Как Молдова хочет принудить приднестровских сепаратистов к реинтеграции

Аналитика коротко
Пятница, 10 февраля 2023, 10:35

Начало февраля 2023 года претендует на роль исторического, ключевого периода в соседней Молдове в решении так называемого "приднестровского конфликта".

Власти Молдовы решили развернуть свою приднестровскую политику на 180 градусов и приняли закон, по которому теперь должно начаться уголовное преследование всей приднестровской верхушки. Более того, во время рассмотрения закон дополнили нормами, по которым должно также начаться уголовное преследование российского военного руководства.

Теперь, исходя из закона, должна начаться экономическая блокада Приднестровья. А примирительные переговоры с сепаратистами должны измениться на принуждение к реинтеграции.

Впрочем, реальные последствия будут существенно скромнее, если его подпишет президент, идет речь в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко Молдова объявляет "войну" сепаратистам: как планируют преследовать элиту Приднестровья и РФ.

Республика Молдова – одно из государств бывшего Советского союза, где в 90-х был создан феномен под названием "замороженный конфликт". Речь идет о территории Молдовы на левом берегу Днестра, которая уже более 30 лет находится под российской оккупацией.

В 1992 году вооруженные силы РФ вели здесь открытую войну против новосозданной молдавской армии.

После военного поражения молдавское руководство было вынуждено подписать с тогдашним президентом РФ договор о перемирии, а Приднестровье осталось под российским контролем. Не менее важным, чем военное поражение Кишинева, стало поражение информационное: Россия, с помощью системной пропаганды, смогла превратиться в сознании большинства из участника приднестровского конфликта в "миротворца".

Но кроме того, под информационным влиянием РФ в Молдове под неформальным запретом оказалось... слово "сепаратизм".

Его употребление в Молдове превратилось в моветон – потому что, мол, оно является оскорбительным для Тирасполя. 

Действующий состав парламента Молдовы решился прервать это табу.

Более двух месяцев назад там зарегистрировали изменения в уголовный кодекс, определяющие сепаратизм и устанавливающие наказание за него и за связанные действия. В феврале закон одобрили в целом. 

Сейчас документ еще не вступил в силу, поэтому о конкретных уголовных делах говорить рано. Но текст закона свидетельствует о сногсшибательных изменениях в отношениях Кишинева и Тирасполя.

Измененный уголовный кодекс Молдовы определяет, что само по себе существование приднестровской власти является противоправным. В это сложно поверить, но до сих пор это не было четко определено в законодательстве Молдовы!

По сути, закон предусматривает наказание для руководства Приднестровья сугубо "по должности".

За "сепаратизм" предусмотрен штраф, а если речь идет о "публичных лицах" (которыми, несомненно, являются приднестровские политики), то штраф становится невозможным – предусмотрено лишь заключение от 3 до 7 лет.

Между тем вся деятельность приднестровской власти направлена на отделение от Молдовы – а значит, "президента Приднестровья" Вадима Красносельского и всех членов его правительства вскоре должно ждать уголовное преследование.

Те граждане Молдовы, кто, сотрудничая с "неконституционными образованиями", "перешел на сторону врага", приравниваются к изменникам родины с наказанием до 20 лет лишения свободы. Впрочем, эта норма остается декларативной, потому что до определения России как "врага" Молдова еще не дошла.

Исходя из жесткости и безальтернативности предусмотренных в законе наказаний, неудивительно, что решение парламента Молдовы вызвало настоящую бурю в Тирасполе.

С критикой принятого закона выступили тамошние ключевые чиновники.

8 февраля с протестом против наказания за сепаратизм выступил "парламент" Приднестровья. Депутаты единогласно приняли заявление, в котором объявили действия Кишинева "актом агрессии, направленным на подрыв переговорного процесса" и "поводом для массовых нарушений прав человека". В Тирасполе теперь ждут "перетекания напряженности из других конфликтных зон" и "возможной эскалации".

Одновременно приднестровская пропаганда начала распространять для своего населения "пугалки" о том, что отныне все жители Приднестровья подпадают под уголовное преследование.

Кишинев в ответ взялся объяснять – что нет, не все. Хотя, действительно, описание преступлений в законе настолько размыто, что осудить по нему можно любого.

Сейчас молдавские СМИ и политики также задают вопрос о том, как будет действовать закон, если полностью выполнять его невозможно. Ответа на этот вопрос, похоже, нет ни у кого.

Закон действительно может убить переговорные форматы с Приднестровьем.

Это действительно может вывести решение приднестровского конфликта на новый уровень.

Подробнее – в материале Сергея Сидоренко Молдова объявляет "войну" сепаратистам: как планируют преследовать элиту Приднестровья и РФ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: