сохранения поста министром иностранных дел Любомиром Заоралеком. Однако, скорее всего, социал-демократы решат уйти в опозицию. Вместе с ними в опозиции будут и другие партии с ярко проевропейской программой: ТОР-09 и христианские демократы.

Премьер-министру Соботке удалось навести мосты как со своими коллегами по Вышеградской группе, так и в отношениях с Берлином, Парижем и Брюсселем.

Уже сейчас можно сказать, что продложение такого курса будет невозможным. А значит - Чехия постепенно будет терять свой статус ключевого игрока Центральной Европы.

Статья впервые размещена на сайте IPG и публикуется с разрешения правообладателя, с редакционными сокращениями

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.