Клинический случай визовой политики

Пятница, 4 июля 2014, 14:40 — Сергей Сидоренко, ЕвроПравда
www.telegraph.co.uk

24-28 июня в Саутгемптоне (Великобритания) должен был состояться международный конгресс панкреатологов под председательством украинского доктора, признанного авторитета в медицине, профессора Натальи Губергриц.

Конгресс, конечно, состоялся. А вот председателя пришлось срочно менять.

Британцы отказались давать визу украинскому профессору, автору более 1000 научных работ, 46 изобретений и 17 монографий в сфере медицины внутренних органов, заявив, что "не уверены" в ее намерениях заниматься в Британии научной медицинской деятельностью.

Всего в визах было отказано 10 украинским медикам, которые планировали ехать на это событие. Среди них еще три профессора с мировым именем - Владимир Копчак, Игорь Хомяк, Владимир Клименко. Все они, по мнению, британцев, решили обмануть посольство и улететь в Лондон "под предлогом" участия в медицинском симпозиуме.

Все необходимые справки, оплаченные авиабилеты и гостиница, а также неоднократные просьбы организаторов конгресса содействовать в выдаче виз медикам были попросту проигнорированы британской стороной.

Более того, в результате этой "спецоперации" украинская медицинская наука понесла заметную потерю. Наша страна лишилась права принимать в 2016 году медицинскую встречу международного масштаба.

ЕвроПравде также стало известно, что случаи необоснованных и резонансных отказов британцев участились в последние месяцы

Но об этом - ниже.

Британская дружба

Туманный Альбион всегда выделялся (и до сих пор выделяется) среди прочих стран Западной Европы. Британия сперва вовсе не хотела вступать в ЕС. Затем, в 1973 году, присоединилась к сообществу, но осталась "страной-исключением". В ряде сфер британское законодательство не согласуется с общеевропейским, и эта особенность была оговорена в договоре об условиях членства.

В числе исключений - иммиграционная и визовая политика. Британия сохраняет паспортный контроль на границе с материковой Европой (даже если вы въезжаете не по морю, а поездом, через туннель под Ла-Маншем). Лондон выдает и будет выдавать свои визы, а не шенгенские.

Сейчас и вовсе ведутся разговоры о возможности выхода Королевства из Евросоюза.

В то же время, в финансовом плане Лондон очень крепко связан с Брюсселем, Британия получила огромные бонусы от своего членства в ЕС и от общего рынка.

Отношения Великобритании с Украиной - столь же "двойственные".

В политическом плане Британия остается одним из "друзей Украины" в Европе. Частично это поясняется давними сложными взаимоотношениями Лондона с Кремлем.

В Британии прекрасно знают, что такое давление России и какими могут быть ее "неофициальные методы борьбы" с оппонентами. Именно сюда уехало из России немало опальных олигархов, именно здесь был отравлен радиоактивным полонием беглый ФСБшник Александр Литвиненко.

Британское посольство в Украине - одно из наиболее активных. Более того, Британия не раз заявляла о поддержке европейской перспективы Киева.

Но лишь только вы отклонитесь от внешней политики и перейдете в иные (даже в смежные!) сферы – отношение Лондона к Киеву меняется на противоположное. И визовая сфера (которая находится в компетенции МВД, а не МИД) здесь - весьма показательна.

Британия вмиг "забывает" о дружбе с Украиной и начинает воспринимать нас как страну третьего мира, которая требует, скорее, наказания, а не поддержки.

Лондон - единственная столица ЕС, которая отказывается упрощать визовый режим для отдельных категорий граждан (в этот список, к слову, входят и ученые)

А еще - об этом знают не многие - в Украине нет даже консульского отдела, который занимался бы выдачей виз. Все паспорта заявителей из Украины, подавших на британскую визу, вывозятся в британское посольство в Польше. В Киеве их заявки не рассматривают.

Это само по себе странно, ведь в нашей 45-миллионной стране есть британское диппредставительство. Но помимо моральных аспектов, помимо вопроса времени (оперативно выдать визу физически невозможно!) и защиты персональных данных, возникает иная проблема.

Связанная с необоснованными отказами в выдаче визы.

Мигранты с мировым именем

В распоряжении Европейской правды есть документы, поданные в посольство группой украинских докторов, а также ответ посольства с отказом в выдаче визы. Заявители предоставили подтверждения от организаторов и спонсоров (известных международных медицинских корпораций) о том, что те оплатили перелет, проживание и все расходы ученых в Британии.

Этого оказалось недостаточно.

"Вам не удалось предоставить достаточных доказательств, которые убедили бы меня в том, что ясна цель визита... не было необходимости проводить (дополнительную) личную беседу с вами, принимая решение по вашей заявке", - говорится в ответе посольства.

Визовый офицер утверждает, что "пытался связаться с организаторами конференции с просьбой подтвердить ваше участие, но не получил такого подтверждения...", а также "пытался связаться с Abbot laboratories (спонсор, оплативший перелет и гостиницу части ученых), но и это не удалось"

"В свете вышеописанного... я не доволен вашим намерением посетить Великобританию. Я не убежден, что вы действительно хотите совершить короткий визит в Британию и что вы покинете страну по окончанию сроков этой поездки", - сообщил визовый сотрудник, не назвавший в документе свою фамилию и подписавшийся инициалами MJG.

Примечательно, что украинские врачи получили паспорта с отказом 24 июня – в день, когда конференция уже началась. То есть даже в случае выдачи визы они не смогли бы ее использовать, ведь авиабилеты "сгорели" еще накануне. "Хотя мы сдавали паспорта месяцем ранее, времени было вполне достаточно. Похоже, отказ сознательно оттягивали, не оставив нам возможности опротестовать его", - поделилась с ЕвроПравдой профессор Губергриц.

По-видимому, британские визовые офицеры не приучены пользоваться google. Достаточно вбить в поисковую строку имя Натальи Губергриц, чтобы получить сотни подтверждений о том, что это за человек.

Но дело даже не в этом.

Европейской правде потребовалось менее часа, чтобы сделать то, что "не удалось" визовой службе – а именно – получить ответ организаторов симпозиума из Британии. Более того – выяснилось, что они подтверждали посольству участие украинской делегации, но их ответ был проигнорирован.

"Организаторы конференции ответили на первый же запрос об информации, это было еще за три недели до начала конференции. Мы выслали список всех участников из Украины, - сообщил Европейской правде британский профессор Колин Джонсон, который руководил подготовкой симпозиума в Саутгемптоне. - Кроме того, за день до начала мероприятия по просьбе профессора Губергриц я вновь связывался посольством в Варшаве, выслав по электронной почте подтверждающее письмо. Я так и не получил от них ответной реакции".

"Я невероятно возмущен тем, что моя страна не смогла справиться с обработкой визовой заявкой добросовестных ученых и враче, которые планировали принять участие в ключевом научном событии по их сфере деятельности", - не скрывает эмоций британский ученый.

Как выяснила ЕвроПравда, "нежелание" визового центра увидеть подтверждение стало не единственной проблемой.

Все десять украинских ученых получили отказы, написанные "под копирку". У всех было указано, что визовый офицер "пытался дозвониться" в Abbott laboratories. Однако у нескольких медиков спонсорами выступали другие медицинские компании, Abbott не имел к ним никакого отношения. Выходит, что британцы даже не пытались выяснить информацию по ним и ограничились формальной "отпиской", поясняя причины визового отказа!

И, наконец, надо заметить, что несколько врачей "отказников", неоднократно бывали в Великобритании ранее (в частности, Наталья Губергриц - четырежды), все они многократно бывали в европейских странах, что в ряде случаев подтверждается визами и печатями в загранпаспортах.

Предположить на этом фоне, что они хотят эмигрировать в Британию под предлогом поездки на симпозиум, можно лишь с богатой фантазией.

ЕвроПравда уделила немало внимания описанию "медицинского случая", поскольку он особенно показателен.

Однако у редакции есть свидетельства того, что визовая политика Британии системно изменилась в последнее время. Резонансные случаи безосновательного отказа стали не единичными.

К примеру, весной визы не получила команда студентов, ехавшая в Оксфорд на ежегодные соревнования по медиаправу. "Двум девушкам в визах отказали, а одному парню выдали, хотя документы у них были идентичные, - удивляется Тарас Шевченко, директор Института медиа права. - Мы пять лет возим студентов на эти соревнования в Британию и с отказом столкнулись впервые. Так что, по нашему опыту, визовая практика ухудшилась".

По его словам, его организация подала апелляцию британцам, но решить проблему так и не удалось.

Что делать?

Официальной реакции властей Украины и Британии на "медицинский случай" пока не поступало. Европейская правда в рамках проведенного журналистского расследования передала в МИД сведения об этом случае – там не знали о данной проблеме.

Между тем, источники ЕвроПравды в британском Foreign office утверждают, что там знают о данном вопиющем случае и изучают его.

Обычно консульские службы (и британцы тут - не исключение) не комментируют для прессы свои решения по конкретным визовым заявкам. Но учитывая резонанс данного отказа, Европейская правда готова предоставить британскому диппредставительству право на ответ и опубликовать их пояснения.

И, будем говорить откровенно, в этом случае дежурных фраз о том, что апликантам надо лучше готовить документы – совершенно недостаточно. Недостаточно будет даже извинений по конкретному случаю. Ведь проблема – в системе. И ее надо менять.

Руководитель общественной организации Европа без Барьеров Ирина Сушко отмечает, что дополнительные проблемы в визовой практике британцев появились после переноса обработки визовых заявок из Киева в Варшаву.

"Официально это решение Лондон поясняет банальной причиной – оптимизацией расходов МВД Британии и его миграционной службы. Не знаю, получилась ли у них в итоге значительная экономия. Но в любом случае, подобная организация процесса по подаче документов – абсолютно ненормальна. Экономия бюджета британцами не должна отображаться на украинских заявителях!" - говорит Ирина Сушко.

Вторая проблема – отказ британцев применять договор Украины с ЕС по облегчению визового режима для отдельных категорий граждан. Если бы конгресс панкреатологов происходил в странах шенгенского соглашения, такая ситуация была бы практически нереальной, ведь ученые пользуются упрощенной процедурой выдачи виз.

"Надо вести и с британцами переговоры, чтобы они упростили визовый режим. Это самый сложный момент. Нужна политическая воля МВД Британии, которой до сих пор не было", - отмечает Сушко.

Упорство Лондона в ужесточении визового режима для украинцев удивительно, ведь Украина, согласно всем данным, не представляет миграционной угрозы для Британии. Британцы не сталкиваются с проблемой трудовой миграции из Украины. Мы не входим в число стран, жители которых чаще всего просят убежища в Королевстве. Украина – это довольно благополучная страна, согласно ее британскому миграционному профилю.

Хотелось бы верить, что наш МИД сможет надавить на Британию в связи с вопиющими случаями последних месяцев. Хотелось бы верить, что британцы пойдут навстречу. Но пока оснований для оптимизма, честно говоря, немного.

Даже профильные организации – такие как "Европа без барьеров" – жалуются, что британское посольство попросту игноририрует их предложения о консультациях и о сотрудничестве.

Вместо постскриптума

К слову, "медицинский случай" не завершился одним лишь срывом поездки украинских врачей на симпозиум. Последствия оказались серьезнее. Приведем прямую речь Натальи Губергриц:

"То, что мы не попали в Лондон, сыграло катастрофическую роль для украинской медицины. Дело в том, что в 2016 году у нас в Украине, в Киеве, должен был пройти такой же ежегодный конгресс, как в этом году - в Саутгемптоне.

И мы в очень серьезной борьбе получили право провести его.

За период независимости Украины это был бы первый настоящий европейский медицинский конгресс в нашей стране. И что вы думаете? В наше отсутствие в Саутгемптоне провели голосование и отодвинули киевский конгресс на 2019 год!

При том, что нас не было на месте, у нас не было возможности проголосовать, не было возможности предоставить свои аргументы".

Что ж, хочется "поблагодарить" неназванного британского визового офицера за халатность. А Британию как государство – за отношение к украинских визовым заявителям как к гражданами страны третьего мира.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.