Как Хорватия после войны избежала сползания в диктатуру

Аналитика коротко
Понедельник, 26 декабря 2022, 14:00

Современная история Хорватии так или иначе вызывает устойчивые аналогии с Украиной.

Здесь и распад хотя и меньшей, чем Россия, но тоже социалистической империи Югославии. И проблемы с переходом от посттоталитаризма к демократии. И война за право на существование государства и нации.

И, наконец, интеграция в экономические структуры и структуры безопасности развитого мира – ЕС и НАТО. 

А вместе с тем, это уникальный опыт трансформации государства после войны.

Для нас этот опыт является ценным, потому что и нам когда-то придется проходить свой путь послевоенных преобразований, чтобы отстроить страну и наконец присоединиться к клубу развитых государств.  

О том, какие уроки хорватской конституции могли бы пригодиться Украине, читайте в статье аналитика Центра совместных действий Назара Заболотного Предохранитель от авторитаризма: как Хорватия после войны сбалансировала ветви власти.

К партиям в Хорватии повышенное законодательное внимание, потому что страна является парламентской республикой. А значит, от того, как функционируют партии, в значительной степени зависит вся система власти.

На уровне Конституции установлено, что политические партии обязаны публично отчитываться о происхождении своих средств и активов. А источники финансирования детально урегулированы законом.

Это, как и в Украине и многих других странах, имеет целью уменьшить политическую коррупцию и показать избирателю, какие именно группы влияния стоят за той или иной политической силой, чтобы не голосовать за "кота в мешке". 

Хорватский парламент – Сабор – является однопалатным, как и Верховная Рада. Однако в нем нет зафиксированного количества мест.

Инициировать рассмотрение законопроектов может любой депутат, или правительство. Правом законодательной инициативы наделены также парламентские комитеты. Это необычно для Украины, ведь у нас Конституция не дает комитетам никаких самостоятельных полномочий.   

Как и во многих других странах Европы, большинство законов в Хорватии принимают не большинством от состава парламента, а простым большинством от присутствующих, при условии, что в зале есть не менее половины всех народных избранников.

Такая процедура делает парламент весьма дееспособным и позволяет сосредоточить внимание общества на сути решений, а не на том, кто из депутатов прогулял заседание.  

Для отдельных законов, которые для народа имеют особый вес, конституция прямо устанавливает другое количество голосов.

Также изюминкой хорватского основного закона является то, что он уделяет очень много внимания демократическому контролю за армией и специальными службами.

Подобных норм Украине откровенно не хватало. Поэтому в годы, предшествовавшие Революции достоинства, Вооруженные силы Украины находились вне поля зрения законодателей и не получали даже минимально необходимого финансирования.

А специальные службы боролись не с российской угрозой, а с политическими оппонентами власти и терроризировали бизнес. 

Президента Хорватии избирают всенародным голосованием – в отличие от многих парламентских республик, где главу государства избирает либо парламент, либо специальное собрание или ассамблея.

Несмотря на это, роль президента в Хорватии в основном церемониальная.

Настоящая сила главы государства проявляется только тогда, когда речь идет о войне. Он является верховным главнокомандующим Вооруженных сил и назначает все военное руководство государства.

Его полномочия позволяют функционировать стране даже тогда, когда из-за уровня военной угрозы невозможно собрать парламентариев для работы. Более того, на период действия военного положения парламент может предоставить президенту дополнительные полномочия. 

За осуществление исполнительной власти в стране отвечает правительство. Оно формирует государственную политику во всех сферах управления и ответственно за ее внедрение в жизнь.

Процесс формирования Кабмина в Хорватии схож с украинским.

Для быстрого реагирования на кризисные ситуации в государстве парламент может усилить правительство, предоставив ему полномочия принимать акты, имеющие силу закона сроком на один год. Ограничение действия во времени позволяет избежать слишком сильного роста власти чиновников и обеспечивает воплощение в жизнь принципа сдержек и противовесов между ветвями власти.

Опыт Хорватии невероятно ценен для Украины. Здесь мы можем найти возможные варианты решений актуальных для нас проблем.

Например, усиление роли парламента в контроле за армией и специальными службами, чтобы те не были обделены государственным финансированием и занимались защитой интересов государства, а не политикой или бизнесом. Это также вариант, как сохранить баланс власти в условиях внутренних кризисов или даже войны.

Подробнее – в материале Назара Заболотного Предохранитель от авторитаризма: как Хорватия после войны сбалансировала ветви власти.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.