Как сделать более эффективным финансирование восстановления Украины

Аналитика коротко
Четверг, 11 мая 2023, 19:00

Украина сражается с врагом, гораздо сильнее ее.

Но тем не менее, мы не одни в нашей битве. 

В наши самые темные дни Украина получила международную финансовую помощь на социальные выплаты. Страны Запада оказывали гуманитарную и военную помощь. 

О финансовых потребностях Украины и роли европейского бюджета в этом контексте читайте в колонке заместителя исполнительного директора "Центра экономической стратегии" Марии Репко Финансовая поддержка Украины во время и после войны: какой может быть стратегия ЕС.

Из-за войны Украина остается с наибольшим дефицитом бюджета и наибольшей потребностью в финансировании в своей истории, пишет автор колонки. 

По оценкам МВФ, после погашения долгов потребность в финансировании составит $42 млрд на 2023 год или $124 млрд на пять лет, с 2023 по 2027.

К счастью, потребность в бюджетном финансировании на 2023 год покрывают твердые обязательства наших партнеров (не включая расходы на быстрое восстановление и реконструкцию). Но на последующие годы нам нужно будет еще $82 млрд финансирования до 2027 года, предостерегает эксперт.

"Украина благодарна за декларируемую готовность Евросоюза и стран "Группы семи" покрыть этот разрыв. Но не менее важно, чтобы эта предварительная готовность нашла отражение в бюджетных строках среднесрочного бюджета ЕС", – считает Мария Репко.

По ее словам, это не только обеспечит Украине необходимые средства, но даст людям ощущение стабильности и надежного якоря в мире, который проходит один из крупнейших штормов.

"При этом у Украины очень скоро возникнет проблема с ростом долговой нагрузки. Одна из возможных опций смягчить это – использование замороженных российских активов, включая активы центрального банка", – пишет автор колонки.

Если исходить из суммы в 300 млрд и ставки в 3,5% годовых по казначейским обязательствам США, это может стать существенным источником дохода и покрыть примерно четверть годовых бюджетных потребностей. Это снизит давление как на украинские публичные финансы, так и на бюджет ЕС и других стран-партнеров, которые помогают Украине.

Второй критический аспект финансирования, в котором Украина нуждается в поддержке, – потребности финансирования быстрой реконструкции, уверена заместитель исполнительного директора "Центра экономической стратегии". 

Мария Репко приводит три принципа, по которым такая реконструкция должна финансироваться и происходить.

Каждый доллар или евро международной помощи, по ее словам, должны приносить мультипликативный эффект, не только быстро помогать в преодолении проблемы, но и способствовать тому, чтобы Украина в среднесрочном горизонте стала самодостаточной, стабильно растущей экономикой, которая сможет удовлетворить Стокгольмским критериям для членства в Евросоюзе.

Потребности в быстром восстановлении на 2023 год сейчас оцениваются в $14 млрд.

И здесь, как и в случае с бюджетными потребностями, 2023 год – не конец истории.

"Важно спланировать на будущее и иметь уверенность в том, что Украина получит поддержку, которая ей нужна. Кроме того, мы знаем, что эта война – экономический вызов не только для Украины, но и для стран Европы", – отмечает эксперт.

Как мы уже видели на примере программы NextGenerationEU, напоминает Мария Репко, Евросоюз умеет отвечать на вызовы амбициозными и эффективными программами.

"Для того чтобы ответить на вызовы новой реальности, можно предложить создать новую среднесрочную программу ЕС, призванную финансировать борьбу с последствиями войны в Европе", – предлагает автор колонки.

Подробнее обо всем этом – в колонке Марии Репко Финансовая поддержка Украины во время и после войны: какой может быть стратегия ЕС.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: