Как переход на стандарты ЕС изменит работу дальнобойщиков и какое влияние это будет иметь

Аналитика коротко
Новости — Среда, 10 декабря 2025, 14:30 —

Когда мы говорим об интеграции Украины во внутренний рынок ЕС, обычно упоминаем таможню, тарифы или технические стандарты.

Но есть менее заметный фактор, который напрямую влияет на стоимость доставки и работу рынка: правила рабочего времени водителей грузовиков. Именно они определяют, сколько реально может проехать водитель, как планируются рейсы, как работает конкуренция. И в конечном итоге – сколько стоит доставка товара для бизнеса и потребителя.

О реформе условий труда водителей грузовиков читайте в статье ведущего научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Ирины Коссе Евроинтеграция для дальнобойщиков: какие последствия будет иметь переход на требования ЕС для водителей. Далее – краткое изложение статьи.

Украинские перевозчики, работающие на международных маршрутах, уже формально подпадают под международные правила пребывания за рулем и отдыха.

Но проблема для украинских перевозчиков заключается в контроле и новых требованиях ЕС, которых в нынешней международной структуре для наших перевозчиков нет.

Для международных рейсов действует соглашение AETR – международные правила Европейского региона относительно времени управления, перерывов и отдыха водителей; базовые нормы там очень близки к Регламенту ЕС 561/2006, но часть новых требований ЕС она не охватывает.

Наибольший разрыв между Украиной и стандартом ЕС не в самих цифрах, а в том, как обеспечивается выполнение правил.

Контроль остается фрагментарным: разные органы проверяют разные части, но не хватает четкого разграничения полномочий и координации, а также подтвержденного минимального объема проверок на уровне европейской практики (ориентир – 3% рабочих дней водителей в год).

Тахографы, в том числе цифровые, есть, но их данные пока редко работают как реальный контроль.

В Евросоюзе условия труда водителей грузовиков регулирует Регламент о дорожном транспорте (№ 561/2006), а с 2024 года в ЕС постепенно внедряют изменения для перевозчиков и водителей в рамках "Пакет мобильности". 

Среди таких требований – отдых в отеле или в жилье вместо проведения обязательного 45-часового отдыха в кабине, или возвращение на базу или место проживания не реже одного раза в четыре недели.

Пакет мобильности добавляет еще ряд правил, которые усиливают этот подход: в частности, требование возвращения грузовика раз в 8 недель, новые стандарты smart-тахографов и правила оплаты труда в зависимости от страны, где выполняется работа.

"Транспортный безвиз", который действует для Украины до марта 2027 года, упрощает доступ к перевозкам за счет отмены разрешений, но он не заменяет требований внутреннего рынка ЕС в отношении социальных правил и контроля.

Чем ближе Украина будет к стандартам ЕС в режиме труда водителей и в реальном надзоре за их выполнением, тем меньше оснований для конфликтов вокруг конкуренции и тем легче будет сохранять и расширять режим либерализации.

Введение правил ЕС относительно режима труда водителей означает переход к более современной организации автоперевозок и более прогнозируемой логистике.

Да, рынок понесет дополнительные расходы на организацию работы, персонал и инфраструктуру. Но взамен возрастет безопасность и предсказуемость перевозок, уменьшатся простои и аварийные риски, а конкуренция станет более прозрачной.

Однако в итоге это означает меньше скрытых потерь для бизнеса и более стабильную логистику для экономики. Это должно приблизить украинский рынок к практикам ЕС в повседневной работе и усилить шансы, что либерализация перевозок будет долгосрочной.

Подробнее – в материале Ирины Коссе Евроинтеграция для дальнобойщиков: какие последствия будет иметь переход на требования ЕС для водителей.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: