Что может помешать Украине получить статус кандидата на вступление в ЕС

Аналитика коротко
Понедельник, 23 мая 2022, 15:05

Остался месяц до заседания Европейского совета, то есть саммита ЕС 23-24 июня, где лидеры государств-членов будут рассматривать заявку Украины на вступление в Евросоюз.

Европарламент поддержал предоставление Украине статуса кандидата еще 1 марта сразу после заявки Украины 28 февраля. Причем абсолютным большинством голосов – 637 из всех 705.

Еврокомиссия сейчас готовит свое заключение, на основе полученных в апреле – начале мая ответов украинского правительства на стандартный опросник Еврокомиссии.

О том, что может помешать Украине получить статус кандидата на вступление в ЕС, читайте в статье директора Европейской программы Международного фонда "Возрождение" Дмитрия Шульги Кандидатский статус для Украины: аргументы в пользу и в ущерб Киеву.

Ожидается, что свое заключение Еврокомиссия предоставит не позднее середины июня, и есть надежда, что оно будет положительным – то есть ЕК будет рекомендовать предоставление Украине статуса кандидата (и возможно определит условия для начала переговоров о вступлении в ЕС).

Хотя возможен и вариант, когда под неформальным влиянием некоторых стран-членов Еврокомиссия выдаст не такое положительное заключение и предложит нечто меньшее – например, статус "потенциального кандидата" и/или некий набор условий для получения статуса полноценного кандидата на вступление.

Похоже, что действительно определяющей будет позиция Франции и Германии.

Целый ряд государств, особенно западноевропейских, сейчас колеблются и в конце концов примут решение, которое примут Берлин и Париж. Именно на них следует сейчас концентрировать наши усилия.

Казалось бы, настолько все очевидно по поводу получения Украиной статуса кандидата – что это далеко не вступление, а только кандидатство; что есть поддержка и граждан Украины и граждан ЕС; что есть объективное соответствие страны критериям, не хуже, чем у других стран-кандидатов; что это решение будет способствовать и скорейшему завершению войны, и послевоенному восстановлению Украины.

В чем тогда заключается проблема?

Два ключевых аргумента, которые приходится слышать в контексте невозможности предоставления Украине статуса кандидата – Балканы и необходимость реформы самого Евросоюза.

Мол, предоставление кандидатства Украине будет несправедливым в отношении стран Западных Балкан, которые уже давно получили статус кандидата, но их переговоры о вступлении в ЕС забуксовали.

Но здесь Украина не виновата. Каждая страна должна отвечать за себя и оцениваться соответственно, и не может быть заложником проблем, возникающих у других стран.

Что касается аргументации о необходимости реформы Евросоюза перед расширением, то здесь нужно понимать, что именно имеется в виду и противоречит ли это нашему статусу кандидата.

Германия и Франция стремятся перейти на процедуру принятия всех решений в Совете ЕС по принципу квалифицированного большинства голосов, а не консенсуса. Это для того, чтобы весь Евросоюз не мог быть заложником одного его члена. К примеру, когда нефтяное эмбарго против России блокирует только Венгрия.

Можно согласиться, что такие реформы в ЕС абсолютно отвечают нашим интересам и будут иметь поддержку Украины. Но это не повод для того, чтобы отказывать в предоставлении статуса кандидата.

Подробнее - в материале Дмитрия Шульги Кандидатский статус для Украины: аргументы в пользу и в ущерб Киеву.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.